Экстремизм в молодежной среде, СМИ и интернет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 20.05.2016

Статья просмотрена: 6547 раз

Библиографическое описание:

Васина, Е. И. Экстремизм в молодежной среде, СМИ и интернет / Е. И. Васина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1322-1325. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30144/ (дата обращения: 22.12.2024).



Экстремизм вмолодежной среде, СМИ иинтернет

Васина Елена Игоревна, студент

Московский государственный психолого-педагогический университет

Ключевые слова: экстремизм, влияние, СМИ, интернет, молодежь.

Молодежный экстремизм в России является одной из остро стоящих проблем до сих пор, в том числе и благодаря СМИ. СМИ влияет на многие стороны жизни населения, и играет особую роль для молодого поколения. Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного потенциала. Все это определяет актуальность данной статьи.

Объектом данной статьи являются экстремистские настроения в молодежной среде.

Предмет — влияние СМИ на экстремистские настроения в молодежной среде.

Во многих странах разбиралось определение экстремизма с различных сторон, как и научных, так и юридических. Но до сих пор полного исчерпывающего понятия экстремизма нет. Толковый словарь трактует экстремизм как приверженность крайним взглядам и мерам. [1, с. 1] Но такое определение не является полным, так как не раскрывает всей сути. Научные исследователи считают, что упор должен быть не на людей, а на совершаемые действия. Так как экстремисты как группа, одновременно с разных сторон для одних именуется как экстремисты, а с других нет. Т. е. это субъективный вопрос, а так же вопрос политики. Экстремизм сложен по своей сути, наиболее просто его рассматривают, как деятельность или убеждения человека не являющиеся общепринятыми. [2, с. 1–2] Он подвижен, изменчив и многогранен. В определенно сложившейся ситуации способен влиять и нарушать сложившиеся политические, социальные и экономические системы в обществе, создавать массовые нарушения, порождать хаос. Поэтому сдерживание экстремистских настроений и допущения их развития одна из основных проблем государства.

Средства массовой информации по своей природе это сильный инструмент для воздействия на сознания людей, и манипулирование восприятием тех или иных событий. [2, с. 1–2] Все информацию о событиях во всем мире мы получаем именно через СМИ. Влияние что оказывает СМИ на общественное мнение колоссально, это не просто информирование, это формирование базовых определений по вопросам, это создание самого общественного мнения порой, и «подсказывания» соответствующих выводов по данным событиям.

Однако достаточно часто журналисты в погоне за сенсацией или эксклюзивами могут умышленно создавать напряженную обстановку. [3] Нагнетать или искажать события. Например, в ленте новостей можно натолкнуться на последнюю сводку событий, в которой описан достаточно обычный «бытовой» конфликт, но участники обладают разной национальностью. И СМИ, обозревая его, искусственно создают межнациональную напряженность, уже тиражируют именно эту версию. На первый план выходит эта напряженность, а сам конфликт откидывается. (Рис. 1)

Рис. 1.

Современные экстремисты активно используют все возможности средств массовой информации и формируют целые команды по работе с масс-медиа. [1, с. 2] Это приводит к значительному росту продвижения своих взглядов, используя интернет-пространство. Эти люди умело используют активную пропаганду своих взглядов, манипулируя восприятием и доступной информацией ресурсов. Играют на настроении людей, особенно молодых людей, их особенных качествах, таких как любопытство, максимализм, поиск «своей группы», бунтарстве, самоопределении по схеме «мы-они». Такие действия могут побуждать людей к обострению жесткости и нетерпимости к окружающим, вспыльчивости и агрессии поведения. [7, с. 1–4]

1 февраля 2014 года были внесены изменения в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где изменился порядок ограничения информационных сетей и телекоммуникационных сетей, которые ведут призывную экстремистскую деятельность, призывая к массовым беспорядкам и другим мероприятиям этого содержания. В связи с этим ограничения подобных ресурсов происходит в упрощенном режиме, что положительно складывается на информационных сетях. И заставляет экстремистские организации/движения искать иные способы для своей деятельности обходные пути. Интернет и в частности социальные сети наиболее удобны для данных целей.

