В настоящее время в хорошем смысле популярными стали волонтёрское движение, деятельность благотворительных фондов и организаций, работа поисковых отрядов. Идея добра не нова.
«Я пишу главным образом, для юношества. Лучший мой читатель — десяти-пятнадцати лет. Этого читателя я люблю, и мне кажется, что я понимаю его, потому что сравнительно не так давно таким же подростком был я сам», — писал А. П. Гайдар.
В повести «Тимур и его команда» детская игра из обычного развлечения превращается в общественно полезное дело . А. Гайдар ставил ответственную задачу — воспитать в подрастающем поколении готовность совершать добрый поступок, а если понадобится — и героический подвиг не напоказ, а по долгу совести. Именно в этом и заключается идейная ценность гайдаровской повести, важнейшее воспитательное значение тимуровского движения. Случилось небывалое в детской литературе: книга породила целое общественное движение, многие тысячи советских ребят организовали тимуровские команды в городах и селах нашей страны, даже оккупированных местностях, помогая Советской Армии и семьям фронтовиков.
Особенно большой размах тимуровское движение получило после 1-го Всесоюзного слета тимуровцев в 1973 году. Был создан Всесоюзный штаб Тимура при журнале «Пионер» . Создаются посты помощи инвалидам войны и труда, бюро тимуровских услуг , закладываются тимуровские аллеи и парки , действуют тимуровские детские сады и почтовые отделения , ремонтно-строительные мастерские, организуются тимуровские агитбригады, клубы, десанты и целые полки , проводятся тимуровские митинги, сборы, районные слеты, трудовые рейды…
Тимуровское движение было ценно тем, что дети, совершая добрые поступки, убеждались: дарить другим не меньшее благо, чем получать от других.
Днем рождения пионерской организации считается 19 мая 1922 г. , когда комсомол принял решение распространить опыт первых московских пионеров повсеместно. Рождалась детская организация в трудное время послевоенной разрухи, нехватки самого необходимого, детской беспризорности. Быть пионером в те годы означало иметь большое мужество и смелость.
В пионерских отрядах проводились торжественные и красочные пионерские сборы и вечера. Огромной популярностью среди ребят пользовались имена легендарных героев гражданской войны К . Е . Ворошилова, С. М. Буденного, М. В. Фрунзе, В. И. Чапаева, Г. И. Котовского, Н. А. Щорса, С. Г. Лазо.
Патриотическим начинанием юных ленинцев явилось тимуровское движение. Пионерия послевоенных лет — 1946 г. — начало 50-х годов — помогала взрослым восстанавливать народное хозяйство, залечивать раны, нанесенные нашей стране войной.
В декабре 1957 г. состоялся первый слет красных следопытов в Ленинграде. Одним из главных действенных путей изучения истории пионерской организации явилась поисковая работа красных следопытов . Красные следопыты использовали преимущественно два пути: встречи с ветеранами и запись их воспоминаний ; сбор документов и вещественных памятников прошлого . Результаты поиска приводили к оформлению выставки или музейной экспозиции .
Поисковая работа красных следопытов была подчинена цели самой благородной — способствовать увековечению памяти о событиях Великой Отечественной войны.
Борис Львович Васильев — писатель-фронтовик , поэтому его отношение к памяти о войне особенно трепетное. Написанный в 1986 году рассказ «Экспонат» — о памяти. Чем возмущён писатель-фронтовик Б. Васильев? Как хорошее дело — организация школьного музея — превратилось в плохое и безобразное ?
Пионеры познакомились с пожилой Анной Федотовной, матерью погибшего на фронте, которая хранит у себя его давнее письмо. Они не раз бывали у неё, слушали рассказы о сыне, просили передать для музея единственное его письмо… Анна Федотовна охотно общалась с ребятами, но письмо отдавать не соглашалась, объясняя, что это её единственная и очень дорогая память о сыне. Тогда пионеры, чтобы обязательно выполнить поручение, выкрали у слепой пожилой женщины её единственную реликвию. Анна Федотовна умерла…
Дети в рассказе — не отрицательные герои. Пионеры выполнили данное им поручение, но КАК? Из «благих побуждений» они совершили злое и страшное дело .
В рассказе разоблачена бесчеловечность формализма : для Анны Федотовны, письмо — это память о сыне, а для пионеров — всего лишь экспонат для музея.
Живую память превратили в мёртвый экспонат , который к тому же оказался не нужен и попал в запасники под инвентарным номером…
Прав писатель-фронтовик Б. Васильев , в одном из интервью с горечью признавшийся: «Убивает не только пуля… убивает равнодушие и казёнщина , убивает трусость и подлость…».
Такое отношение — формальное и бездушное — недопустимо было ни в тимуровском , ни в движении красных следопытов .
Начинала я работу над проектом, заинтересовавшись волонтёрским движением. Теперь понимаю, что и тимуровское движение, и поисковая деятельность красных следопытов, и волонтёрство — это звенья одной цепи . В основе всякого доброго начинания — человек , его неравнодушное сердце, кипучая энергия.
Из специальной литературы я открыла для себя и историю тимуровского движения , и то, с чего началась деятельность красных следопытов . Познавательной и полезной стала история замысла повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда» и рассказа Б. Л. Васильева «Экспонат»: одно произведение вдохновило масштабное движение детей и подростков. Автор другого предупредил об опасности рутины и равнодушия, если человек решал заниматься благородным делом.
Я утвердилась в моём желании стать волонтёром , потому что осознала для себя главное: быть добрым «вообще», «теоретически» — легко, но как-то стыдно. Надо от слов переходить к делу.
Помочь одному — важнее, чем мечтать облагодетельствовать всё человечество.
Литература:
- Аркадий Гайдар. Жизнь и творчество. Составитель Н. И. Рыбаков. Москва, «Просвещение», 1991
- Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина. Документы и материалы. Москва, «Молодая гвардия», 1974
- Гордин И. Этапы пионерского пути. Москва, «Просвещение», 1982
- Иващенко Г., Иванова А. Организация поисковой деятельности в пионерском отряде. — «Воспитание школьников», 1981, № 1
- Карнюшин В. Изучение «малой прозы» Б. Васильева. Методический комплекс, Смоленск, 1998
- Карнюшин В. Проза Б. Васильева о фронтовиках после войны. 70–80 годы. Автореферат, 2000
- Коротов В. Воспитывающее обучение. Москва, 1980
- Крылова Г. Воспитание пионеров на истории пионерской организации. Ленинград, 1972
- Смирнова В. А. Гайдар. Москва, «Советский писатель», 1972
- Тельман И. Команда Тимура. — «Комсомольская правда», 1957, 12 октября
- Черник С. Советская школа в годы Великой Отечественной войны. Москва, 1975
- Эстафета пионерских поколений. Москва, 1972.