Психологическая профилактика страхов в младшем школьном возрасте
Авторы: Данилова Марина Владимировна, Климова Мария Владимировна
Рубрика: 4. Психология развития
Опубликовано в
Дата публикации: 23.06.2015
Статья просмотрена: 1599 раз
Библиографическое описание:
Данилова, М. В. Психологическая профилактика страхов в младшем школьном возрасте / М. В. Данилова, М. В. Климова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/196/8408/ (дата обращения: 22.12.2024).
Младший школьный возраст — наиболее решающая в социальном отношении стадия. С первого дня в школе от детей ожидают усвоения сложных социальных правил, регламентирующих отношения в классе. Наличие личностных характеристик, нарушающих этот баланс, может спровоцировать чувства страха. В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный адекватный страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного и социального неблагополучия. Принимая длительный характер, выходя за рамки возрастных проявлений, страх вызывает у ребенка чувство бессилия, закрепляет неспособность конструктивно взаимодействовать с другими, что особенно важно в младшем школьном возрасте в плане социального развития.
Проблема исследования находит свое четкое выражение в сохранении и укреплении психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка младшего школьного возраста. На сегодняшний день, отмечается увеличение числа детей, испытывающих страхи. При этом на каждый случай открыто выраженного страха приходится несколько случаев скрытого страха [8, c.98].
Детские страхи — это ощущение беспокойства или тревоги у детей, возникающее в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия [1,c.43]. Каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т. е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. В раннем детстве преобладают природные (биологические страхи): темноты, громких звуков, боли.
В психологии и педагогике существуют различные классификации страхов. Так, например, Овчарова Р. В. выделяет следующие виды страхов
Возрастные страхи — у эмоционально чувствительных детей как отражение их психического и личностного развития. Возникают они под действием следующих фактов: наличие страхов у родителей, тревожность отношений с ребенком, лишнее предостережение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретов родителей или полная разрешенная свобода действий, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье. Конфликтные отношения, ссоры между родителями, психические травмы, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжением, плохим влиянием на формирование характера и личности, исключении объекта страха. Невротические страхи могут быть результатом долгих и нерешенных переживаний. Чаще всего таким страхам подвержены чувствительные дети с эмоциональными осложнениями в отношениях с родителями. Такие дети не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви [5,с.48].
Наиболее полной можно считать классификацию страхов А. Захарова:
по характеру — природные, социальные, ситуационные, личностные;
по степени реальности — реальные и вымышленные;
по степени интенсивности — острые и хронические [2, с.21].
Среди причин возникновения школьных страхов у учащихся начальной школы можно отметить следующие:
психотравмирующий характер самой системы обучения (классы по 30–35 человек, ограничение двигательной активности ребенка, изменение привычного режима дня, изменение обязанностей и социального статуса ребенка и пр.);
стиль общения и особенности личности педагога (при определении класса, в котором будет обучаться ребенок, необходимо учитывать индивидуальные особенности педагога и ребенка, активно включать родителей в воспитательную внеклассную работу);
личностные особенности ребенка (непосещение детского сада, тип нервной системы, адаптивность ребенка, особенности его эмоционального реагирования и прочее) [4,c.183].
Для профилактики страхов у младших школьников существуют целые комплексы приемов, упражнений: арт-терапия, сказкотерапия, интерактивные игры, игровые упражнения и т. д.
Изучением проблем возникновения детских страхов занимаются А. И. Захаров, Ю. В. Щербатых, Е. И. Ивлева и многие другие.
Е. Г. Макарова выделяет два способа профилактики страха у детей младшего школьного возраста:
1) выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой;
2) укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о «личностном росте» человека [7,c.82].
Для профилактики страхов у учащихся начальных классов необходимо:
- Смягчить, снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника.
- Развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки, более высокого уровня, позволили детям отказаться от неправильно сложившихся способов реализации мотива, чтобы дети могли свободно выбрать продуктивные формы.
- Вести работу по снятию излишнего напряжения в школьных ситуациях.[5,c.22].
1) Нами была проведена профилактическая программа, разработанная на основе программы коррекции страхов детей дошкольного и младшего школьного возраста Н. А. Зайцевой [3, c.112].
Цель программы — психологическая поддержка детей младшего школьного возраста с различными страхами.
Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, которые состоят из 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю. Данная программа развивающих занятий рассчитана на детей младшего школьного возраста. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес у всех детей младшего школьного возраста. Группы могут быть как одного возраста, так и разновозрастные.
Все занятия имеют гибкую структуру, которая может наполняться разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу, который символизирует возможность открытого общения. Именно с помощью круга можно создать ощущение целостности, завершенности, гармонию отношениям детей, взаимопонимание.
Структура игрового занятия:
ритуал приветствия — 2 минуты;
разминка — 10 минут;
развивающий этап — 20 минут;
подведение итогов — 6 минут;
ритуал прощания — 2 минуты.
