Место и роль системы организации в решении соревновательных задач для активизации самостоятельной работы студентов по предмету «Программирование на С++» | Статья в журнале «Техника. Технологии. Инженерия»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Юсупов, Д. Ф. Место и роль системы организации в решении соревновательных задач для активизации самостоятельной работы студентов по предмету «Программирование на С++» / Д. Ф. Юсупов, Уктамбой Сапаев, А. И. Аширова. — Текст : непосредственный // Техника. Технологии. Инженерия. — 2017. — № 3.1 (5.1). — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/th/8/archive/62/2626/ (дата обращения: 16.04.2024).



Место и роль системы организации в решении соревновательных задач для активизации самостоятельной работы студентов по предмету «Программирование на С++»

Юсупов Давронбек Фирнафасович, старший преподаватель; Сапаев Уктамбой, старший преподаватель;

Аширова Аноргул Исмаиловна, кандидат педагогических наук

Ургенчский государственный университет. Узбекистан

Ташкентский университет информационных технологий, Ургенчский филиал. Узбекистан

Глобальная информатизация человеческой деятельности - одна из доминирующих тенденций современного общества. Синтез педагогических и интеллектуальных информационных технологий позволяет качественно изменить образовательный процесс, индивидуализируя обучение. Согласно Концепции целевой программы развития образования в Республике одна из приоритетных задач модернизации национального образования - повышение качества профессионального образования, разработка технологий обучения, содержания и методов оценки образовательного процесса в соответствии с требованиями к уровню подготовки современного специалиста.

С другой стороны, актуальность исследования определяется происходящими в настоящее время экономическими и политическими изменениями, которые выдвигают новые требования к образованию. Изменение социально-экономических условий в стране, лавинообразный рост научно-технической информации, информационных и педагогических технологий, техники и другие особенности ускорения научно-технического прогресса потребовали творческой подготовки специалиста к жизни и работе в столь сложных условиях.

Студентов, обучающихся в ВУЗе, можно условно разделить на несколько групп, одну из которых составляют очень хорошо успевающие студенты. Но они вынуждены подстраиваться под «среднего» студента, и не могут полностью раскрыться на занятиях. Поэтому преподавателю необходимо предлагать некоторым обучаемым дополнительные задания повышенной сложности, которые студенты осваивали бы в большей степени самостоятельно.

Самым способным студентам предлагается участвовать на предметных олимпиадах. Если студент хочет хорошо выступить на олимпиаде, то он должен хорошо подготовиться к этому, т.е. решить как можно большее задач самостоятельно.

С помощью системы организации решении соревновательных задач пяти категорий (простой, средней сложности, повышенной сложности, олимпиадные и задачи чемпионата по программированию) по предмету Программирование на С++ происходит активизация познавательной деятельности студента:

  1. во-первых, студент общается, причем как со своими сверстниками, так и с преподавателями университета;
  2. во-вторых, студент стремиться овладеть большим количеством знаний и умением применить их на практике, чему способствует соревновательный дух решение задач;
  3. в-третьих, студент старается как можно больше задач решить за короткое время, потому что система ведет учет решенных задач по категориям сложности;
  4. в-четвертых, студент более детально прорабатывает изучаемые вопросы, усваивает, анализирует алгоритмы решения задач различной сложности, учиться анализировать решенных задач и, таким образом, раскрывает свои способности.

В рамках научно-методической работы кафедры программный инжиниринг ТУИТ Ургенчского филиала проводятся в рамках филиала регулярное решение задач по курсу Программирование на С++ среди студентов начального курса всех специальностей в системе алго********. В течении учебного года согласно плану подготовки к предметным олимпиадам и к чемпионату мира по программированию организуется On-Line соревнование среди филиалов и головного университета по программированию. Оценка участников проводится по результатам решения предлагаемых задач по принципу чемпионата мира по программированию.

При организации On-Line соревновании студентам предлагается конкурсное задание, которое они должны были выполнить за пять часов. Это задание содержит 8-10 прикладных задач по разделам курса основы программирования. В разработке задач и определении критериев их оценок принимают участие преподаватели кафедры программный инжиниринг – организатора соревновательных задач. Окончательная редакция и выбор задач проводится на методическом семинаре, в котором участвовали все преподаватели кафедры.

