Проблема нарушений письменной речи (дисграфия) у младших школьников в настоящее время является одной из самых актуальных. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Дисграфия как правило «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно проявится у детей с началом их школьного обучения в случае отсутствия профилактических мер. Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу письма и обучения. Таков неизбежный путь развития данной формы речевой патологии в случае непринятия своевременных коррекционно-профилактических мер.
В исследованиях, посвященных проблеме дисграфии, говорится, что данная речевая патология является следствием недостаточной сформированности функциональной основы процесса письма. Особенно подчеркивается, что становлению навыка письма препятствует совокупность нарушений психических функций, потому что в этом случае сразу несколько компонентов функционального базиса письма оказываются несформированными или нарушенными. Признаками (предпосылками) будущей дисграфии являются следующие:
– отсутствие или неустойчивость слуховой дифференциации акустически близких звуков;
– замены в устной речи одних речевых звуков другими;
– несформированность к старшему дошкольному возрасте наиболее простых форм фонематического анализа слов;
– несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;
– несформированность к началу школьного обучения грамматических систем словоизменения и словообразования [5].
Именно эти пять признаков лежат в основе каждого из пяти наиболее часто встречающихся в практике логопедической работы видов дисграфии Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р. И. Лалаева, В. А. Ковшиков, И. Н. Садовникова, И. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко, А. Н. Корнев) предлагают различные методики коррекционной и профилактической работы [6]. Основная задача логопеда в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы вовремя устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение. Для подготовки ребёнка к письменной речи очень важно чтобы у него была хорошо развита крупная и мелкая моторика. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Особенности двигательного развития современных детей 6–7 лет очень сильно отличаются от предыдущих поколений детей и это выражается в следующем:
– гиподинамия (дети больше находятся в сидячем положении, меньше играют в активные подвижные игры);
– сужение полей зрения (современные технические средства, такие как планшеты, сенсорные телефоны и игровые приставки очень способствуют этому);
– ограниченность востребованности крупной и мелкой моторики (кнопки и джостики вместо фишек и кубиков; симуляция «двигательной» игры на компьютере вместо собирания моделей танков, самолётов, кораблей);
– ограниченность кинестетических и тактильных раздражителей.
Отсутствие целенаправленной работы в детских садах с детьми приводит к низкому уровню развития у них графических навыков. Это может приводить к возникновению следующих проблем при обучении письму:
– низкий темп письма.
– быстрая утомляемость при письме.
– неровная, “дрожащая” линия.
– “угловатое” письмо, трудности в написании овалов.
– слишком сильный нажим.
– трудности в воспроизведении формы графических элементов.
– несоблюдение размера графических элементов.
– несоблюдение наклона письма.
– большое количество помарок и исправлений, “грязное” письмо.
– нежелание выполнять письменные упражнения.
– сползание букв со строки.
– масса ошибок при написании букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы [1,2,3].
Физиологические основы графической стороны письма развиты еще очень слабо, ребенку трудно и, следовательно, неинтересно. Поэтому формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи.
Начиная работу про профилактике ещё в дошкольном возрасте, можно достичь минимально необходимого уровня зрелости функций, чтобы они создали оптимальные возможности для осуществления операций звуко — буквенной символизации, графического моделирования звуковой структуры слова и реализации графомоторной программы.
Интерес к проблемам нарушения формирования письма обусловлен тем, что письмо играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности. Среди многообразия нарушений письма часто встречающейся является оптическая дисграфия. Этот вид специфических нарушений письма, в отличие от остальных, не связан с состоянием устной речи. В этих случаях ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв. Механизмом оптических нарушений письма является недоразвитие или функциональная незрелость зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространственного восприятия и пространственных представлений, зрительно-моторной координации, недостаточная сформированность зрительной памяти.
Главная задача профилактики дисграфии должна состоять в том, чтобы как можно раньше прервать этот «естественный» ход событий. Особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста. При устранении оптической дисграфии необходимо уделить внимание работе по формированию пространственных представлений и речевому обозначению пространственных отношений. Важным является уточнение пространственного расположения фигур и букв. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов. Профилактика оптической дисграфии должна заключаться в устранении у ребенка элементарных форм недоразвития зрительно-пространственной сферы, которые в дальнейшем будут препятствием к усвоению букв. Как можно выявить предпосылки оптической дисграфии у детей в дошкольном возрасте?
Для того чтобы выявить детей, которые находятся в зоне риска по возникновению оптической дисграфии, следует провести с дошкольниками ряд диагностических проб. Вот примерный комплекс психодиагностических методик, который можно использовать при обследовании детей:
Определение ведущей руки.
Исследование зрительного восприятия:
- Наложенные изображения (М. М. Семаго)
- Узнавание «зашумленных» изображений (М. М. Семаго).
- Незавершенные изображения (М. М. Семаго).
- «Эталоны" (О.М.Дьяченко).
Исследование зрительной памяти:
- «9 фигур» (тест Бернштейна).
Исследование зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки, пространственного восприятия:
- «Домик» Гуткина Н.И.
- Тест Керна — Йирасика.
- Проба Хеда (речевой вариант).
- Графический диктант Д.Б.Эльконина.
На основании полученных результатов диагностики, можно составить программу по профилактике и тем самым устранить, имеющиеся предпосылки у ребенка. При этом проблема дисграфии должна решаться одновременно в двух направлениях — теоретическом и организационно-практическом. В течение многих десятилетий теоретическая разработка проблемы дисграфии велась в основном представителями логопедической науки. Даже в нынешней ситуации следует признать, что логопедический подход к изучению дисграфии полностью себя оправдал и продолжает оправдывать, ибо невозможно отрицать глубокую органическую связь между устной и письменной речью. Относительно организационно-практического аспекта помощи детям с дисграфией, то здесь должны быть кардинально изменены два основных момента. Должен быть значительно расширен круг лиц, участвующих в коррекционном процессе, и, во-вторых, работа должна направляться не только на устранение уже проявившейся дисграфии, но и на ее профилактику. Работа по профилактике дисграфии должна проводиться и в дошкольном, и младшем школьном возрасте, руководствуясь выводами логопедического, психологического, нейропсихологического, медицинского обследования ребёнка и определения так называемой «группы риска». И исключительно важно, чтобы на пороге школы такого ребенка встретил подготовленный учитель, понимающий его непростые проблемы и владеющий методикой его обучения. Очень хочется, чтобы наши дети говорили и писали грамотно!
Литература:
- Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О. Б. Иншаковой. — М.: МПСИ, 2001.
- Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. — М.: «Академия», 2000.
- Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5–7 лет. Пособие для логопеда. — М.: Владос, 2003.
- Каше Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. Логопедия. Методическое наследие./Под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн. ВЛАДОС, 2007.
- Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов по спец. «Дефектология». Под. ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд. — М.: Просвещение: Владос, 2008.
- Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. — М.: ГНОМиД, 2006.
- Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. М.: Айрис-пресс, 2005. — (Библиотека психолога образования). 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации.
- Парамонова Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2006.