Интернет широкая и эффективная площадка продвижения любых идей, неважно положительных или нет. В интернете возможно найти и способы для совершения правонарушений и средств совершения и сокрытия преступлений. И хоть государство делает все возможное по предотвращению доступа к таким ресурсам, но охват «территории» огромен, и главное подвижен и непостоянен. Способы борьбы здесь должны отличаться от способов мониторинга телевидения и печатных изданий. [4, с. 2–3] В сети находятся и активно публикуются до сих пор различные отчеты экстремистских акций. Они передаются всеми возможными способами как форумы, закрытые чаты, сообщества, цитаты, картинки и музыка, видео-контент и т д. Это пространство в самой меньшей мере подвержено цензуре, и наиболее популярно у молодого поколения.

Таким образом, в настоящее время киберпространство расценивается экстремистскими организациями как наиболее привлекательная площадка для ведения своей деятельности.

В рамках разбора темы молодежного экстремизма и его аспектов влияния был проведен опрос среди молодых людей возрастной группы от 15 до 21 лет из полных и неполных семей разного материального положения. Всего приняло участие 141 человек.

Один из вопросов анкеты звучал как: «Каково влияние СМИ на проявление и развитие экстремизма среди молодежи?». 81 человек (58 %) ответили, что СМИ оказывают частичное влияние, 51 человек (36 %) ответили, что сильное, и только 9 человек ответили, что СМИ не оказывают никакого влияния. (рис. 2)

Рис. 2.

Ответы молодых людей показывают, что СМИ являются опасным инструментом в молодежной среде для зарождения и развития экстремизма. Это связано с тем, что молодое поколение является более вовлеченным в информационное взаимодействие по сравнению с другими группами. Они проводят в интернете большую часть своего времени, общаясь в социальных сетях, просматривая видеоролики, играя в онлайн-игры, читая и «листая» информацию и т д. И почти всегда оказываются вовлеченными в любое событие, особенно ярко освещенное в средствах массовой информации. В возрасте 15–20 лет люди особо остро реагируют на возникающие проблемы и поступающую информацию, воспринимая ее больше с эмоциональной стороны. В связи с этим экстремистские настроения сильнее влияют на молодежь и именно с их стороны получают наиболее сильную реакцию.

Аналитический центр Brand Analytics весной 2015 года провел очередное ежегодное исследование по социальным сетям в России, в котором представил данные активности граждан в этих сетях. [1, с. 2] Этот рейтинг показал, что наиболее распространенными (в молодежной среде) являются по ежемесячной аудитории: ВКонтакте (53,6 млн), Facebook (24,5 млн. чел), Instagram (10, 7 млн. чел), Twitter (7,4 млн. чел). https://br-analytics.ru/blog/wp-content/uploads/2015/07/%D0%90%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B7%D0%B0-%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%86.jpg

Рис. 3. *Данные по Twitter и Instagram экстраполированы, исходя из аудитории за день и частоты посещений в месяц (в этот список наиболее популярных ресурсов так же стоит включить видеохостинг YouTube)

И именно эти ресурсы выстраивают во многом позицию и взгляды молодых людей. Особенность распространения в них информации объяснена интерактивностью, где скорость обмена информацией и общением может перевешать внесетевое. Здесь фильтрация получаемого контента идет через технический алгоритм, который зависит от того, что просматривает пользователь. В итоге новая предлагаемая информация как будто зависит от интересов пользователя. Такая персонализация создает ощущения своего пространства и образ самостоятельного выбора, отсюда и уровень доверия выше, чем к другим ресурсам СМИ. [6] При этом социальные сети находятся в интеграции с другими ресурсами (например, новостными). Опасность попасть под экстремистские влияния намного выше так как отслеживать официальные ресурсы, интернет-издания и пр государство в силах с помощью нормативных актов и ответственности и ограничивать доступ к ним. С соцсетями сложнее, Вконтакте (при всем сотрудничестве с органами) полно различного рода групп экстремистского содержания, часто завуалированное под «патриотизм» в случаи политического экстремизма, открытие группы экстремистского содержания относительно религии и др.

Ухудшают ситуацию и многие общественные известные люди, особо резко высказывающиеся в Twitter, и также призывающие к экстремистским настроениям, разжигающие серьезные споры с противоборствующей стороной (политические позиции), привлекая к ним и молодых людей.

Зарубежные площадки не попадают под юрисдикцию РФ, поэтому распространения экстремистских взглядов проще. Например YouTube, где выкладываются видео, разной направленности, доступное для большинства стран, и открытое к обсуждению, а следовательно манипуляциям.

Подводя итог, экстремизм это порождение современного общества, которое как болезнь опасно и заразно, если бездействовать. СМИ это мощный инструмент, который может оказывать помощь в борьбе или же усугубить «симптомы», позволяя им укорениться в обществе и разрушить его.

Как любая болезнь экстремизм бьет по самым уязвимым частям общества — по молодому поколению. Здоровое общество, которое заботится о социальном здоровье своих граждан, должно вырабатывать механизмы, которые контролировали бы деятельность СМИ и не допускали с их стороны неадекватных, экстремистских воздействий на население.

Литература:

  1. Brand Analytics Социальные сети в России, весна 2015. Цифры, тренды, прогнозы URL: http://br-analytics.ru/blog/socialnye-seti-v-rossii-vesna-2015-cifry-trendy-prognozy/ Опубликовано 06.06.2015.
  2. Выговская Дарья Геннадьевна СМИ: В фокусе внимания экстремизм или толерантность? // Вестник ЧелГУ. 2013. № 21 (312). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/smi-v-fokuse-vnimaniya-ekstremizm-ili-tolerantnost (дата обращения: 16.09.2015).
  3. Выжутович Валерий Викторович Разжигание согласия // «Российская газета» — Федеральный выпуск № 6355 (83) от 11 апреля 2014 г. URL: http://m.rg.ru/2014/04/11/vijutovich.html (дата обращения: 13.10.2015).
  4. Глухарев Дмитрий Сергеевич. Противодействие экстремизму в современном медиапространстве // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2012. № 10 (269). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/protivodeystvie-ekstremizmu-v-sovremennom-mediaprostranstve (дата обращения: 10.09.2015).
  5. Клементьев А. С. Противодействие кибертерроризму и киберэкстремизму: новая сфера правоохранительной деятельности [Электронный ресурс] / А. С. Клементьев, Е. В. Ткач // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века. — М., 2013. — С. 25–30. Режим доступа:http://kvg5.ru/wp-content/uploads/2013/08/COUNTER_TERRORISM_Blok_2013_2–2.pdf.
  6. Макашова В. Н. Механизмы противодействия киберэкстремизму и кибертерроризму в системе образования [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 10 (часть 9). — С. 2054–2059. Режим доступа: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10001809 (дата обращения: 16.09.2015).
  7. Фридинский С. Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности / С. Н. Фридинский // Юридический мир. — 2008. № 6. С. 23–25.
  8. Тхакохов А. А. К проблеме молодежного экстремизма: факторы распространения, особенности, способы борьбы [Текст] / А. А. Тхакохов // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 481–482.
  9. Чернова Е. В. Киберэкстремизм в сетевом социальном пространстве [Электронный ресурс] // Информационные системы и технологии в образовании, науке и бизнесе (ИСиТ-2014): мат. Всеросс. молодеж. науч.-практ. школы. — Кемерово, 2014 г. — С. 99–100. Режим доступа: http://science.kuzstu.ru/wp-content/Events/Other/2014/Sbornik_trudov_ISiT-2014.pdf.
Основные термины (генерируются автоматически): молодежная среда, молодое поколение, СМИ, массовая информация, сеть, влияние СМИ, молодежный экстремизм, развитие экстремизма, Россия, экстремистское содержание.


Ключевые слова

влияние, Интернет, экстремизм, молодежь, СМИ, молодежь.
Задать вопрос