В статье рассматривается проектная методика и дискуссия как наиболее эффективные методы, которые стимулируют познавательную деятельность и самостоятельность учеников.
Ключевые слова: познавательный интерес, проектная методика, дискуссия.
Особенно значимым для любой учебной деятельности является познавательный интерес. Он делает процесс познания увлекательным, личностно значимым для обучаемого, повышает темпы и объем усвоения материала. Познавательный интерес является важнейшим побудителем любой деятельности, его можно считать изначальной формой субъективных проявлений, поскольку он выражает избирательный характер и деятельности, и предметов, и явлений окружающей действительности [6]. Именно поэтому, познавательные процессы, разворачивающиеся в ходе обучения иностранному языку, должны сопровождаться эмоциональными переживаниями. Для этого необходимо создание положительных эмоций. Это объясняется тем, что эмоциональные состояния и чувства оказывают регулирующее влияние на процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, личностные проявления (интерес, потребности, мотивы). Положительные эмоции закрепляют и эмоционально окрашивают наиболее удачные и результативные действия.
Ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение в результате получения хорошей оценки. Если ученик не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится по принуждению. И поэтому учитель в своей работе должен находить адаптивные психолого-педагогические аспекты. В этом помогает использование методов, которые позволяют повысить познавательный интерес к изучению иностранного языка благодаря не только нестандартной деятельности на уроке, но и возможности регулировать предъявляемые задачи по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям.
В данной статье мы рассмотрим проектную методику и дискуссию как наиболее эффективные, на наш взгляд, методы, которые стимулируют познавательную деятельность и самостоятельность учеников.
Для активизации речевой деятельности учащихся и формирования интереса к предмету необходимо использовать инновационные приемы обучения иностранному языку. Одним из таких приемов является метод проектов, который предполагает опору на творческую, поисково-исследовательскую деятельность школьников, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве.
По мнению Ю. В. Рындиной, данный метод является «гибкой моделью организации процесса обучения иностранному языку, поскольку позволяет сосредоточить внимание школьников не на самом языке, а на проблеме, переместить акцент с лингвистического аспекта на содержательный: самостоятельно выделять проблему, формулировать гипотезу её решения, осуществлять поиск необходимой информации с использованием различных информационных ресурсов, планировать возможные варианты решения проблемы, делать выводы, анализировать полученные результаты на иностранном языке» [8].
Проектная методика дает учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на поисково-исследовательскую деятельность, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда. Современный проект учащихся — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развитие креативности, формирование определенных личностных качеств. Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [4].
Существует два подхода к использованию метода проектов при обучении иностранным языкам. Первый подход подразумевает разработку проектов, не связанных с материалом учебника: учащиеся знакомятся с городом, местностью, в которой они живут, для того, чтобы рассказать об этом своим зарубежным сверстникам, тем самым, включаясь в среду социальную, разрабатывая прагматические проекты. Второй — это исследовательские проекты, разработка которых осуществляется параллельно с изучением определенной темы учебника.
Положительной стороной этого подхода является постоянное обсуждение работы над проектом в классе. Учащиеся взаимодействуют друг с другом, используя изучаемый язык, учатся слушать и слышать друг друга, анализировать, сравнивать, сопоставлять. В процессе такого общения происходит социализация и индивидуализация личности, реализуются компоненты культурологического подхода: диалог и сотрудничество участников в достижении целей. Педагог является посредником между учеником и пространством культуры, а урок есть целостное культурно-образовательное пространство [3]. Одним из важных моментов, по мнению Ю. В. Рындиной, является то, что «акцент делается на побуждение учащихся к размышлению, к самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам и сообщениям, а также «перенос на себя», то есть апелляция к жизненному и речевому опыту учащихся» [7].
Еще одним инновационным методом является дискуссия.
Дискуссия — это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов; целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями в группе с целью формирования мнения каждым участником или поиска истины. Дискуссия имеет ряд отличительных черт. Во-первых, это определенная группа лиц, которая предполагает ведущего и её участников с соответствующей организацией места и времени, включающая в себя процесс направленного взаимодействия между участниками.
Данный метод основан на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем, поставленных на уроке. В целостно-педагогическом процессе он относится к методам стимулирования и мотивации познавательной деятельности, а также к словесным методам формирования сознания у учащихся.
С позиции современной концепции воспитательного процесса, дискуссию относят к методам убеждения, в основе которой лежит сформулированная К. Д. Ушинским идея превращения познавательной деятельности в его самодеятельность.
Успешное участие в общении требует умений общаться во всех возможных его проявлениях. Организуя дискуссионные формы общения, учитель побуждает участников осуществлять речевое взаимодействие в условиях полилога, руководствуясь положением об основных целях обучения иностранному языку в школе. Одной из характерных черт дискуссионного обучения является реализация через коллективную учебно-познавательную деятельность. Технология представляет собой последовательность обобщенных шагов, включающих постановку и поиск формулирования, поиск идей, решений, оценка и признание найденного решения окружающими.
Выстраивая дискуссию как игровой полилог, необходимо позаботиться о том, чтобы все участники обладали соответствующей подготовкой по предмету.
Можно выделить следующие формы, активно применяемые при обучении иностранному языку:
‒ круглый стол (на равных, группа из 5 человек обменивается мнениями, высказывает позиции, точки зрения);
‒ заседание экспертной группы (4–6 участников, назначается председатель, обсуждают между собой, выступают с краткими сообщениями);
‒ форум (по форме похож с предыдущим, но только экспертная группа вступает в обмен мнениями с аудиторией);
‒ симпозиум (конференция по специальному вопросу, участники выступают с подготовленными сообщениями, проводится на заключительном этапе изучения темы);
‒ дебаты (обсуждение построено на основе заранее оговоренных выступлений участников двух противоположных команд и опровержений; председатели комментируют прослушанное, обмениваются мнениями и вопросами);
‒ судебное заседание (обсуждение эмитирует слушание дела в суде).
Все перечисленные формы содержат определенный набор приемов диалогического взаимодействия в поисках оптимального решения проблемы и применяются на промежуточных этапах выдвижения общего мнения, а также могут основываться на принципах организации и проведении модели дискуссии [5].
Таким образом, изучив использование метода проектов и метода дискуссии при обучении иностранному языку c целью развития познавательного интереса, мы пришли к выводу о том, что все вышеперечисленные методы положительно влияют на учебный процесс в целом. Они способствуют формированию коммуникативных умений и навыков, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу, повышают уровень мотивации к изучению иностранного языка, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей и одновременно учат самостоятельности, ответственности за принятие решения. Развивая познавательный интерес к изучению иностранного языка, учитель обеспечивает эффективность и привлекательность обучения для своих учеников.
Литература:
- Колкова, М. К. Обучение иностранным языкам: метод. пособие для преподавателей, аспирантов и студентов / Под. ред. М. К. Колкова.– С.-П.: КАРО. — 2003. — 320 с.
- Конышева, А. В. Современные методы обучения английскому языку / А. В. Конышева.– 3-е изд., Мн.: ТетраСистемс, 2005. — 176 с.
- Коджарспирова, Г. М. Педагогика: Учебник.– М.: Гардарики. — 2004. — 528с.
- Мудрик, А. В. Психология и воспитание / А. В. Мудрик.– М.: Московский психолого-социальный институт. — 2006–472 с.
- Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: В 2ч.– М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — Ч.2. — 256 с.
- Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе [Текст] — № 2–3. — 2000. — с. 3–9.
- Рындина, Ю. В. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 610–612.
- Рындина, Ю. В. Из опыта обучения студентов иностранному языку (на примере моделирования проблемных ситуаций) // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 467–469.