К вопросу о дихотомии «духовность — бездуховность» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гресь, С. И. К вопросу о дихотомии «духовность — бездуховность» / С. И. Гресь, М. Ю. Газе, А. А. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10.5 (114.5). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30388/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье рассматривается дихотомия «духовность — бездуховность», сущность понятий духовности и бездуховности, формы духовности, псевдодуховность и её формы, духовность человека и общества в целом.

Ключевые слова: духовность, бездуховность, псевдодуховность.

В настоящее время, по наблюдениям исследователей, в российском обществе возрастает интерес к вопросу о духовности, о месте моральных ценностей в жизни человека. Существует несколько подходов к проблеме духовности с точки зрения религии, истории, культуры, психологии и т. д. Мы рассмотрим вопрос о духовности в рамках философии и изучим антипод духовности — бездуховность, а также затронем тему псевдодуховности.

Понятие «духовности» в философии, обычно, было связано прежде всего с теми формами общественного сознания, которые, в свою очередь, отождествлялись с формами организации знания. Сущность «духовности» в настоящее время по большей части соотносится с религиозностью, с нравственными ценностями различных вероисповеданий. У ученых нет единого мнения в отношении понятия «духовности», так как каждый понимает этот термин по-своему.

Однако понятие «духовность» всегда имело важное значение в философии и ее вопросах о месте и предназначении человека в мире, смысле бытия, культуре, общественной жизни.

Платон, Аристотель, П. Д. Юркевич, Г. С. Сковорода утверждали о том, что термин «духовность» образован от понятия «дух», что означает «дыхание жизни», «одухотворенное бытие».

Первые представления о духовности складываются с момента первобытной эпохи. В те времена понятие «духовность» и телесная суть еще не обособились друг от друга. Впервые Платон отделил телесное и духовное, определив духовность специфическим человеческим свойством, а телесное — это то, что заложено природой. Аристотель также разъединял эти понятия, но рассматривал телесное и духовное взаимно необходимыми [1].

Духовность — это свойство психики человека, которое заключается в господстве духовных, нравственных интересов, готовность человека к самоотдаче и саморазвитию, ориентированность на общечеловеческие ценности; стремление людей к воплощению в жизнь высших идеалов человечества: мира и добра, истины и справедливости [2].

Бездуховность — это отсутствие у человека духовных, интеллектуальных интересов, запросов; формальное отношение человека к своему делу, к другим людям, к природе, к материальным и духовным ценностям [2].

Формы духовности [3]:

 Теоретизм — постижение мира в виде научной теории или философской концепции;

 Этизм — жизнь сообразно категориям «добро» — «зло», «честь — «бесчестье»;

 Эстетизм — взгляд на мир в категориях «прекрасное» — «безобразное».

Бездуховность — это настоящая беда современности, которая выражается в приземленности, безнравственности, меркантильности, низкой культуре. Зачастую в погоне за всевозможными материальными благами человек забывает о высших человеческих ценностях и идеалах. Именно за счет нахождения грамотного баланса между развитием духовного и материального мира люди самосовершенствуются, становятся цельными, высокоразвитыми личностями [4].

Жизнь бездуховного человека заключается в удовлетворении потребностей на физиологическом (биологическом) уровне. Эмоции и инстинкты бездуховной личности преобладают над его разумом, управляют им. Такой индивид живет одним днем, ему мало интересен окружающий мир, вся его жизнедеятельность направлена на безвозмездное получение общественных благ. Бездуховного человека нередко именуют субъективным идеалистом. Он не развивается интеллектуально, ведь ему нет дела до истории своего народа, до того, что происходит в мире, до просвещения.

Бездуховных людей можно найти в любой сфере общественной жизни, в том числе среди политиков, и среди писателей, литераторов, учителей, артистов. И бюрократ, и люмпен одинаково бездуховны [5]. Афоризм «жить для того, чтобы есть» в точности описывает жизнь бездуховных людей. Они мыслят одинаково стереотипно и не сомневаются в собственной духовном безупречности, не задумываются о каких-либо философских вопросах, уверены в том, что хорошо знают обо всём на свете. Бездуховным человеком управляют настроение, эмоции, ощущения, но не здравый смысл.

