Проблемно-диалогическое обучение как способ решения учебной задачи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 02.06.2016

Статья просмотрена: 520 раз

Библиографическое описание:

Бадалова, Л. Х. Проблемно-диалогическое обучение как способ решения учебной задачи / Л. Х. Бадалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1415-1417. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30624/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Высшая школа Республики Узбекистан успешно и плодотворно решает государственную программу по подготовке национальных кадров, отвечающих современным требованиям науки и производства. В результате реализации комплексных всеохватывающих образовательных реформ пройден сложный путь преобразований, проделана большая работа по совершенствованию системы образования, накоплен огромный опыт.

Реформы образования в стране неразрывно связаны с университетской наукой. Сложились новые направления научных исследований, сформировались научные школы в сфере университетских наук. Повсеместно внедряются в учебный процесс новые педагогические технологии. Молодой специалист сегодня не только должен владеть основами своей специальности, но и быть готовым к налаживанию межкультурных научных связей, участию в международных конференциях, симпозиумах, изучению зарубежного опыта в определенной области науки, техники, культуры и производства, к осуществлению деловых и партнерских контактов.

Отвечать таким требованиям сложно без знания русского и иностранных языков. Поэтому большой интерес и одобрение вызвало Постановление Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» (10.12.2012), которым предусматривается создание комплексной системы обучения иностранным языкам, направленной на дальнейшее развитие высокообразованного, современно мыслящего подрастающего поколения, дальнейшую интеграцию республики в мировое сообщество.

С 2013/2014 учебного года республика переведена на изучение иностранных языков с преимуществом английского с первых классов общеобразовательных школ. Данное постановление открывает большие возможности не только для обучающейся молодежи, но и для педагогических кадров, так как предусматривает ежемесячные значительные надбавки к тарифным ставкам. Эти правительственные меры значительно способствуют тому, что обучающийся становится активным участником учебного процесса. Преподаватель же должен использовать методы обучения, стимулирующие познавательную деятельность: проводить учебные дискуссии, презентации, конференции, организовывать учебные речевые ситуации, использовать интерактивные формы обучения.

В реализации поставленных обществом задач по обучению иностранным языкам важную роль играют методы обучения, т. е. способы упорядоченной взаимосвязи между преподавателем и учеником. В педагогической литературе языковеды по-разному трактуют понятие «метод обучения». Например, Ю. К. Бобановский «методом обучения» называет способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и ученика. А вот Т. А. Ильин под «методом обучения» понимает способ организации познавательной деятельности учащихся. Таким образом, если успех обучения зависит от направленности и внутренней активности, то именно он и должен служить важным критерием при выборе метода.

Среди методов обучения иностранному языку первое место принадлежит коммуникативному методу, который позволяет свободно общаться с его носителями. Таким образом, язык усваивается во время естественного диалогического общения, организатором которого выступает преподаватель.

Диалог всегда и во все времена был основным средством при обучении языкам, и роль его за последние годы не только возросла, но и видоизменилась. В связи с тем, что акцент обучения сегодня сместился на развитие навыков речевого общения на профессиональные темы, ведение дискуссий, дидактических принципов наглядности, аудио- и мультимедийных средств обучения, всё чаще на занятиях в студенческой аудитории стал использоваться проблемно-диалогический метод обучения.

Проблемно-диалогическое обучение — это метод введения нового знания в современном образовании. Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность по их разрешению, в результате чего происходит овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями — и как следствие развитие мыслительных способностей. Использование проблемного диалога учит формировать проблему, анализировать ее с разных точек зрения, четко излагать свои мысли и искать разные подходы к ее решению. Суть проблемного диалога в творческом усвоении знаний.

Рассмотрим, например, занятие по теме «Моя специальность» (направление «Нефть и газ»).

Цель занятия: Ввести студентов в мир специальности. Развить речевые и коммуникативные навыки общения на английском языке.

Методическая цель: Применение проблемно-диалогического метода на занятии по английскому языку.

Развивающая цель: Обучение ведению диалога на основе ситуации общения. Умение вести вопросно-ответный диалог по тексту и выявлять суть проблем.

Воспитательная цель: Развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов, воспитание культуры общения в различных жизненных ситуациях, в том числе в профессиональной деятельности.

Схема построения проблемно-диалогического занятия

Этапы занятия

Содержание занятия

Структура занятия

1.

Орг.момент

 

Введение в языковую среду

2.

Зарядкадляума. Why — because

Why did you choose this specialty?

  •                               My friend is advised.
  •                               My father works in this branch.
  •                               Accidentally.
  •                               I interest the speciality after watching TV.
  •                               I read a lot of books about this specialty.
  •                               My neighbours work in this industry.

Диалог — игра «Почему? — Потому что» (Учебная проблема. Первый этап проблемно-диалогического метода. Вопрос — ответ.)

— Почему вы выбрали эту специальность?

Варианты ответов:

  •                Потому что мне посоветовал друг.
  •                Потому что родители работают в этой отрасли.
  •                Случайно.
  •                Потому что меня заинтересовала эта отрасль после просмотра телепередачи.
  •                Потому что эта специальность востребована сегодня.
  •                Потому что эта специальность имеет перспективу.

Вопросно-ответный диалог

 

 

 

Постановка проблемы. Осознание разных точек зрения по выбору специальности.

 

Побуждающий диалог.

3.

Преподаватель:

  •                Как вы думаете, какие проблемы существуют в данной отрасли?
  •                Насколько они существенны?
  •                Что, по-вашему, нужно предпринять для решения данных проблем?

— Ответы студентов.

 

Подводящий диалог. Выявление проблем. Решение проблем.

4.

Преподаватель: Давайте прочитаем небольшой текст “Fossilfuels” и ответим на вопросы.

The chief sources of energy available to man today are oil, natural gas, coal, water power and atomic energy. Coal, gas and oil represent energy that has been concentrated by the decay of organic materials (plants and animals) accumulated in geologic past. These fuels are often referred to as fossil fuels.

The word “fossil” (derived from the Latin fodere “to dig up”) originally referred to anything that was bug from the ground, particularly a mineral. Today the term “fossil” generally means any direct evidence of past life, for example, the footprints of ancient animals. Fossils are usually found in sedimentary rocks, although sometimes they may be found in igneous and metamorphic rocks as well. They are most abundant in mudstone, shale and limestone, but are also found in sandstone, dolomite and conglomerate.

Вопросы к тексту:

1.          Какие источники энергии существуют в природе?

2.          Какую энергию представляют собой уголь, газ и нефть?

3.          Как переводится с латинского слово «ископаемое»?

4.          Где обычно находят ископаемые?

5.          Что сегодня понимается под термином «ископаемое»?

6.          Кто ответит, какие на ваш взгляд проблемы имеют место в данной отрасли?

 

 

 

Чтение текста.

 

 

 

 

 

Работа с текстом.

 

 

 

 

 

 

Вопросно-ответный диалог.

 

Выявление проблемных аспектов.

5.

Преподаватель: Работаем по ситуации.

— Вы пришли устраиваться на работу национальную или зарубежную нефтегазовую компанию. Собеседование с руководством компании.

Вопросы:

1.          Какой институт вы закончили, где и по какой специальности?

2.          Имеете ли вы опыт работы по своей специальности?

3.          Насколько востребована ваша специальность в вашем регионе, республике, за рубежом?

4.          Следите ли вы за новинками научной литературы и инновационными технологиями в данной отрасли?

5.          Имеете ли вы рационализаторские предложения, опубликованные научные статьи?

6.          Знакомы ли вы с зарубежным опытом работы в данной отрасли?

7.          Как вы оцениваете свой производственный и научный потенциал?

8.          Владеете ли вы навыками анализа проблемных ситуаций и нахождения нестандартных способов решения производственных и научных задач?

 

Работа по ситуации.

 

 

Вопросно-ответный диалог.

 

 

Предложения, гипотезы.

Выражение уровня знаний.

 

Владение научным и производственным потенциалом.

Решение проблем.

 

 

Результат.

 

Данное занятие, с применением технологии проблемно-диалогического обучения позволит подготовить студента к поиску самостоятельного решения. Этот метод не дает знания в готовом виде. Студент получает их в процессе самостоятельной деятельности под руководством преподавателя. На таком занятии студенты, как правило, больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Этот метод учит студентов формировать проблему, анализировать ее с разных точек зрения, четко излагать мысли, чаще обращаться к учебникам и словарям, искать свои подходы в решении учебных проблем.

 

Литература:

 

1.                  Абдулла Арипов. Материалы международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны». Т., с. 106.

2.                  Миролюбов А. А. О преподавании иностранного языка на современном этапе. — Иностранный язык в школе, 1995, № 2.

3.                  Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. Учебное пособие для преподавателей и студентов. — М., Филоматис, 2004.

4.                  Жилкина Д. Н. Решение коммуникативных задач в процессе обучения иностранному языку. — ИЯ — ИЯШ, 1992.

Основные термины (генерируются автоматически): вопросно-ответный диалог, метод обучения, английский язык, занятие, проблемно-диалогический метод, проблемно-диалогическое обучение, проблемный диалог, решение проблем, Узбекистан, учебный процесс.


Похожие статьи

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования предметных компетенций

Проблемное обучение как образовательная технология

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках чтения и развития речи

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников

Индивидуально-типологические особенности личности как психологическая основа дифференциации обучения решению задач в начальной школе

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Использование проблемно-диалогической технологии как средства формирования коммуникативной компетенции

Языковая рефлексия как составляющая в обучении дискуссионной речи

Похожие статьи

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования предметных компетенций

Проблемное обучение как образовательная технология

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках чтения и развития речи

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников

Индивидуально-типологические особенности личности как психологическая основа дифференциации обучения решению задач в начальной школе

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Использование проблемно-диалогической технологии как средства формирования коммуникативной компетенции

Языковая рефлексия как составляющая в обучении дискуссионной речи

Задать вопрос