Главной особенностью современного общества является сеть Интернет. Ежедневно человек проводит большое количество своего рабочего и свободного времени в сети. Интернет помогает человеку в саморазвитии, способствует развитию интеллектуальных способностей, дает возможность общения с разными людьми, находящимися даже на разных континентах и многое другое.
Однако помимо положительных свойств интернета существует и негативная, которая может причинить вред не одному человеку: торговля оружием, распространение запрещённых веществ, мошенничество, вербовка. В глобальной сети размещаются противоправные материалы пропагандистского характера, направленные на возбуждение ненависти либо вражды. В последнее время участились случаи вступления молодёжи в экстремистские организации. Согласно статистике Росстата за 2017 год основной возрастной контингент в интернете составляют люди от 14 до 30 лет. Им обещают материальные и духовные блага, возможность быстро и легко реализовать себя в жизни, достичь всего, о чём они мечтали.
Большинство экстремистских организаций ориентированы на подрастающее поколение, что угрожает национальной безопасности и традиционным устоям любого государства. Основную массу международных террористических организаций составляет молодежь, которая в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчива к идеологическому воздействию.
Приоритетное внимание МТО уделяют следующим категориям молодежи:
− молодежь, способная воевать на стороне террористов и совершать террористические акты;
− подготовленные специалисты различных сфер профессиональной деятельности (медики, нефтяники, дорожники, специалисты в области сельского хозяйства, химии и физики, переводчики);
− лица, готовые действовать на территории стран проживания, в том числе до определенного времени оседая в «спящих ячейках» и проводя идеологическую (вербовочную) работу;
− радикально настроенные религиозные деятели;
− специалисты в области IT-индустрии, призванные обеспечивать деятельность МТО на качественно новом технологическом уровне, осуществлять акты кибертерроризма, а также организовывать пропагандистскую работу в сети Интернет.
Индивидуальные мотивы людей, согласившихся на вербовочные предложения Международных террористических организаций (далее по тексту — МТО), предметно отражена в исследовании, проведенном отделением Антитеррористического центра СНГ по Центрально-азиатскому региону (г. Бишкек, Республика Кыргызстан) в начале 2015 года.
Она включает в себя:
1) идеологические мотивы, религиозного толка:
− совершить богоугодное дело, чтобы попасть в рай;
− борьба против кафиров и врагов ислама;
− борьба против «грешников» и «управляемых ими»;
− построение «Исламского государства»;
2) идеологические мотивы, не связанные с религией:
− желание действовать и быть активными строителями своей жизни и общества;
− желание бороться за свободу и справедливость;
− необходимость иметь социальный идеал;
− желание быть защитником слабых (женщин, детей, стариков);
− готовность бороться против «кафирского» режима Б. Асада.
Экстремисты изыскивают доступные пути, чтобы вступать в дискуссии, спорить, отстаивать свою идеологию, убеждения в интернет-пространстве. Международные террористические организации активно используют ресурсы сети Интернет, и, как правило, проводят агитационную и вербовочную деятельность, направленную на увеличение числа их сторонников [6, с. 2].
За 2016 год органы прокуратуры Российской Федерации передали в суды порядка 662 уголовных дела о преступлениях экстремистской направленности, пишется в отчете надзорного ведомства [1, с. 9]. В 2017 году было выявлено 785 лица, совершившего преступления экстремистской направленности. В 2018 последовал спад преступлений по 282 статье УК РФ. — 674 случая. По статистике верховного суда РФ около 70 % совершённых преступлений были зафиксированы в социальных сетях [1, с. 10].
Можно выделить несколько основных проблем, которые мешают успешному противодействию экстремизма в сети Интернет:
1) отсутствие взаимодействия на международном уровне по вопросам правового регулирования функционирования Интернета, борьбы с преступностью [4, с. 48];
2) отсутствие правовых механизмов и технических возможностей по противодействию анонимности пользователей сети Интернет (например, VPN — обобщённое название технологий, позволяющих обеспечить одно или несколько сетевых соединений поверх другой сети);
3) активная деятельность криминалитета, выражающаяся в совершенствовании средств, методов, способов совершения преступлений и сокрытия следов [8, с. 3].
Выходом из сложившейся ситуации является проведение последовательной работы по следующим направлениям:
1) совершенствование нормативно-правовой базы на основе мониторинга зарубежного законодательства;
2) разработка эффективных технических средств противодействия распространению идей экстремизма в сети Интернет;
3) международное сотрудничество и обмен передовым опытом;
4) подготовка соответствующих профессиональных кадров, способных противостоять современной преступности [6, с. 2].
Насущной является необходимость в качественном улучшении методов профилактики, которая должна быть нацелена на нейтрализацию объективных факторов, способствующих совершению преступлений; корректирующее воздействие, снижающий криминогенный потенциал субъективного фактора — умысел совершения преступлений; внесение дисфункции в цепочку криминогенных взаимодействий объективных и субъективных факторов, ведущее к саморазрушению самого процесса приближения к посягательству на совершение преступления [8, с. 67].
Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753) предусматривает следующие направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму в сфере образования и государственной молодежной политики, носящие преимущественно профилактический характер и нацеленные на молодежь:
1) включение в региональные и муниципальные программы по развитию образования и воспитанию несовершеннолетних мероприятий по формированию у подрастающего поколения уважительного отношения ко всем этносам и религиям;
2) организация досуга детей, подростков, молодежи, семейного досуга, обеспечение доступности для населения объектов культуры, спорта и отдыха, создание условий для реализации творческого и спортивного потенциала, культурного роста граждан;
3) осуществление мер государственной поддержки системы воспитания молодежи на основе традиционных для российской культуры духовных, нравственных и патриотических ценностей [5, с. 68].
Приведем ряд причин, обуславливающих необходимость противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде:
во-первых, в условиях роста радикализации сознания молодежи, экстремизма, усиления распространения идеологии терроризма, а также возрастания террористических угроз именно молодежь становится основной «группой риска», которая наиболее подвержена негативному влиянию. Следовательно, задача по профилактике и противодействию идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде становится чрезвычайно важной;
во-вторых, уровень знаний учащихся в области экстремизма и терроризма, а также тех проблем социально-политического характера, которые они влекут за собой, в настоящее время однозначно недостаточен;
в-третьих, существует необходимость выработки наиболее действенных форм и методов работы молодежью, которые позволят заинтересовать и вовлечь их в совместную деятельность, направленную на противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в обществе.
Складывающаяся международная обстановка, внутриполитическая ситуация и тенденции развития информационно-телекоммуникационных технологий позволяют прогнозировать дальнейшее нарастание объемов использования информационных сетей в экстремистской и террористической деятельности.
Своевременное предотвращение и пресечение имеющихся угроз зависит от эффективности, систематичности и согласованности проводимых мероприятий, а также от качества взаимодействия всех правоохранительных органов Российской Федерации и всех заинтересованных иностранных государств.
Литература:
- Генеральная прокуратура Российской федерации. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за 2016–2018 г. С. 9–11.
- Голубев В., Сайтарлы Т. Проблемы борьбы с кибертерроризмом в современных условиях [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.crime-research.org/library/e-terrorism.htm (дата обращения 28.03.2019 г.)
- Голядин Н. П. Мотивации вербовки в экстремистские и террористические организации / Н. П. Голядин, А. В. Горячев // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013. № 2 (20). С. 37–40.
- Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации — ETS № 185: принята в Будапеште 23 ноября 2001 г. С. 36–48.
- Кочубей М. А., Мареев П. Л., Смирнов А. А., Сутормина Е. В. Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде. // ООО «Издательство «Русь», 2018. — 96 с.
- Кубякин Е. О. Молодежный экстремизм в сети Интернет как социальная проблема // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 4. С. 1–4.
- Нефедова Н. В. Механизмы вербовки в экстремистские организации религиозной направленности / Н. В. Нефедова // Учёные записки крымского инженерно-педагогического университета. Серия: педагогика. Психология. 2017. № 2. С. 122–125.
- Стукалов В. В. Проблемы противодействия экстремизму в сети Интернет // 2016. С. 1–6.
- Троегубов Ю. Н. Проблемы противодействия экстремизму в сети Интернет // Гуманитарный вектор. Серия: История, политология. 2014. С. 1–6.