Псевдодуховность — это такая смыслообразующая позиция, при которой человек оказывается отсечён от мира своими собственными идеалами. Критерий оценки слишком завышен, и всё в мире кажется человеку неправильным, далёким до совершенства.

Формы псевдодуховности:

 Резонерство — доказательство бессмысленности мира;

 Демонизм — оценка других людей с позиции абсолютных Добра и Зла;

 Фетишизм — поиск в мире воплощения умозрительного идеала прекрасного.

Духовный человекобладает богатым внутренним миром, открыт для людей и мира в целом, умеет радоваться чужому счастью, искренен, совершает благородные поступки, самосовершенствуется в течение всей жизни. Он энергичен, силён духом, свободен от суеты, способен понимать людей и сущность различных явлений.

Духовный человек считает, что смысл его жизни состоит в принесении помощи людям, создании благ, духовных ценностей. Осознание смысла жизни, заключающегося в созидании, невольно побуждает человека работать над собой, управлять собой и своей жизнью, преодолевать себя, физически развиваться и совершенствовать свою духовность.

Эффективная деятельность благоприятствует самореализации, в результате человек испытывает радость, он доволен и наслаждается своей жизнью.

Понятия «духовность общества» и «духовность человека» необходимо отличать друг от друга, несмотря на их кажущееся сходство. Духовность способствует развитию чувства гуманности у человека. Она примечательна присутствием в обществе связей между различными социальными группами и сложных социальных межличностных отношений. Она обеспечивает защищенность инвалидов, стариков, детей и др., аккуратное отношение к окружающему миру, а также суверенность личности и независимость социальных институтов.

Духовность общества представляет собой совершенствование духовности в результате посещения библиотек, музеев, театров, учреждений образования и науки. Сущность духовности общества заключается в преемственной связи поколений, комплексности социальных институтов, культурных ценностей [5].

Человек обладает способностью субъективно отнестись к внешнему миру, интересоваться, заботиться и принимать активное участие в его жизни. В противном случае, человек совершенно иначе, отрицательно относится к окружающему миру и другим людям. Данная противоположность вероятных жизненных позиций, допустимых стратегий фиксируется парой понятий, а именно, дихотомией «духовность –бездуховность».

Сущность духовности заключается в открытости индивида окружающему миру и людям. Бездуховность является антиподом духовности и заключается в субъективно изолированности от мира, во внутренней обособленности индивида от событий окружающего мира.

Духовность нашла проявление в различных видах, связанных с разными видами деятельности человека. Бездуховность проявляется в определенных видах, связанных с осуществляемой жизненной стратегией. Духовность образуется изнутри человека в качестве свободного выбора смысложизненной установки. Духовность не является показателем воспитания и образования, но именно эти процессы человеческой жизни и их результаты оказывают влияние на выбор индивидом жизненной позиции. Создание необходимого благоприятного климата для формирования духовности и исключение неблагоприятных условий — задача трудно разрешимая, но вполне осуществимая.

Литература:

  1. Духовность // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/464/30537.php/ (дата обращения: 05.03.2016).
  2. Духовность, бездуховность // Толковый словарь обществоведческих терминов // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.slovarnik.ru/html_tsot/d/duhovnost5.html/ (дата обращения: 05.03.2016).
  3. Ваайман, Кейс. Духовность. Формы, принципы, подходы // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://coollib.net/b/175471/read/ (дата обращения: 07.03.2016).
  4. Что нужно, чтобы знать, что такое бездуховность // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.onemillionadvice.info/index.php?mode=2&pname=87817&main_name=ct1_Kul %27tura_i_obshestvo&sub_name=ct1_Drugoe&name=ct1_takoe_bezduhovnost %27/ (дата обращения: 07.03.2016).
  5. Духовность общества и духовность человека // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mariuver.info/mari/soc/media/papers/pogarnja/2/duhovnost.html/ (дата обращения: 07.03.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): духовность, окружающий мир, бездуховность, бездуховный человек, жизнь, мир, антипод духовности, духовность общества, общественная жизнь, форма духовности.