Данная программа проводилась в период с апреля по март 2015 года. Занятия проводились по 2 в неделю на базе МБОУ Илькинская СОШ. Исследование во 2 –А, 2 — Б и 3 — А классах с 40 школьниками в возрасте 7–9 лет.
Результаты оценивались с помощью методик:
опросник спектра страхов А. И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках»;
личностный опросник Кеттелла (детский вариант);
рисуночный метод «Несуществующее животное»;
методика исследования страхов в детском возрасте «Что мне снится страшного или чего я боюсь днем».
После проведенной коррекционной программы с целью снижения страхов у детей, нами было проведено повторное диагностирование испытуемых. Сравнивая, полученные результаты диагностики до и после проведения программы с детьми, можно отметить, что:
«медицинский страх» у детей с высокого уровня — 95 % снизился до умеренного уровня — 100 %;
страх, связанный с нанесением физического ущерба у детей с высокого уровня — 85 % снизился до умеренного уровня — 92,5 %;
страх зверей и сказочных персонажей у детей с высокого уровня — 100 % снизился до умеренного уровня — 90 %;
социально-опосредованный страх с высокого уровня у детей — 77,5 % снизился до умеренного уровня — 90 %;
«пространственный» страх с высокого уровня у детей — 100 % снизился до умеренного уровня — 75 %;
страх кошмарных снов и сновидений с высокого уровня у детей — 100 % снизился до умеренного уровня — 100 %.
Мы также провели многофакторное исследование личности испытуемых.
Сравнивая, полученные результаты диагностики до и после проведения программы с детьми, можно отметить, что:
средняя оценка уровня общительности — 42,5 % сменилась высокой оценкой уровня общительности — 75 %;
низкая оценка вербального интеллекта — 45 % сменилась высокой оценкой вербального интеллекта — 80 %;
низкая оценка уверенности в себе — 100 % сменилась высокой оценкой уверенности в себе — 82,5 %;
высокая оценка возбудимости — 80 % сменилась низкой оценкой возбудимости — 80 %;
низкая оценка склонности к самоутверждению — 72,5 % сменилась высокой оценкой склонности к самоутверждению — 82,5 %;
низкая оценка склонности к риску — 100 % сменилась высокой оценкой склонности к риску — 75 %;
низкая оценка ответственности — 55 % сменилась высокой оценкой ответственности — 82,5 %;
низкая оценка социальной смелости — 100 % сменилась высокой оценкой социальной смелости — 87,5 %;
высокая оценка тревожности — 100 % сменилась низкой оценкой тревожности — 100 %;
низкая оценка самоконтроля — 52,5 % сменилась высокой оценкой самоконтроля — 87,5 %;
высокая оценка нервного напряжения — 75 % сменилась низкой оценкой нервного напряжения — 87,5 %.
С целью выделения корреляционной связи между уровнем выраженности страхов и личностными факторами испытуемых до и после проведения коррекционной программы по снижению уровня страхов у детей, был произведен статистический расчет диагностических показателей с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Существует корреляционная связь между следующими показателями:
- «Медицинский» страх — 0,311;
- Страх, связанный с нанесением физического ущерба — 0,673;
- Страх зверей и сказочных персонажей — 0,558;
- Социально-опосредованных страх — 0,551;
- «Пространственных» страх — 0,597;
- Страх кошмарных снов и сновидений — 0,568.
Таким образом, апробированная социально-психологическая профилактика показала снижение уровня выраженности страхов у детей в младшем школьном возрасте.
Литература:
- Давыдок А. М. Актуальные вопросы ранней коррекции социально-психологической адаптации младших школьников / А. М. Давыдок // Окружение и здоровье. — 2013. — № 2. — С. 43–46.
- Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров: Уч. Пособие. — СПб.: Речь, 2010. — 313 с. ISBN 5–9268–0368–3.
- Иванова Н. Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5–7 лет. Диагностика, занятия, рекомендации/ Н. Ф. Иванова. — Волгоград. — 2009. — 191 с. ISBN 9785705720538.
- Куприна Ю. П. Изотерапия и проблема социально-культурной адаптации / Ю. П. Куприна // Социально-экономические явления и процессы. — 2012. — № 3. — С. 183–189.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. для студ. высш. учеб. завед./Л. Ф. Обухова. — М: Высшее образование: МГППУ, 2009. — 374 с. ISBN5–93134–086–6.
- Орлова Л. В. Таблетки для храбрости / Л. В. Орлова // Школьный психолог. — 2011. — № 11. — С.21–24.
- Прихожан А. М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. — СПб.: Питер, 2009. — 192 с. ISBN5–89502–089–5.
- Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста) / Л. А. Регуш. — СПб.: Речь, 2006. — 320 с. ISBN5–9268–0498–1