Библиографическое описание:

Юсупов Ф., Сапаев У. К вопросу организации самостоятельной работы студентов в техническом вузе в условиях ИКТ // Молодой ученый. — 2016. — №9.5. — С. 83-85.



На современном этапе демократизации, гуманизации и информатизации общества, расширения прав и свобод человека воспитание самостоятельности молодого поколения приобретает особую значимость. Независимость, инициатива, творчество, целеустремленность — это качества личности современного человека, необходимые ему для формирования самостоятельной позиции, принятия самостоятельного решения по жизненно важным проблемам в настоящем и в выборе желаемого будущего. Ориентация на выбор, творческую активность и самостоятельность характерна для человека современного мира, что отмечается как отечественными, так и зарубежными исследователями [1–3].

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа студентов (СРС) играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.

Положение, создавшееся в последние годы в высшей школе о СРС, не может удовлетворить ни вузы, ни общество, так как не соответствует современным требованиям подготовки специалистов в области программный инжиниринг. Среди основных причин такого положения: недостаточный научно-обоснованный уровень планирования, организация и проведения учебного процесса, отсутствие научно-обоснованных нормативов времени на основные виды учебной деятельности студентов; слабое внимание кафедр к вопросам изучения и установления оптимального объема (а часах) самостоятельной работы студентов; отсутствие у многих обучающихся умения правильно и рационально планировать и осуществлять свою самостоятельную работу и учебу вообще.

В организации СРС в большинстве случаев отсутствует научный системный подход и системность — основное условие, без которого немыслимо познание. Проблема поставлена и осознана, сформулирована ее основная цель: повысить творческую активность, самостоятельность и ответственность студентов. Известны и основные причины, приведшие к затруднениям и осуществлении указанной цели. Опробованы некоторые формы обучения, призванные способствовать развитию познавательной активности студентов, такие, как компьютеризация учебного процесса, создание автоматизированных учебных курсов и обучающих систем, электронных учебников, использование деловых игр и других активных методов, расширение НИРС, перевод на обучение по индивидуальным учебным планам и т. п. однако с точки зрения системного подхода остается неясным, насколько полны и взаимоувязаны предлагаемые методы.

Учебно-воспитательный и научный деятельность студента в вузе можно представить как система, в начале он похож черного ящика (как абитуриент), а в конце белого ящика (специалист конкретной профессии). Для исследования системы применяются различные методики, методологии системных наук.

Функционирование учебно-воспитательной и научной деятельности студента как система в среде высшего образования опирается на определенную упорядоченность элементов (учебно-познавательных, воспитательных, научных и др.), отношений и связей. Структурно и функционально различные аспекты упорядоченности учебно-воспитательной и научной деятельности студента образуют основу иерархического строения системы, разбиение ее на подсистемы (понятно, что это разбиение относительно по своему характеру зависит, в основном, учебной, методической, воспитательной, научной и других деятельностей студента).

Одной из новых системных наук который используется для исследования систем является эдукология. По В. Г. Кинелеву, Председателю Комитета по высшей школе Министерства науки России, это наука о принципах формирования образованного человека и фундаментального знания как части общечеловеческой культуры с одной стороны, и являющейся основой для профессиональной подготовки специалистов — с другой. Здесь уместно привести мнение акад. Д. С. Лихачева: целью подготовки современного специалиста является не образование, а воспитание. Замечательный австрийский педагог Г. Гмайнер утверждал, что будущее человечества зависит, прежде всего, от того, насколько миру удастся воспитать в подрастающем поколении чувство собственного достоинства (ЧСД). Основа ЧСД — вера в себя, а не в партию и законы. Все успехи государства идут от человека с ЧСД. Область ЧСД — то, что необходимо человеку для выработки собственного мнения, отношения к различным решениям. ЧСД — это ощущение человеком своей собственной ценности как неповторимой личности. [4].

Высшие учебные заведения имеют возможность не только обучать, но и целенаправленно развивать заложенное в каждом человеке творческое начало, воспитать у будущих профессионалов чувство собственного достоинства с помощью эффективной организации помощи самостоятельной работы студентов, придать им творческий дух.

В ходе организации СРС и контроля знаний недостаточно последовательно реализуется принцип преемственности, позволяющий студенту работать на понимание и творческое логическое запоминание. Мало внимания уделяется замене принципов механического накопления знаний принципами творческого познания. Задания по СРС слабо увязываются с программами различных видов непрерывной подготовки, в частности, программный инжиниринг.

Самостоятельная работа студентов в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в модульно-рейтинговой технологии обучения. Государственным стандартом предусматривается, как правило, 50 % часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов (СРС). В связи с этим, обучение в ВУЗе включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части — процесса обучения и процесса самообучения.

Все виды активной познавательной и научной деятельности требуют самостоятельных поисков. Самостоятельная работа не только не должна противопоставляться лекциям, а напротив, лекции следует рассматривать как важнейший инструмент ее стимулирования. Самостоятельная работа должна присутствовать во всех формах учебного процесса и играть решающую роль.