Предлагаемые задачи оценивались в баллах в зависимости от сложности задач. В результате каждый участник получал определенной количество баллов, зависимых от числа решенных задач и правильности решений. В качестве соревновательных задач в первом семестре предлагается следующие туры решения типовых задач:

  1. алгоритмизация и программирование линейных вычислительных процессов, количество различных задач - 8;
  2. алгоритмизация и программирование простых разветвляющихся вычислительных процессов, количество различных задач - 10;
  3. алгоритмизация и программирование сложных разветвляющихся вычислительных процессов, количество различных задач - 6;
  4. алгоритмизация и программирование простых циклических вычислительных процессов (табуляция функций одной переменной), количество различных задач - 10;
  5. алгоритмизация и программирование простых циклических вычислительных процессов (вычисление суммы -, произведений -), количество различных задач - 10;
  6. алгоритмизация и программирование сложных (двойных циклов, цикл в цикле) циклических вычислительных процессов (вычисление ), количество различных задач -8;
  7. алгоритмизация и программирование вычислительных процессов типа цикл с разветвлениями и разветвления с циклами (вычисление разветвления, разветвления, разветвления ), количество различных задач - 10;
  8. организация итерационных вычислительных процессов на примере вычисления конечных сумм, количество различных задач - 8;
  9. алгоритмизация и программирование вычислительных процессов типа задач типа одномерных числовых массивов, количество различных задач - 12;
  10. алгоритмизация и программирование вычислительных процессов задач типа двумерных числовых массивов, количество различных задач - 12;
  11. алгоритмизация и программирование сложных вычислительных процессов задач типа операции над одномерными и двумерными числовыми массивами, количество различных задач - 12;
  12. алгоритмизация и программирование графических задач на разветвление, количество различных задач – 10 и т.д.

Статистическая обработка результатов решенных соревновательных задач по турам в разрезе учебных групп представляется в виде таблицы:

Таблица 1

Количество участников учебных групп по решению соревновательных задач в филиале по программированию на С++.

№ учебных групп

911-15

912-15

913-15

914-15

921-15

922-15

931-15

932-15

941-15

942-15

Количество

участников

25

25

25

27

12

6

23

9

26

9

Анализ результатов решения предлагаемых соревновательных задач по турам в баллах представляется в виде таблицы. Например, по туру 5 - алгоритмизация и программирование простых циклических вычислительных процессов (вычисление суммы, произведений), количество различных задач – 10, группы 911-15.

Таблица 2

Один из вариантов задания для 5-го тура. Количество вариантов – 25 штук.

№ задачи

Функция

Команда для организации цикла

1

IF

2

FOR

3

WHILE

4

DO … WHILE

5

IF

6

FOR

7

WHILE

8

DO … WHILE

9

IF и WHILE

10

FOR и DO … WHILE

Таблица 3

Анализ результатов решения соревновательных задач 5-тура группой 911-15, количество студентов – 25.

№№

задачи

Балл b

Число задач

представленных

к решению (количество решенных задач), n

Максимально

возможное

количество

баллов

Общее

количество

полученных баллов, q

Средний балл,

s

Коэффициент

сложности

задачи

ЦС-1

4

25(21)

100

84

3,36

0,16

ЦС-2

3

25(25)

75

75

3,00

0,00

ЦС-3

4

25(22)

100

88

3,52

0,12

ЦС-4

5

25(16)

125

80

3,20

0,36

ЦП-1

4

25(16)

100

64

2,56

0,36

ЦП-2

3

25(21)

75

63

1,68

0,44

ЦП-3

4

25(20)

100

80

2,40

0,40

ЦП-4

5

25(17)

125

85

3,40

0,32

ЦСП-1

8

25(11)

200

88

3,52

0,56

ЦПС-2

8

25(2)

200

16

0,64

0,92

Итого баллов

1200

723

≈ 0,60 (60%) успеваемость группы

Максимально возможное количество баллов определялось произведением числа представленных решений на балл за данную задачу.

Средний балл рассчитывался по формуле . Коэффициент сложности задачи (К) определялся по формуле .

Таблица 4

Анализ результатов решения соревновательных задач 5-тура в разрезе задач

Ф.и.о.