Ключевые слова

духовность, бездуховность, псевдодуховность

Похожие статьи

Многозначная сущность морали сквозь призму модальности и культуры

Цель статьи: определить моральную суть модальности. В статье используется комплексный метод лингвистического анализа. Выводы: Модальности в своём значении и моральной конкретизации выстраиваются в цепочку этических категорий

Генезис понятий «духовность» и «нравственность»: историко-теоретический аспект в России

В данной статье анализируется содержание понятий «духовность» и «нравственность», раскрывается их смысл, а также исследуется историко-теоретический аспект их генезиса в России.

К вопросу о подходах к определению понятия «акме»

В статье освещены основные подходы к определению понятия «акме», его происхождение, связь с терминами самореализация, самопознание, самоактуализация.

Несостоятельность как предпосылка банкротства в правоприменительной практике

В статье проанализировано соотношение понятий «несостоятельность» и «банкротство» и в результате проведенного анализа поставлен вопрос о целесообразности разделения понятий «несостоятельность» и «банкротство» в правоприменительной практике.

Сущность понятия «гуманные отношения» в психолого-педагогических исследованиях

В статье рассматриваются подходы к рассмотрению понятия «гуманные отношения».

Герой и героизм: этические аспекты взаимодействия

В статье авторы рассматривают совокупность представлений «герой» и «героизм» как объект этико-философского анализа через призму этических категорий.

Экзистенциалы человеческого бытия в философии Сёрена Кьеркегора: от отчаяния к вере

В статье анализируется кьеркегоровская философская интерпретация отчаяния и веры, как экзистенциалов человеческого бытия. Отчаяние рассматривается как отправной пункт. В вере показаны её парадоксальность и абсурдность, противоположность индивидуально...

Сознание — «интегральный момент психических процессов»

В статье предложен анализ классических и современных трудов по философии и афазиологии, рассмотрены вопросы взаимоотношения категорий «мышление», «сознание», «язык», «речь», освещена структура категории «сознание» и его источники.

Альгодицея: боль как дискурсивная практика

В статье проводится феноменологический анализ боли как дискурсивной практики.

Качество образования как педагогическая проблема

В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.

Похожие статьи

Многозначная сущность морали сквозь призму модальности и культуры

Цель статьи: определить моральную суть модальности. В статье используется комплексный метод лингвистического анализа. Выводы: Модальности в своём значении и моральной конкретизации выстраиваются в цепочку этических категорий

Генезис понятий «духовность» и «нравственность»: историко-теоретический аспект в России

В данной статье анализируется содержание понятий «духовность» и «нравственность», раскрывается их смысл, а также исследуется историко-теоретический аспект их генезиса в России.

К вопросу о подходах к определению понятия «акме»

В статье освещены основные подходы к определению понятия «акме», его происхождение, связь с терминами самореализация, самопознание, самоактуализация.

Несостоятельность как предпосылка банкротства в правоприменительной практике

В статье проанализировано соотношение понятий «несостоятельность» и «банкротство» и в результате проведенного анализа поставлен вопрос о целесообразности разделения понятий «несостоятельность» и «банкротство» в правоприменительной практике.

Сущность понятия «гуманные отношения» в психолого-педагогических исследованиях

В статье рассматриваются подходы к рассмотрению понятия «гуманные отношения».

Герой и героизм: этические аспекты взаимодействия

В статье авторы рассматривают совокупность представлений «герой» и «героизм» как объект этико-философского анализа через призму этических категорий.

Экзистенциалы человеческого бытия в философии Сёрена Кьеркегора: от отчаяния к вере

В статье анализируется кьеркегоровская философская интерпретация отчаяния и веры, как экзистенциалов человеческого бытия. Отчаяние рассматривается как отправной пункт. В вере показаны её парадоксальность и абсурдность, противоположность индивидуально...

Сознание — «интегральный момент психических процессов»

В статье предложен анализ классических и современных трудов по философии и афазиологии, рассмотрены вопросы взаимоотношения категорий «мышление», «сознание», «язык», «речь», освещена структура категории «сознание» и его источники.

Альгодицея: боль как дискурсивная практика

В статье проводится феноменологический анализ боли как дискурсивной практики.

Качество образования как педагогическая проблема

В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.

Задать вопрос