Интернет как фактор распространения экстремизма среди молодежи на примере Челябинской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 28.12.2022

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Мокрушева, О. И. Интернет как фактор распространения экстремизма среди молодежи на примере Челябинской области / О. И. Мокрушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 322-325. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98350/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена изучению влияния интернета на молодежь в современном обществе на примере молодежи Челябинской области, изучению интернета как фактора распространения экстремизма в молодежной среде и затрагивает вопросы профилактики и противодействия радикально-деструктивным идеологиям.

Ключевые слова : экстремизм, интернет, социальные сети, контент, репост, блогер.

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремизм определяется как приверженность к крайним взглядам и, в особенности, методам действий, радикально отрицающим общепризнанные в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений, совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами которые создают реальную угрозу общественной безопасности и порядку, свободам граждан и жизнедеятельности государства. Тема распространения экстремизма и борьбы с ним всегда была актуальной для России. Развитие глобальной сети Интернет и других современных средств связи для коммуникации предоставляет возможность экстремистским идеологам воздействовать на людей по новым каналам связи [1].

Мною было проведено исследование среди учащейся молодежи Челябинской области (Магнитогорск, Челябинск, Миасс, Златоуст) для изучения влияния интернета и информационных технологий на молодежь в современном обществе, а также изучению интернета как фактора распространения экстремизма.

Основу выборочной совокупности составили 10776 человек из числа учащихся общеобразовательных учебных заведений Челябинской области, относящихся к возрастным категориям от 13 до 25 лет, в том числе 4803 (54 %) юношей, 5832 (45 %) девушек, 140 (1 %) человек не указали свою половую принадлежность. На первом месте традиционно находится интернет, в пользу которого выбор делали 71 % опрошенных. Телевидение является основным источником информации для 31 % респондентов. Печатные СМИ играют минимальную роль в информировании респондентов, составляя 11 %.

Данную иерархию основных источников информации необходимо учитывать при проведении профилактических мероприятий контртеррористической и антиэкстремистской направленности в молодежной среде, делая упор на активную информационную работу в сетевом виртуальном пространстве. Основным ресурсом, используемым молодежью в интернете, являются виртуальные социальные сети. Именно в социальных сетях, благодаря их возможностям моментального мультиплицирования любой информации, распространяется основная часть деструктивных идей и контента, несущего экстремистскую информацию. При обработке данных по популярным социальным сетям я исходила из того, что вопрос в анкете предусматривал выбор нескольких социальных сетей и опрашиваемые, как правило, выбирали 3–4 варианта.

Полученный рейтинг популярных социальных сетей глазами респондентов Челябинской области довольно типичен для учащейся молодежи. Пальму первенства держит самая популярная российская социальная сеть «ВКонтакте», выбранная 96 % респондентов в качестве основной. Второй по значимости для опрошенных является сеть Instagram, которая уверенно догоняет социальную сеть «ВКонтакте». По популярности этой социальной сети показатели составляют 74 %. «Одноклассники», Facebook и Twitter обычно имеют узкую функциональную направленность, являясь статусно-престижным элементом в молодежной среде, и учетные записи в них регистрируются исключительно для количества. В опоре на полученные результаты следует, что при осуществлении профилактической работы с молодежью необходимо первоочередное внимание уделять социальной сети «ВКонтакте», а также разрабатывать еще дополнительную программу работы в сети Instagram, учитывая особенности данного ресурса, ориентированного, прежде всего, на визуальный контент — фото и видео.

Помимо рейтингования популярных источников информации и социальных сетей анкета содержала вопросы, отражающие частоту посещаемости социальных сетей, а также суточную активность пользователей. Результаты свидетельствуют, что ежедневно посещают приоритетные для них социальные сети 94 % респондентов. В рамках ежедневных посещений измерили суточную активность респондентов. Результаты свидетельствуют, что 62 % опрошенных проводят в социальных сетях до 4 часов, а 38 %— более 5 часов.