Решенные задачи

Наб-ран-ный

бал

Успе-

вае-мость, %

ЦС-1

ЦС-2

ЦС-3

ЦС-4

ЦП-1

ЦП-2

ЦП-3

ЦП-4

ЦСП 1

ЦПС 2

4

3

4

5

4

3

4

5

8

8

1

Алиев О.

4

3

0

5

4

3

0

0

8

0

27

56

2

Болтаев С.

4

3

4

0

4

3

4

0

8

8

38

79

3

Олимов И.

0

3

4

0

4

3

4

5

0

0

23

48

4

Суюнов Т.

4

3

4

5

4

3

4

5

8

0

40

83

5

Тураев Б.

4

0

4

5

0

0

4

5

8

0

30

63

Таблица 5

Анализ результатов не решенных соревновательных задач 5-тура.

№№

задачи

Количество студентов, которые не смогли решать задачи

Ф.и.о. студентов, которые не смогли решать задачи

ЦС-1

4

Олимов И.

ЦС-2

0

Тураев Б.

ЦС-3

3

Алиев О.

ЦС-4

9

Олимов И., Болтаев С.

ЦП-1

9

Тураев Б.

ЦП-2

4

Тураев Б.

ЦП-3

5

Алиев О.

ЦП-4

8

Алиев О., Болтаев С.

ЦСП-1

14

Олимов И.

ЦПС-2

23

Олимов И., Алиев О., Суюнов Т. Тураев Б.

По данным таблиц 3-5 можно сделать соответствующие выводы по улучшению усвоения знаний студентами по соответствующим разделам и темам предмета Программирование на С++. По данным таблицы 3 самым сложным заданием оказались задачи типа ЦП-2, ЦП-3, ЦСП-1, ЦПС-2, самым легким – задании ЦС-1, ЦС-2, ЦС-3. Далее организуется целенаправленные консультации для студентов по соответствующим темам предмета Программирование на С++, а также пересматривается деятельность работы кружков по программированию. По итогам 12 туров можно сделать необходимые выводы по улучшению деятельности лекционных, практических, лабораторных, а также деятельности кружков по программированию и ввести соответствующие коррективы в содержании учебных материалов.

Самые большие трудности, вызывали задачи связанные с числовыми массивами одномерного так и двумерного, затем, в порядке убывания сложности, по составлению циклических алгоритмов с использованием различных команд организации циклических вычислительных и логических процессов.

Таким образом, при самостоятельном освоении первого этапа курса (первый семестр) программирование на С++, как в сокращенном объеме, так и при углубленном изучении, наибольшие трудности возникнут при изучении итерационных вычислительных процессов и работа с числовыми массивами данных. Это связано с более трудными математическими выкладками в частности, с составлением математической модели задачи, т.е. математическая формулировка задачи и построение алгоритма решения и программированием на коде С++. Поэтому, уже при изучении, соответствующих разделов предмета математики и введение в алгоритмы, на это следует обратить самое пристальное внимание.

Полученный анализ результатов показывает, что участие студентов в различных турах соревновательных задач и олимпиад позволяет повысить качество преподавания предмета программирование на С++, прививает интерес студентов к самостоятельной работе и открывает в дальнейшем им путь в науку и любовь к творческой деятельности.

Литература:

  1. Стародубцев В.А. Использование современных компьютерных технологий в инженерном образовании: Учебное пособие/В.А. Стародубцев. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2008. – 70 с.
  2. Стародубцев В.А., Медведева М.К. Чтение лекций с применением аудиовизуальных средств и раздаточных материалов//Инновации в образовании. №1. 2009. – 58-66 с.
  3. Щербак О.И., Куклин О.В. Организация подготовки специалистов. - Л.: 2001.-220 с.
  4. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов.- Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002.-156 с.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, WHILE, программирование, FOR, студент, алгоритмизация, балл, анализ результатов решения, процесс, образовательный процесс.

Похожие статьи

Задача по программированию с продолжением на уроках...

алгоритмизация и программирование сложных (двойных циклов, цикл в цикле) циклических вычислительных процессов (вычисление... Программирование разностного метода решения одной задачи...

Алгоритмизация обучения математики в колледже

Алгоритмизация предполагает жесткое выполнение шагов, а прием дает общее направление деятельности по решению разных задач, не регламентируя каждый шаг.

