Автор: Бахриддинова Насиба Мурадовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 17.05.2016

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Бахриддинова Н. М. Применение метода puzzle на занятиях по экологии // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1173-1174.



Воспитание учащейся молодёжи, ее экологическое образование являются приоритетами государственной образовательной политики Республики Узбекистан. Основы формирования гармонично развитого поколения заложены в Законах «Об охране природы», «Об образовании», Национальной программе по подготовке кадров и других документах.

Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством народного образования проведена определенная работа по созданию системы непрерывного экологического образования и воспитания в республике. Принято трех стороннее Постановление «О перспективах усовершенствования системы развития экологического образования в Республике Узбекистан».

Анализ нынешней экологической ситуации в Узбекистане показывает, что в среднесрочной перспективе — 15–20 лет, здесь в связи с этим может возникнуть комплекс новых экологических проблем; имеющиеся же — Аральский кризис, дефицит воды, деградация земель, дефляция и эрозии почв, последствия нерационального использования природных ресурсов и другие — будут усугубляться.

Для сохранения природной среды и решения экологических проблем немаловажную роль играет уровень экологической культуры всего общества. Для формирования и развития у населения экологической культуры необходимо создать специальную методологию экологического воспитания, опираясь на которую и с помощью которой люди смогли бы контролировать свои действия и активно формировать экологическую культуру.

Таким образом, эти актуальные вопросы показывают сложность и долгосрочность их решения, так как не существуют конкретных, ясных, оптимальных решений экологических проблем и восстановления разрушенных экосистем. Поэтому становится актуальным экологическое образование, как способа активной жизнедеятельности человека в реальных условиях жизни.

Мы предлагаем один из инновационного метода «Головоломка» для эффективного проведения занятий по предмету экология.

Головоломка (англ. «Puzzle») — это комплексный методический прием обучения (учебный метод, обучающий метод, предмет усвоения), который построен на структурах решения головоломки или на структурах распознавания проблем. Задаются головоломки чаще всего в форме профессионального случая или же они выводятся из конкретных случаев.

Головоломка (Puzzle) применяется в действие в результате какого-либо запроса, постановки проблемы, ключевого слова и пр. Самым важным признаком этого метода является активирование подсознания.

В ниже представлены пример применения метода «Puzzle— головоломка» вгруппе по предмету экология.

Составим план учебных действий урока.

A) Краткое описание (Планируемый объем времени составляет от 4 до макс. 6 часов)

‒ Тематика: Глобальные экологические проблемы

‒ Дидактическая цель Головоломки (Puzzle) заключается прежде всего в улучшении методических компонентов компетенции действия, в частности в генерировании идей в ходе деятельности.

‒ Методическая цель Головоломки (Puzzle) заключается главным образом в тренировке этого творческого метода, в быстром комбинировании фактов и мыслей.

‒ Возможная структура действия (последовательность шагов)

  1. Создание групп экспертов, в которых группы прорабатывают различные головоломки.
  2. Создание 5 основных групп.
  3. Обобщение результатов.

B) Описание проведения мероприятия

‒ Ссылка на программные указания — в частности реализуется программное указание, в котором поясняется исторический аспект и комплексный характер производственного процесса.

‒ Межпредметные связи — в числе прочего связь с учебными предметами «биология», «химия» и «физика» и т. д.

‒ Организационная форма Занятие в группе.

‒ Проведение:

1. Создание экспертных групп, в которых группы прорабатывают различные головоломки:

группа 1: Демография иэкология

группа 2: Миграционные потоки

группа 3: Ключевые внутренние экологические проблемы

группа 4: Трансграничные экологические проблемы

группа 5: Социально-экономические последствия воздействия экологическихугроз

Учащиеся самостоятельно получают информацию по соответствующей теме в числе прочего из соответствующих разделов учебника. В завершение наиболее важные аргументы или точки зрения записываются на листе бумаги. Количество ключевых слов или размер листа бумаги могут быть определены проводящим занятие преподавателем.

2. Создание 5 основных групп:

В составе каждой основной группе как минимум один из ее членов является экспертом по каждой теме. Проводится обмен информацией, в ходе которого каждый участник в течение 5 минут делает устный доклад по своей теме.

3. Обобщение результатов:

Представление результатов производится при помощи плаката. Для разработки плаката определяются следующие критерии:

 Должна содержаться только самая важная информация.

 Наглядное представление.

 Представление плаката одним из учащихся группы.

Другие возможности представления результатов: в числе прочего презентация в формате Power-Point в виде информационного листа. В конце учащиеся класса выбирают лучный плакат, который затем может быть скопирован для всех как результат.

Литература:

1. Каримов И. А. «Узбекистан на пороге ХХI века». Т. 1997.

Аюбова И. Х. Некоторые вопросы экологического образования в Узбекистане // Молодой ученый. 2012. № 2.  С. 246–249 3. Backerra, Hendrik; Malorny, Christian; Schwarz, Wolfgang: Kreativitätstechniken. Kreative Prozesse anstoßen, Innovationen fördern. Die K7. 2. Aufl., München, Wien: Carl Hanser Verlag 2002.

4. Osborn, Alex F.: Applied imagination: Principles and procedures of creative Thinking. New York 1997.

5. http://uznature.uz/?q=ru/node/680

Основные термины (генерируются автоматически): экологического образования, экологических проблем, Республики Узбекистан, предмету экология, Обобщение результатов, Молодой ученый, Применение метода puzzle, экологическое образование, различные головоломки, экологической культуры, основных групп, инновационного метода «Головоломка», непрерывного экологического образования, цель Головоломки, метода «Puzzle— головоломка», структурах решения головоломки, комитетом Республики Узбекистан, методологию экологического воспитания, Министерством народного образования, развития экологического образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос