В статье рассматриваются вопросы использования игры-драматизации как средства полоролевого развития детей дошкольного возраста, обозначен потенциал игр-драматизаций в становлении половой идентичности.
Ключевые слова: дошкольник, игра, пол, полоролевое развитие, полоролевая идентичность, игра-драматизация.
В современной педагогической науке и практике отмечаются противоречивые тенденции: с одной стороны, в теории большое внимание уделяется учету полоролевых особенностей детей, с другой стороны, на практике зачастую пол не воспринимается как существенная характеристика ребенка. Тем более удивительно, что недооценка, игнорирование пола происходит в условиях, когда доказано наличие целого ряда психических и психофизиологических половых особенностей, проявляющихся в дошкольные годы.
На данный момент в психолого-педагогической литературе представлены целые направления исследований, посвященных половому воспитанию детей дошкольного возраста (В. Е. Каган, В. К. Лосева и др.), полоролевому воспитанию (Т. А. Репина, Т. П. Хризман и др.), гендерному воспитанию (Л. В. Градусова, Н. Е. Татаринцева и др.).
Полоролевое развитие происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери — прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника — отец. Полоролевое поведение родителей является основой для формирования полоролевого поведения самого ребенка как представителя определенного пола. Наряду с семьей, на полоролевую социализацию оказывают влияние средства массовой информации, образовательные учреждения, игрушки и т. д.
От того, насколько успешно проходит процесс полоролевого воспитания, включающий формирование представлений о содержании типичного для пола поведения и стремления повторить эти представления в собственном поведении, а также возникновение предпочтений и интересов, специфичных для пола, многое зависит в формировании личности, а именно: уверенность в себе, определенность личностных установок, и, в конечном счете, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Если основы женственности и мужественности не заложить в детях в ранние годы, это может привести к тому, что, став взрослыми, они будут плохо справляться со своими социальными ролями. Это и определяет содержание работы по осуществлению дифференцированного подхода в педагогическом процессе воспитания и обучения мальчиков и девочек в разных видах деятельности и тщательный выбор средств и методов полоролевого воспитания.
В научной литературе дошкольный возраст характеризуется как наиболее сензитивный для становления психического пола.
Как известно, игра является основной деятельностью дошкольников. О важном значении игры для развития личности дошкольника писал еще Л. С. Выготский. Т. А. Репина также подчеркивает важное значение игры, выступающей в качестве условия формирования полоролевого воспитания. Сюжетная игра не выражает реальных отношений, в ней все «понарошку», однако посредством игры устанавливаются положительные стереотипы качеств и поведения, присущих представителям разных полов. В игре складывается фундамент эмоционально позитивного отношения к роли ребенка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы в дальнейшем его развитии [5].
По мнению И.Зиминой, игра-драматизация — это особый вид театрализованной сюжетно-ролевой, режиссерской игры. Для нее характерны все основные признаки сюжетно-ролевой игры, а именно: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Если рассматривать структуру игры-драматизации, то можно выделить некую схему последовательных действий: сюжет игры — выбор сказки, пересказ, обсуждение; организация игры — распределение ролей, обустройство игрового пространства; непосредственная игра детей [3].
Различные педагоги указывают на то, что игры-драматизации отличаются большим разнообразием и различными по своему содержанию целями, задачами и формами.
Как считает М. Д. Маханева, дошкольник в играх-драматизациях предстает как артист, он сам разрабатывает образ, используя различные средства выразительности, такие как интонация, мимика, пантомима, а также выполняет собственные действия, отражающие ту или иную роль. В игре-драматизации дошкольник воспроизводит сюжет с заранее определенным сценарием. Однако такой сценарий не ограничивается четкими рамками и позволяет ребенку импровизировать в ходе игры. Импровизация затрагивает и текст, и действие. При создании образа ребенок может выражать как женские, так и мужские качества персонажа [6].
По данным О. Акуловой, мальчики и девочки старшего дошкольного возраста в ходе совместной игры осваивают полоролевое поведение. Для достижения наибольшего эффекта при полоролевом воспитании в игре-драматизации взрослому важно брать на себя роль руководителя при подготовке и проведении игры, а также обязательно учитывать особенности развития детей разных полов [1].
Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что огромное значение в полоролевом развитии приобретает сказка, которая является своеобразным подготовительным этапом игры-драматизации. Сказке присуще большое количество социальных действий, в ней делается значительный упор на нравственное развитие. Она определяет эталоны поведения. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, с особенностями взаимоотношения полов, а также приобретают представление о таких качествах, как заботливость, миролюбие, терпимость к недостаткам других. Сказки представляют собой эмоциональную позитивную модель гендерного поведения.
В научной литературе отмечается важная роль сказки в качестве одного из средств полоролевого развития детей дошкольного возраста. Важно не только читать и обсуждать текст сказки, но и применять сюжетные моменты, использовать поступки и образы сказочных героев для объяснения, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам. При этом условии будет обеспечено достижение наиболее эффективной полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, а также успешное развитие качеств мужественности и женственности у дошкольников.
Таким образом, в дошкольном возрасте игра выступает не только ведущим видом деятельности, но и важнейшим средством полоролевого развития. Использование игр-драматизаций как средства полоролевого развития может эффективно реализовываться при следующих условиях: целенаправленном отборе литературного материала для игр-драматизаций, в котором четко и доступно обозначены роли мужчины и женщины; организации подготовительной работы, включающей в себя анализ поступков, поведения и образов персонажей произведений в соответствии с их полом; формирование у детей навыков поведения в рамках определенной социальной роли.
Литература:
- Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С. 16–24.
- Еремеева В. Д., Хризман Т. Л. Мальчики и девочки — два разных мира [Текст] / В.Д, Еремеева, Т.Л, Хризман.-Москва, 1998. — 118 с.
- Зимина, И. Театр и театрализованные игры в детском саду [Текст] / И. Зимина //Дошк.восп. — 2005. — № 4. — С. 3–14.
- Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет [Текст] / В. Е. Каган // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 65–69.
- Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина. — Москва-Воронеж, 2004. — 300 с.
- Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М. Д. Маханева. — М.: Сфера, 2001. — 198 с.