Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 03.05.2016

Статья просмотрена: 1825 раз

Библиографическое описание:

Алёшина, А. В. Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Алёшина, О. А. Поворознюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1063-1066. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29429/ (дата обращения: 05.10.2024).



Школа XXI века призвана быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности, учитывать типологические и индивидуальные особенности и уровень социализации.

Наиболее оптимальной формой образования детей с ОВЗ считается инклюзивное образование. Идеология инклюзивного образования основывается на недопустимости дискриминации детей с ОВЗ.

Актуальность инклюзивного образования многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и Государственной политикой в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Суть его заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья получают возможность обучаться в обычных общеобразовательных школах вместе со здоровыми сверстниками, быть принятыми в их коллектив, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества.

Преимущества инклюзивного образования очевидны:

– Дети ходят в ближайшую школу. Это важно для детей и родителей, так как не все родители могут возить детей в специальные учреждения.

– Методология предусматривает поддержку в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и показатели всех детей).

– Все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и детская среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и т. д.) являются инклюзивными.

Вопросы организации интегрированного обучения с учетом реальных условий российской образовательной системы, определения условий ее успешности разрабатываются ведущими учеными Российской Федерации, среди них Гилевич И. М., Забара Е. А., Ипполитова М. В., Кобрина Л. М., Кумарина Г. Ф., Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д., Шипицына Л. М. и др.

Однако, многие дети с ограниченными возможностями здоровья находятся в общеобразовательных учреждениях в ситуации «естественной», «вынужденной в силу разных обстоятельств» или псевдоинтеграции, характеризующейся невозможностью выполнения в данный момент условий успешности организации этого процесса

Таким образом, совокупность социальных изменений в России, в том числе появление и развитие института интегрированного (инклюзивного) образования, преобразовали различные педагогические системы так, что появилась реальная необходимость в педагогическом сопровождении и поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья, оказавшихся в силу различных причин в общеобразовательной школе.

Понятие «педагогическая поддержка» имеет различное значение.

Педагогическая поддержка имеет различное содержание. Так называют деятельность различных служб общества, занимающихся охраной и защитой социальных прав детей.

В контексте нашего исследования будем придерживаться следующего определения [26, с.19]: педагогическая поддержка — это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (О. С. Газман).Так же в нашем исследовании имеет место понятие социализация.

Социализация — это процесс (и результат) усвоения и активного индивидом социального опыта, осуществляемый в общении, деятельности и поведении, опыта общественной жизни, системы социальных связей и общественных отношений.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы, вслед за Т. В. Егоровой, определяем, что дети с ОВЗ — это категория лиц, имеющих функциональные ограничения, неспособные к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

Исходя из определения социализации, были определены следующие критерии

Таблица 1

Критерии ипоказатели уровня социализации детей младшего школьного возраста сОВЗ

Критерии

Показатели

Уровни

Методики

Мотивация учения

школьная мотивация, познавательная активность

Высокий — такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

Средний — такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный предмет их мало привлекает.

Низкий подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (автор А. Д. Андреева, модификация Ч. Д. Спилберга)

Взаимоотношение вколлективе

Межличностные отношения в коллективе

Высокий — ученик эмоционально-теплый, общительный, веселый, лучше приспособлен социально, девочки в среднем имеют более высокие показатели по сравнению с мальчиками,демонстрируют лучшую подготовленность к успешному выполнению школьных требований.

Средний — непринужден и смел в общении, легко вступает в контакт со взрослыми, плохо контролирует свои эмоции и остро реагирует на неудачи. Имеет выраженную склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым, и отличается стремлением к лидерству и доминированию.

Низкий в поведении детей часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Воспитанники, которые остро реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, обнаруживают неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции, испытывают трудности в приспособлении к новым условиям.

Социометрия

Уровень самооценки

Система представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди

Высокий дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей.

Средний — дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.

Низкий — неадекватная заниженная самооценка проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

Методика «Лесенка»

Сфера потребностей иинтересов

Направленность потребностей и интересов

Высокий — преобладает широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний; учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний; способность к самообразованию.

Средний — познавательный мотив проявляется в том случае, когда ребенок заинтересован в работе, не стремится к самостоятельности, но и не отказывается от помощи со стороны взрослого.

Низкий склонность к общению со сверстниками, чем к овладению знаниями, отсутствует стремление к самостоятельному изучению материала.

Методика «Цветик-семицветик»

По результатам проведенных методик следует сделать вывод, что преобладают средний и низкий уровень социализации, это актуализирует проведение педагогической поддержки младших школьников с ОВЗ, направленной на процесс социализации.

Целью формирующего этапа эксперимента была реализация тех педагогических условий, которые мы сформулировали и обосновали. Перечислим педагогические условия поддержки социализации:

  1. Организация внеклассной работы, направленной на реализацию потребностей детей с ОВЗ в самовыражении и участии в жизни класса;
  2. Использование групповой формы работы;
  3. Создание толерантной доброжелательной атмосферы в классном коллективе, в который включен ребенок с ОВЗ.

Внеклассная работа, направлена на реализацию потребностей детей с ОВЗ в самовыражении и участии в жизни класса была организованна следующим образом:

– Коллективное выполнение заданий.

– Задания, предусматривающие взаимопомощь.

– Создание «ситуации успеха».

– Развитие групповой рефлексии.

– Занятия по интересам и индивидуальным способностям.

Задачи внеклассной работы:

  1. Формирование мотивации учения.
  2. Выявление и развитие потребностей и интересов детей с ОВЗ
  3. Формирование их адекватной самооценки, доброжелательных взаимоотношений в коллективе.

Внеклассная работа, направленна на реализацию потребностей детей с ОВЗ в самовыражении и участии в жизни класса была организованна следующим образом:

– Коллективное выполнение заданий.

– Задания, предусматривающие взаимопомощь.

– Создание «ситуации успеха».

– Развитие групповой рефлексии.

Литература:

  1. . Поворознюк О. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования //Вестник ИГПИ им. П. П. Ершова.-2013.-№ 5(11).- С.97–101.
  2. Поворознюк О. А.Совершенствование социальной компетентности школьников на основе гуманистических ценностей//XXIIIЕршовские чтения. Межвузовский сборник научных и научно-методических статей.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2013.- С. 92–94.
  3. Ведерникова Л. В., Поворознюк О. А., Бырдина О. Г. Подготовка педагогов к инклюзивному образованию в условия малого города// Педагогическое образование и наука.- 2014.-№ 4.-С. 121–124.(Перечень ВАК)
  4. Ведерникова Л. В., Поворознюк О. А., Бырдина О. Г. Формирование готовности педагога к инклюзивному образованию. Монография..- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2014.-168 С.
  5. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Психологические основы [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Акатов, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. — М.: ВЛАДОС, 2011. — 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, внеклассная работа, инклюзивное образование, жизнь класса, педагогическая поддержка, реализация потребностей детей, учебная деятельность, адекватная самооценка, групповая рефлексия.


Похожие статьи

Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Деятельность ресурсного центра по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие и социализация личности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры в учреждении дополнительного образования

Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной организации

Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции

Похожие статьи

Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Деятельность ресурсного центра по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие и социализация личности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры в учреждении дополнительного образования

Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной организации

Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции

Задать вопрос