Для комплексной оценки потенциальных возможностей использования виртуального пространства опрошенной молодежью в анкету, по которой проводилось настоящее исследование, были дополнительно включены вопросы, отражающие статусные позиции гаджетов и устройств, необходимые для выхода в интернет и стандарты интернет-соединения, которыми чаще всего пользуются респонденты. На первом месте оказались смартфоны, которые выбрали более двух третей опрошенных. Это означает, что 81 % опрошенных максимально мобильны и имеют возможность выходить в интернет в любое время и в любом месте, используя как мобильный интернет, либо подключение к сети wi-fi. Переносные (ноутбуки) и стационарные компьютеры, занимающие второе и третье места, соответственно, требуют привязки к определенному месту и использованию либо кабельного интернета, либо wi-fi соединения. Чаще всего они используются не столько для общения и знакомства с ресурсами интернета, сколько для выполнения учебных заданий, либо компьютерных игр. Удивляет довольно высокий показатель сотовых телефонов, не позволяющих применять высокоскоростное соединение для выхода в интернет. Вполне вероятно, что часть респондентов, отвечая на этот вопрос, перепутала статус гаджетов, считая смартфоны сотовыми телефонами. Низкий рейтинг планшетных компьютеров (планшетов) тоже вполне объясним ограничениями в мобильности и неудобствах, возникающих при передвижениях по территории населенного пункта и за его пределы. Планшет, в отличие от смартфона, в карман положить нельзя.

Предпоследний показатель отражал рейтинг популярности браузеров. Измерение этого показателя было обусловлено следующим соображением. Для создания фейков и их активному использованию, а также получению доступа к экстремистским материалам, заблокированным на территории Российской Федерации, лучше всего подходит программное обеспечение, позволяющие устанавливать анонимное сетевое соединение посредством динамического обновления IP-адресов, находящихся, как правило, за границей — Tor Browser. Этот браузер крайне неудобен для повседневного использования в силу более низкой скорости Интернет-соединения, необходимости для смены IP-адресов перезапуска браузера, постоянных рекомендаций по уменьшению размеров экранного окна и прочего. Зато для решения кратковременных специфических задач, к числу которых можно отнести: создание фейков, с которых можно осуществлять распространение деструктивной информации; возможность обойти блокировки Роскомнадзора и использование заблокированных в социальных сетях тематических групп, он подходит. Задавать респондентам напрямую «в лоб» вопрос «используете ли Вы Tor Browser или нет?» с точки зрения методологии социологических исследований недопустимо, поэтому был сформулирован вопрос о частоте использования того или иного браузера, позволяющий замаскировать интерес к интересующей нас информации.

Из полученных результатов видно, что самыми рейтинговыми являются браузеры, связанные с двумя самыми популярными поисковыми системами — Google и Yandex. Видимо респонденты очень часто используют их для поиска необходимой информации. Tor Browser постоянно использует 5 % респондентов, что в абсолютных показателях составляет 491 человек.

В завершении, в рамках данного исследования был составлен рейтинг популярности известных российских видеоблогеров, как лояльных власти, так и находящихся к ней в оппозиции. По факту являясь лидерами мнения они оказывают серьезное влияние на массовое сознание учащейся молодежи. Для опрошенных репондентов самым популярным блогером является Николай Соболев (63 %), второе место занимает Юрий Дудь (59 %), замыкает тройку лидеров Данила Поперечный (51 %) общий охват аудитории данных лидеров составляет более 14 миллионов подписчиков. Все представленные блогеры являются выразителями оппозиционных настроений и выступают с активной критикой власти.

Таким образом, можно констатировать определяющую роль интернета в роли основного источника информации, преимущественном использовании смартфонов при обращении к ресурсам Мировой паутины, наличию высокоскоростного мобильного и кабельного способа передачи данных, а также использовании специального браузера-анонимайзера — Тора, неудобного для повседневного использовании, но применяемого для решения специфических задач, включая работу с фейковых аккаунтов и скачивания заблокированного на территории Российской Федерации деструктивного контента.

При разработке профилактической антидеструктивной стратегии ориентироваться в первую очередь на виртуальное пространство, акцентируя внимание на визуальном и текстовом контенте, нацеленный на формирование и закрепление антидеструктивных стереотипов.

От реального мира виртуальное пространство отличается не только объемом информации, скоростью доступа и количеством возможных контактов, но и резким снижением уровня контроля за контактами со стороны кого бы то ни было — от родителей до правоохранительных органов. Интернет-пространство способствует анонимности пользователей, что является очень привлекательным фактором для навязывания молодежи деструктивных установок. Вместе с тем, экстремисты, перебравшись в пространство виртуальной реальности, в большой степени обезопасили себя от социального давления и цензуры, которым они подвергались в реальности [2].