В высшей школе пока не уделяется должного внимания формирования у студентов стремления к целенаправленному самообразованию, выработке соответствующих умений и навыков. Многие студенты к этому не стремятся, не приобретают навыки к непрерывному образованию в своей последующей трудовой деятельности. Обладая значительными интеллектуальными и временными ресурсами, они не умеют их рационально использовать. Не все педагоги учат студентов принципами коллективной работы, хотя практически все виды деятельности человека сейчас коллективные, например, разработка программного обеспечения каких-то информационных систем. Отсутствует сотрудничество преподавателей и студентов при разработке методологии организации и проведения СРС. Однако изыскание и применение на различных видах СРС своих специфических приемов и способов вовлечения студентов в активную работу не стали пока повседневной задачей для многих кафедр и преподавателей.

Естественно, при рассмотрении основных принципов организации и руководства СРС большое внимание уделяется на приобретение студентами прочных навыков самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Информационный поиск позволяет осмыслить, закрепить и применить полученные знания для проведения исследования по УИРС, НИРС, а также для выполнения индивидуальных заданий различных видов контроля.

Самостоятельная работа должна осознаваться студентом как необходимый элемент собственного развития. Совокупность различных форм СРС, организованная посредством структурно-логических содержаний предмета и их отношений в систему с иерархической структурой, является наиболее концентрированным выражением последовательности обучения курса. Использование структурно-логической схемы самостоятельной работы студентом позволяет ему организовать планомерный график работы в период изучения данной дисциплины [5].

Все еще много несовершенного, не отвечающего современным требованиям в системе контроля знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами в процессе проведения самостоятельной работы. Контроль должен начинаться задолго до заключительных рейтинговых контролей по дисциплинам и быть прежде всего, контролем за организацией и качеством СРС. В его основу должны быть положены принципы современной педагогики сотрудничества и сотворчества, творческого содружества педагога со студентом.

Исходя из вышеизложенного можно сделать заключение, о том, что необходимо направляет деятельность профессорско-преподавательского коллектива на дальнейшее совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения в системе СРС с целью возбуждения интереса, повышения активности, самостоятельности в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике и как пути индивидуализации обучения, творческого развития личности.

Важную роль в организации и оценке эффективности СРС на всех этапах обучения играет стандартизованный контроль, на основе структурно-логических связей содержания дисциплины, обеспечивающий регулярную обратную связь, необходимую для корректировки процесса обучения. В целях рациональной организации СРС с первых недель обучения по предмету, в данном случае, «Программирование на С++», серьёзное внимание уделяется установлению исходного уровня знаний. На кафедрах «Информационные технологии», «Программный инжиниринг» Ургенчского филиала Ташкентского университета информационных технологий разработана единая методика проведения стандартизированного контроля знаний, в том числе деятельности самостоятельной работы студентов, на основе структурно-логической граф схемы данной дисциплины по основным темам (модули) курса с использованием интегрированной виртуальной системы обучения и контроля (www.urgench-tuit.uz/vttnew, algo.urgench-tuit.uz). Подготовлен соответствующий дидактический материал по модулям структурно-логической граф схемы дисциплины «Программирование на С++». Например, модуль — элементарного программирования, программирование основных вычислительных и логических структур, в первом семестре, имеет более 800 заданий по программированию.

Система ведет учет деятельности каждого студента в течение семестра и выдает результаты, а также индивидуальные рекомендации для доработки соответствующего материала по программированию, а преподаватель получает информацию в виде таблиц по группам о выполнении заданий.

Диагностика выполненных операций выявляет не только причины ошибок, но и определяет пути дальнейшей деятельности. Сбор объективной информации об уровне подготовленности студента по данной дисциплине позволяет организовать индивидуализированное обучение и соответственно подготовить дидактические материалы. Мгновенная реакция интегрированной виртуальной системы обучения и контроля знаний студентов, новизна формы работы, минимизация учебного материала — все это представляет большой интерес для студентов (происходить соревновательный процесс среди студентов по количеству и качеству решенных задач). Существенно меняется образ мышления будущего специалиста, а характер СРС способствует росту научной базы, формирование мировоззренческих представлений студентов о возможности автоматизации учебного процесса, его эффективности, способствующей повышению качества знаний.

Литература:

  1. Олий ва ўрта махсус таълим вазирлигининг 2009 йил 14 август 286 сонли буйруғига 1-илова. Талабалар мустақил ишини ташкил этиш ва назорат қилиш бўйича йўриқнома.
  2. Бекузарова, Н. В. К проблеме организации самостоятельной работы студентов / Н. В. Бекузарова.-2006.
  3. Покушалова Л. В. Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза [Текст] / Л. В. Покушалова // Молодой ученый. — 2011. — № 4. Т.2. — С. 115–117.
  4. Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.
  5. Максанова Л. А., Золотарева А. М. Структурно-логическая схема — инструмент оптимизации самостоятельной работы студентов / Сб.научно-методических статей Научно-метод.конф. «Методика и технология оптимизации образовательного процесса. — Улан-Удэ: РИО ВСГТУ. — Вып.7.– 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельной работы студентов, организации СРС, Самостоятельная работа, учебного процесса, научной деятельности студента, работа студентов, Самостоятельная работа студентов, организации самостоятельной работы, контроля знаний, навыков самостоятельной работы, Самостоятельная работа должна, ходе организации СРС, рациональной организации СРС, проведения СРС, различных видах СРС, СРС большое внимание, различных форм СРС, СРС слабо, оценке эффективности СРС, самостоятельная работа студентов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос