Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования предметных компетенций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (377) август 2021 г.

Дата публикации: 30.08.2021

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Белеванцева, О. Н. Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования предметных компетенций / О. Н. Белеванцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/archive/377/83845/ (дата обращения: 15.11.2024).



Одним из оснований модернизации российского образования признан компетентностный подход. В русле этой тенденции в нормативную и практическую составляющую образования были введены понятия компетенции и компетентности. По мнению академика А. В.Хуторского, данный процесс «позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций» [3]. Обществу сегодня нужен не просто грамотный исполнитель или эрудит, а специалист, способный к самообразованию в течение всей жизни, обладающий высокой культурой мышления, способный принимать верные самостоятельные решения в быстро меняющихся социальных условиях, ориентированный на творческий подход к делу. Следовательно, задача школы видится не только в передаче следующим поколениям определенных знаний, но и в формировании основных компетентностей, т. е. способности использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения различных практических и теоретических задач.

Компетентностный подход — не новое явление в методологии, он достаточно давно используется в методике преподавания русского языка как иностранного и отражает тенденции развития европейского образования. Основой реализации компетентностного подхода являются системно-деятельностный и личностно-ориентированный походы.

Существует несколько определений и классификаций компетенций. А. В. Хуторской рассматривает компетентность как совокупность личностных качеств учащегося (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере. В свою очередь, под компетенцией он подразумевает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности обучаемых [2].

В последние годы в методической литературе предпринимаются попытки определить понятие «компетенция» применительно к конкретным предметам. Исследователи выделяют шесть предметных компетенций по литературе: Читательская, интерпретационная, коммуникативно-культурологическая, речевая, креативно-творческая и историко-литературная. Читательская компетенция неразрывно связана с развитием читательского восприятия, начитанностью и культурой чтения. Интерпретационная — определяется уровнем восприятия художественного произведения и его интерпретацией. Коммуникативно-культурологическая компетенция определяет понимание текста как культурного универсума, организацию диалога в культуре и диалога культур. Речевая компетенция определяется степенью овладения различными стилями и жанрами речи. Креативно-творческая компетенция раскрывается в способности осуществлять творческую деятельность и создавать творческие работы. Историко-литературная компетенция определяется уровнем понимания неразрывной связи литературы и исторического процесса.

Переход на компетентностный подход в рамках ФГОС на уроках литературы призван повысить качество литературного образования при помощи использования учителем достаточно большого количества педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных.

Технология проблемного обучения, разработанная Е. Л. Мельниковой, моделирует все звенья научного творчества, и учащиеся таким образом проходят все этапы открытия «новых» знаний. При помощи диалога, специально выстроенного при помощи различных методов и приемов, учитель направляет учащихся на всем пути от создания проблемной ситуации до проработки путей ее решения. [1] На фоне обязательного развития коммуникативной компетенции происходит развитие предметных компетенций.

Структура проблемно-диалогического урока следующая:

  1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
  2. Выдвижение версий.
  3. Актуализация имеющихся знаний.
  4. Составление плана решения проблемы.
  5. Поиск решения проблемы — открытие нового знания.
  6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

Создание проблемной ситуации, а также поиск решения учебной проблемы в зависимости от степени подготовки учащихся и сложности проблемы могут осуществляться при помощи разных приемов. Для каждого приема существует примерный текст диалога и обозначены способы реагирования учителя на предлагаемые учеником формулировки учебной проблемы или выдвигаемые гипотезы.

Рассмотрим связь между предметными компетенциями по литературе и предметными УУД, формируемыми на уроке литературы в 11 классе.

Связь между предметными компетенциями и целями урока

Предметные компетенции

Предметные УУД

1

Интерпретационная компетенция

1.Учить постигать идею художественного произведения посредством компаративного анализа евангельского сюжета и повести Л.Андреева «Иуда Искариот»

2

Интерпретационная компетенция

2. Познакомить учащихся с особенностями трактовки евангельского сюжета Л.Андреевым

3

Коммуникативно-культурологическая компетенция

3. Показать общие и отличительные черты евангельского сюжета и сюжета повести Л.Андреева «Иуда Искариот»

4

Интерпретационная компетенция

4. Совершенствовать навыки филологического анализа текста.