Есть и еще одно объяснение, почему Интернет, и в частности социальные сети, так популярны у адептов экстремизма — им нужна «трибуна» для пропаганды своих взглядов. Официальные, действующие в правовом поле, лицензированные средства массовой информации (газеты, радио, телевизор) для них закрыты, поэтому на сегодня Интернет — единственная доступная трибуна, имеющая потенциально широкую аудиторию.

В русскоязычном секторе Интернета в настоящее время работают около 200 сайтов, поддерживающих идеи терроризма и экстремизма. Социальные сети и блогосфера — это та же уличная толпа, только охват существенно больше и скорость распространения на порядок выше, а учитывая привычку большинства пользователей — увидев яркий, броский заголовок нажимать на кнопку «репост» или «поделится», можно сказать, что процесс распространения слухов превращается в неконтролируемый процесс.

Есть еще одна проблема, из-за которой слухи и недостоверная информация получают такую фантастическую скорость распространения — нежелание и/или неумение перепроверять полученную информацию.

Единственный метод борьбы с подобным волнообразным распространением «вброса» — проверка и перепроверка информации.

В социальных сетях проводит время, по большей части, молодёжь. Возраст от 14 до 22 лет считается самым опасным для усвоения экстремистских идей. Этому возрасту присуще обострённое чувство справедливости, поиск ценностей и смысла жизни. Экстремисты учитывают ряд психологических особенностей при подготовке сообщений для подростков и студентов; используется узнаваемый стиль, слоганы и символы. При этом информация подается при помощи понятных и популярных среди молодежи форматов, таких как мемы, коллажи, подкасты. Для молодежи это представляется чем-то несерьезным, игрой и они вовлекаются в процесс создания экстремистских материалов.

Социальная и материальная незащищённость молодёжи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения — вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности лёгкого распространения радикальных идей среди молодёжи [3].

С развитием информационно-коммуникативных технологий и повсеместным распространением Интернета, экстремизм из локального характера перерос в глобальный. Возможности социальной сети позволяют размещать материалы разного жанра, а также их быстрое распространение методом «снежного кома» или же «цепной реакции, «через репост». Тем самым достигая желаемого результата за очень короткое время на относительно большой аудитории.

Рост экстремистского контента в сети Интернет требует не только адекватных мер реагирования на соответствующие публикации, но и выработку системы мер профилактики и противодействия радикально-деструктивным идеологиям.

Литература:

  1. Сиранашвили, Л. А. Экстремизм в современном обществе: интернет как фактор распространения экстремизма среди российской молодежи / Л. А. Сиранашвили, М. Д. Савельева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 447–449. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54887/ (дата обращения: 01.11.2022).

2. Таков А. З. Интернет как фактор распространения экстремизма в молодежной среде //Образование и право. 2021. № 6. С. 336–340.

  1. Быкадорова А. С., Чурилов С. А., Шаповалова Е. В. Экстремизация молодежной аудитории сети Интернет // Казанский педагогический журнал. 2016. № 3. С. 181–184.
Основные термины (генерируются автоматически): сеть, социальная сеть, Челябинская область, виртуальное пространство, Интернет, молодежная среда, основной источник информации, распространение экстремизма, респондент, учащаяся молодежь.


Похожие статьи

Профилактика экстремизма в подростковой среде

В статье рассматриваются причины популярности экстремистских сообществ и их деятельности среди молодёжи, раскрывается понятие «экстремизм» и его трактовка с точки зрения законодательства, предлагаются меры по формированию системы профилактических мер...

Психологическая стабильность молодежи — гарант защиты от экстремизма

В статье рассмотрена проблема возрастания среди молодежи экстремистской направленности. Представлены результаты проведенного исследования в виде анкетного опроса. Основной целью исследования являлось измерить психологическую стабильность среди молоде...

Экстремизм в современном обществе: интернет как фактор распространения экстремизма среди российской молодежи

В статье разобран такой ключевой фактор распространения экстремизма как интернет. Автором даны основные понятия такого социального явления как экстремизм и определены факторы распространения экстремизма среди молодежи. На основе результатов анализа д...

Особенности влияния средств массовой информации на воспитательный процесс молодежи Северного Кавказа

Статья посвящена особенностям влияния СМИ в системе социального воспитания молодежи. Также рассматриваются рекомендации по решению проблем пагубного влияния СМИ на молодежь.