задача, задачный подход, ученик, решение, система задач, процесс обучения, образовательный процесс...

Использование SMART-целей на примере дисциплины...

- разработки и анализа алгоритмов решения типовых задач (сортировки и поиска данных и пр.), исследования их свойств

Современная методика оценки результатов обучения. Оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком.

Применение современных технологий обучения для дисциплины...

Балл. Отсутствие понимания алгоритма решения задачи, была попытка составить программу. 1.

познавательная активность, познавательная активность студентов, учебно-познавательная деятельность, студент, образовательный процесс, кредитная система обучения...

Методика работы над алгоритмической задачей как средство...

Запись алгоритма решения задачи на алгоритмическом языке.

А почему не сверху. стена? Методика работы над алгоритмической задачей в процессе...

В результате исходная клетка мгновенно начинает выделение сигнального вещества и делится.

Стили мышления в освоении технологий программирования...

Упорядочение и модель процесса строительства решения.

Так стоит отметить предметные олимпиады, которые фактически являются олимпиадами по программированию, задачи повышенной сложности также требуют глубоких знаний по разделу «Алгоритмизация и...

Применение электронных образовательных ресурсов в процессе...

научить студентов грамотному практическому использованию возможностей алгоритмизации и программирования для решения различных задач. Применение в процессе обучения студентов перечисленных выше ЭОР позволяет повысить интерес к программированию...

Сравнительный анализ численного решения задач оптимального...

Физический процесс или динамика объекта описывается системой дифференциальных уравнений (уравнениями состояния)

Сравнительный анализ результатов решения задачи при точности вычислений 10-3.

Программирование разностного метода решения одной задачи...

Автоматизация решения задач данного типа во много раз ускорит учебный процесс и позволит студентам приобрести навыки математического и

3. Хавьер Пашеку. Программирование в Borland Delphi 2006 для профессионалов. Delphi for .NET Developer’s Guide.

Похожие статьи

Задача по программированию с продолжением на уроках...

алгоритмизация и программирование сложных (двойных циклов, цикл в цикле) циклических вычислительных процессов (вычисление... Программирование разностного метода решения одной задачи...

Алгоритмизация обучения математики в колледже

Алгоритмизация предполагает жесткое выполнение шагов, а прием дает общее направление деятельности по решению разных задач, не регламентируя каждый шаг.

задача, задачный подход, ученик, решение, система задач, процесс обучения, образовательный процесс...

Использование SMART-целей на примере дисциплины...

- разработки и анализа алгоритмов решения типовых задач (сортировки и поиска данных и пр.), исследования их свойств

Современная методика оценки результатов обучения. Оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком.

Применение современных технологий обучения для дисциплины...

Балл. Отсутствие понимания алгоритма решения задачи, была попытка составить программу. 1.

познавательная активность, познавательная активность студентов, учебно-познавательная деятельность, студент, образовательный процесс, кредитная система обучения...

Методика работы над алгоритмической задачей как средство...

Запись алгоритма решения задачи на алгоритмическом языке.

А почему не сверху. стена? Методика работы над алгоритмической задачей в процессе...

В результате исходная клетка мгновенно начинает выделение сигнального вещества и делится.

Стили мышления в освоении технологий программирования...

Упорядочение и модель процесса строительства решения.

Так стоит отметить предметные олимпиады, которые фактически являются олимпиадами по программированию, задачи повышенной сложности также требуют глубоких знаний по разделу «Алгоритмизация и...

Применение электронных образовательных ресурсов в процессе...

научить студентов грамотному практическому использованию возможностей алгоритмизации и программирования для решения различных задач. Применение в процессе обучения студентов перечисленных выше ЭОР позволяет повысить интерес к программированию...

Сравнительный анализ численного решения задач оптимального...

Физический процесс или динамика объекта описывается системой дифференциальных уравнений (уравнениями состояния)

Сравнительный анализ результатов решения задачи при точности вычислений 10-3.

Программирование разностного метода решения одной задачи...

Автоматизация решения задач данного типа во много раз ускорит учебный процесс и позволит студентам приобрести навыки математического и

3. Хавьер Пашеку. Программирование в Borland Delphi 2006 для профессионалов. Delphi for .NET Developer’s Guide.

Задать вопрос