Важным показателем для характеристики внутреннего научно-технического потенциала компании является показатель соотношения между исследованиями и разработками. Если доля разработок превышает долю исследований и доля работ, ориентированных на превосходство высших достижений в науке и технике, низкая, то компания вряд ли добьется лидерства в технологиях в перспективе и ей трудно будет осуществить наступательную стратегию.
К показателям инновационного опыта относятся показатели объема продаж лицензий, доля внедрения собственных разработок в общем объеме внедрения инноваций, средняя продолжительность периода от создания инновации до ее внедрения, степень достижения коммерческих целей в результате внедрения новой техники и технологий.
Показатели инновационного опыта, на наш взгляд, лишь косвенно характеризуют научно-технический потенциал компании, поскольку решение о внесении инноваций принимается вне научно-технической сферы компании. Эти показатели укрупнено характеризуют инновационную активность компании по внедрению собственных разработок, систему организации инновационной деятельности в части внедрения инноваций и, в некоторой степени, качество инновационного менеджмента и систему взаимодействия между подразделениями компании.
Ресурсный потенциал инновационной стратегии можно рассчитать на основе оценки таких основных ресурсов как персонал, финансы, материально-техническая база. Немаловажное значение для инновационной стратегии имеют и информационные ресурсы. Однако формализовать оценку данного вида ресурса в отличие от выше названных ресурсов представляется более трудной проблемой.
Исходной методологической предпосылкой при оценке ресурсного потенциала, на наш взгляд, должен быть учет в равной степени как количественных, так и качественных характеристик ресурсов.
Количественную сторону персонала предприятия характеризует его общая численность, но инновации это результат деятельности инженерно-технических работников. Однако инновациями занимаются лишь часть ИТР,- исследователи, изобретатели и. т.д., доля этих работников в общей численности ИТР и есть качественный показатель, характеризующий инновационный потенциал персонала. Поэтому инновационный потенциал персонала следует определить по формуле:
Kp=lp1+lp2/2,
Где Кр — коэффициент оценки инновационного потенциала персонала;
Ip1- доля ИТР в общей численности работников;
Ip2- доля работников, занимающихся стратегическими инновациями в составе ИТР.
По своему составу с точки зрения влияния на инновационную стратегию неоднородна и материально-техническая база предприятия. Так, в составе амортизируемого имущества в зависимости от степени участия в основных производственных фондов (машины, станки, оборудование и т. д.). Но сама активная часть производственных фондов также не в полной мере используется для реализации инновационной стратегии. В ее составе также следует выделить долю высокотехнологичного оборудования исследовательских лабораторий, опытных разработок, т. е. той части, которая участвует в научно-технических нововведениях на предприятии. В этой связи показатель инновационного потенциала материально технических средств предлагаем рассчитать следующим образом:
Kc= lc=lc2/2,
Где Кс- коэффициент оценки инновационного потенциала материально-технической базы предприятия;
Lc1- доля активной части в амортизируемом имуществе;
Lc2- доля высокотехнологичного оборудования в активной части амортизируемого имущества.
Третьим важным фактором ресурсного потенциала инновационной стратегии предприятия является степень финансирования указанных стратегий. На первом этапе необходимо определить долю НИОКР в бюджете предприятия. На втором этапе определяют долю стратегических направлений в бюджете НИОКР. Потому логичным представляется расчет оценки финансового потенциала инновационной стратегии на основе следующей формулы:
Кф=Lф1+L2/2,
Где Кф- коэффициент оценки инновационного потенциала финансовых ресурсов;
Iфi- доля НИОКР в бюджете предприятия;
Iф2- доля стратегических инноваций в бюджете НИОКР.
Таблица 1
Характеристика ресурсного потенциала инновационной стратегии территориально-отраслевого комплекса СКФО
Показатели |
||
1. |
Доля ИТР в общей численности работников |
0,21 |
2. |
Доля работников занимающихся стратегическими инновациями в составе ИТР |
0,32 |
3. |
Доля активной части в амортизируемом имуществе |
0,72 |
4. |
Доля высокотехнологичного оборудования в активной части амортизируемого имущества |
0,33 |
5. |
Доля НИОКР в бюджете предприятия |
0,25 |
6. |
Доля стратегических инноваций в бюджете НИОКР |
0,41 |
Нами были проведены аналитические расчеты по группе нефтяных компаний, которые позволили сделать некоторые выводы. Показатель ИТР на этих предприятиях в среднем колеблется в диапазоне от 0,2 до 0,6 с учетом проведенного исследования, были сделаны следующие заключения.
Нами предложена примерная шкала показателя ИТР.
До 0,2. С таким коэффициентом предприятия в сфере нефтяного бизнеса практически отсутствует и по нашим оценкам данный коэффициент можно принять как минимальный порог функции 0,2–0,6.
Более 0,6 могут иметь лишь отдельные подразделения предприятий нефтяной промышленности: это лаборатории, конструкторское бюро, НИОКР.
Таким образом, можем сделать вывод, что данный коэффициент для предприятий нефтяной промышленности колеблется от 0,2 до 0,6 и данную методику расчета можно использовать для оценки ресурсного инновационного потенциала как главный инструмент стратегического развития. Можно сделать вывод, что оптимальным показателем является коэффициент с уровнем 0,4. Главными резервами для увеличения этого показателя могут быть предложенные нами для расчета такие факторы как увеличение общей численности персонала, увеличение НИОКР, увеличение производственных мощностей в общем бюджете предприятия.
Инновационные стратегии строятся на развитии сильных позиций научно-технической сферы и включают действия по преодолению слабостей.
Определение целей инновационной деятельности компании и сферы НИОКР осуществляется в результате многоэтапной процедуры отбора приоритетных технологических проблем и их решений, способствующих достижению заданной целевой установки технологического развития.
Цели технологического развития компании определяются исходя из целевых показателей общекорпоративной стратегии (как правило — уровней объемов производства и уровней эффективности, финансовых показателей, показателей качества продукции и др.)
Сопоставление достигнутого уровня технологического развития с требованиями, предъявляемыми к технологиям в перспективе, определяют тот разрыв, который необходимо ликвидировать за счет применения новой техники и технологий. Ликвидация таких разрывов — цель технологического развития компании, которая может быть достигнута за счет расширения внедрения раннее разработанной новой техники и технологии, усовершенствования существующих технологий, разработки и внедрения новых технологий и технических средств, закупки оборудования и технологий.
Цель инновационной деятельности компании — разработка и внедрение новых и усовершенствованных технологий в заданные сроки в необходимых объемах, а цель сферы НИОКР — провести необходимые исследования, разработку и освоение новой техники и технологии в заданные сроки, с тем, чтобы у компании была возможность своевременного их включения в инновационно-инвестиционные планы. Инновационные стратегии должны быть увязаны по целям и ресурсам с общей стратегией компании.
Литература:
- Горшков, Р. К. Формирование инновационного потенциала предприятия: ресурсный подход / Р. К. Горшков // Проблемы современной экономики. М. — N 4(12), 2014
- Бланк, И. А. Основы финансового менеджмента / И. А. Бланк. — М.: Ника-Центр, 2015–592 с. С. 262.
- Ускова, С. И. Экономический потенциал предприятия как основа предпринимательской деятельности / С. И. Ускова // Экономика и эффективность организации производства — 2014.
- А. Вертячих. Цветущий «кактус» инноваций//Санкт- Петербургские ведомости, 10 сентября 2013.
- И. Туккель. Управление инновациями: взаимосвязь произ- водственной и образовательной сфер//Экономика, политика, инвестиции, № 1, 2013