Интернет как средство формирования террористического мышления, финансирования террористических организаций

Настоящая научная статья рассматривает проблему использования сети Интернет как средство формирования террористического мышления, финансирования террористических организаций, а также освещает меры по профилактике и противодействию данного явления.

Противодействие идеологии терроризма в современных условиях

Статья посвящена актуальным проблемам распространения идеологии терроризма через Интернет, что в последнее время стало очень актуальной проблемой, и в этой статье также предлагаются пути решения сложившейся ситуации с распространением идеологии терро...

Факторы развития экстремизма в сети Интернет

Экстремизм и форма его крайнего проявления — терроризм – на сегодняшний день являются настоящей проблемой современного общества. Для изучения влияния терроризма на психологическую адаптацию молодежи крайне важно, чтобы мы не только изучали непосредст...

Религиозный экстремизм: исследование общественного мнения, методов борьбы и современного состояния экстремистских ячеек в мире

В настоящем исследовании авторами рассмотрены теоретические основы религиозного экстремизма. Изучена деятельность экстремистских религиозных организаций. Проанализирована статистка проявления религиозного экстремизма. Приведены способы борьбы с религ...

Анализ реализации программы социально-педагогической профилактики экстремизма среди учащейся молодежи

Статья посвящается анализу результативности социально-педагогической программы профилактики экстремизма среди учащейся молодежи.

Интернет и проблемы воспитания подростков

Задача данной статьи проследить влияние Всемирной глобальной компьютерной сети Интернет на мировоззрение подростков. В статье исследуются пути вовлечения и зависимости молодежи влиянию различных интернет-сайтов, а также изучаются возможные пути избав...

Похожие статьи

Профилактика экстремизма в подростковой среде

В статье рассматриваются причины популярности экстремистских сообществ и их деятельности среди молодёжи, раскрывается понятие «экстремизм» и его трактовка с точки зрения законодательства, предлагаются меры по формированию системы профилактических мер...

Психологическая стабильность молодежи — гарант защиты от экстремизма

В статье рассмотрена проблема возрастания среди молодежи экстремистской направленности. Представлены результаты проведенного исследования в виде анкетного опроса. Основной целью исследования являлось измерить психологическую стабильность среди молоде...

Экстремизм в современном обществе: интернет как фактор распространения экстремизма среди российской молодежи

В статье разобран такой ключевой фактор распространения экстремизма как интернет. Автором даны основные понятия такого социального явления как экстремизм и определены факторы распространения экстремизма среди молодежи. На основе результатов анализа д...

Особенности влияния средств массовой информации на воспитательный процесс молодежи Северного Кавказа

Статья посвящена особенностям влияния СМИ в системе социального воспитания молодежи. Также рассматриваются рекомендации по решению проблем пагубного влияния СМИ на молодежь.

Интернет как средство формирования террористического мышления, финансирования террористических организаций

Настоящая научная статья рассматривает проблему использования сети Интернет как средство формирования террористического мышления, финансирования террористических организаций, а также освещает меры по профилактике и противодействию данного явления.

Противодействие идеологии терроризма в современных условиях

Статья посвящена актуальным проблемам распространения идеологии терроризма через Интернет, что в последнее время стало очень актуальной проблемой, и в этой статье также предлагаются пути решения сложившейся ситуации с распространением идеологии терро...

Факторы развития экстремизма в сети Интернет

Экстремизм и форма его крайнего проявления — терроризм – на сегодняшний день являются настоящей проблемой современного общества. Для изучения влияния терроризма на психологическую адаптацию молодежи крайне важно, чтобы мы не только изучали непосредст...

Религиозный экстремизм: исследование общественного мнения, методов борьбы и современного состояния экстремистских ячеек в мире

В настоящем исследовании авторами рассмотрены теоретические основы религиозного экстремизма. Изучена деятельность экстремистских религиозных организаций. Проанализирована статистка проявления религиозного экстремизма. Приведены способы борьбы с религ...

Анализ реализации программы социально-педагогической профилактики экстремизма среди учащейся молодежи

Статья посвящается анализу результативности социально-педагогической программы профилактики экстремизма среди учащейся молодежи.

Интернет и проблемы воспитания подростков

Задача данной статьи проследить влияние Всемирной глобальной компьютерной сети Интернет на мировоззрение подростков. В статье исследуются пути вовлечения и зависимости молодежи влиянию различных интернет-сайтов, а также изучаются возможные пути избав...

Задать вопрос