5

Читательская компетенция

5. Формировать навыки работы с различными источниками информации.

Создание проблемной ситуации учителем начинается с метода Подводящий к теме диалог. Учитель демонстрирует Евангелие, цитирует высказывание А. С. Пушкина о Библии, побуждая учащихся объяснить, что имел в виду великий классик. Второй репликой учитель просит высказать мнение, как эта книга связана с уроком? Таким образом, учитель пошагово приводит ученика к формулировке темы. Посредством использования метода подводящего к теме диалога, представляющего собой систему посильных ученику вопросов и заданий, происходит развитие коммуникативной компетенции.

На этапе актуализации знаний происходит формирование читательской компетенции. Учащимся предложена работа с текстом, используется прием «инсерт». С помощью подводящего без проблемы диалога ученик формирует и высказывает новое знание: автору «Иуды Искариота» свойственна склонность к изображению темных, стихийных начал в человеке, эта идея доминирует не только в этом, но и в других его произведениях.

На этапе открытия новых знаний ученице было предложено провести анализ повести по вопросам с последующим обсуждением, которое служит формированию интерпретационной и коммуникативной компетенций. Использован побуждающий к гипотезам диалог по содержанию, подталкивающий ученика к постижению идеи произведения.

Затем учащимся было предложено ознакомиться с распечатанным фрагментом Евангелия от Матфея, что позволило сравнить два варианта объяснений причин предательства Иудой своего Учителя. На данном этапе открытия новых знаний формируется читательская и коммуникативно-культурологическая компетенция через реализацию предметных УУД.

Вывод учащиеся делают самостоятельно, с помощью учителя — этот этап в проблемно-диалогическом обучении получил название «Выражение решения проблем и применения на практике». Домашнее задание (письменно ответить на вопрос «Что нового внес Андреев в традиционную тему «иудина греха»?»), которое учащиеся получают в конце урока, направлено на формирование креативно-творческой компетенции.

Формирование предметных компетенций происходит на уроке при помощи методов и приемов проблемно-диалогической технологии. Данная технология универсальна, т. е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени, в том числе в классах с ЗПР и УО.

Литература:

  1. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / Е. Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. — М.: Баласс, 2008. — Вып. 8. — С. 5–55
  2. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2002. — 488 с.
  3. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С.58–64.
Основные термины (генерируются автоматически): проблемная ситуация, евангельский сюжет, знание, интерпретационная компетенция, коммуникативная компетенция, коммуникативно-культурологическая компетенция, компетенция, учащийся, учебная проблема, Учитель, читательская компетенция.


Похожие статьи

Использование проблемно-диалогической технологии как средства формирования коммуникативной компетенции

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках чтения и развития речи

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Индивидуально-типологические особенности личности как психологическая основа дифференциации обучения решению задач в начальной школе

Дистанционные технологии как платформа формирования иноязычной социокультурной компетенции студентов-заочников технических специальностей вузов

Проблемно-диалогическое обучение как способ решения учебной задачи

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов

Дидактические основы интегративного подхода в сфере естественнонаучного образования

Практикоориентированные технологии как базовая составляющая компетентностного подхода

Похожие статьи

Использование проблемно-диалогической технологии как средства формирования коммуникативной компетенции

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках чтения и развития речи

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Индивидуально-типологические особенности личности как психологическая основа дифференциации обучения решению задач в начальной школе

Дистанционные технологии как платформа формирования иноязычной социокультурной компетенции студентов-заочников технических специальностей вузов

Проблемно-диалогическое обучение как способ решения учебной задачи

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов

Дидактические основы интегративного подхода в сфере естественнонаучного образования

Практикоориентированные технологии как базовая составляющая компетентностного подхода

Задать вопрос