«Добротой согреем сердца» (программа социально-педагогической акции по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Социальная работа

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 08.05.2015

Статья просмотрена: 17203 раза

Библиографическое описание:

Паршутина, С. В. «Добротой согреем сердца» (программа социально-педагогической акции по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья) / С. В. Паршутина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 224-227. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8137/ (дата обращения: 20.04.2024).

Актуальность программы

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — сложная категория, требующая к себе повышенного педагогического, психологического, социологического, медицинского и общественного внимания. С 1995 года Дом детского творчества работает с детьми с ОВЗ — накоплен большой практический опыт в педагогическом сопровождении детей с ОВЗ и реализации разнообразных благотворительных проектов.

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что увеличение числа таких детей наблюдается во всём мире, и проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления и в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с интеллектуальными и физическими нарушениями, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных способностей.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию.

С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии или агрессии.

По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом формируются излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства. В будущем ребёнка-инвалида ждут трудности и с вопросами трудоустройства.

Педагоги, работающие с детьми в отделе МБОДО «Дом детского творчества», стараются восполнить дефицит общения, представить широкий спектр педагогических услуг по различным направлениям деятельности, они стремятся стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, используя нетрадиционные формы организации обучения и воспитания, вносят в коррекционно-развивающую работу элементы творчества, создавая сюрпризные моменты, настраивающие ребёнка на положительные эмоции и контакт. Проживание «ситуации успеха» позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, свои возможности и востребованность в обществе. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния, предупреждают задержку психического развития.

Учитывая социальные потребности, физиологические и психологические возможности воспитанников, деятельность педагогического коллектива направлена на «специальное» обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, сегодня в ДДТ проводится: обучение по программам дополнительного образования детей в инклюзивных группах объединений по интересам на базе ДДТ и индивидуальные занятия на дому; психолого-педагогическое и методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса; оздоровление и коррекция недостатков в физическом и психологическом развитии; организация конкурсов и фестивалей детского творчества детей с ОВЗ на уровне района и города; организация содержательного досуга с привлечением семей с детьми с ОВЗ; реализация инклюзивной программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей в каникулярное время.

Выполняя компенсаторные и реабилитационные функции, дополнительное образование предоставляет ребёнку с ОВЗ максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, дает допрофессиональное образование и оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Однако материально-техническая база объединений, где занимаются дети, очень слабая, недостаточное финансирование не даёт возможности в полной мере осуществить поддержку детей данной категории. В рамках благотворительных акций к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья могут привлекаться общественные организации, фонды, ресурсные центры, спонсоры — все неравнодушные люди.

Целевые благотворительные акции помогут повысить мотивацию к творчеству, активную заинтересованность не только наших воспитанников, но и их родителей, педагогов. Появится возможность осваивать новые художественные техники и изготавливать выставочные и коллекционные образцы для пропаганды самореализации каждого ребенка, не зависимо от тяжести его диагноза. А дети, которые занимаются вокалом и хореографией получат возможность участвовать в поездках на Всероссийские и международные конкурсы. Таким образом, благотворительная акция «Добротой согреем сердца» позволит многим детям получить «путёвку» в жизнь, реализовать свой талант и творческий потенциал.

Цель и задачи программы

Цель: — организация и проведение благотворительных акций, направленных на поддержку талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

-                   привлечение внимания общественности к проблемам творческих детей с ограниченными возможностями здоровья;

-                   обобщение позитивного педагогического опыта работы в рамках развития творческих способностей детей-инвалидов;

-                   создание условий для реализации творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в общественной жизни в условиях учреждения дополнительного образования, благотворительная поддержка одарённых детей-инвалидов;

-                   предоставление детям-инвалидам возможности не только развивать творческие способности, но и получать допрофессиональные навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни;

-                   привлечение к благотворительности новых партнёров, заинтересованных в решении проблемы самореализации и социализации детей-инвалидов в современном обществе.

Основная идея программы

Программа «Добротой согреем сердца» носит благотворительный характер и направлена на поддержку талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования, состоит из нескольких этапов, которые помогут детям реализовать свой творческий потенциал, получить материальное поощрение, самоутвердиться в социуме, почувствовать внимание общественности к своим проблемам. К реализации данной программы будут привлечены педагоги, родители, дети, партнёры.

Сотрудничество участников проекта направлено на благотворительность и поддержку талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья:

-                   выявление и распространение позитивного педагогического опыта;

-                   поддержка творчески работающих педагогов и их одарённых воспитанников с ОВЗ;

-                   пропаганда благотворительных акций в СМИ, Интернет и на форумах разного уровня, привлечение новых партнёров;

-                   совместные мероприятия, направленные на поддержку талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание разделов программы.

 

1 этап «Умелые руки»

Материальное и методическое оснащение творческих мастерских для проведения мастер-классов для детей, родителей и педагогов: изготовление сувениров, изделий декоративно-прикладного направления, рисунков и т. п.

 

2 этап «Сами делаем, сами зарабатываем»

Организация ярмарки-продажи детских работ, изготовленных на мастер-классах и занятиях в объединениях художественно-эстетической направленности.

 

3 этап «Чудеса своими руками»

Организация выставок детского творчества в ДДТ и на различных форумах и фестивалях.

4 этап «Калейдоскоп талантов»

 

Организация гала-концерта «Добротой согреем сердца» — выступления детей с ОВЗ, занимающихся в театральных, вокальных и хореографических объединениях перед родителями, социальными партнерами и спонсорами.

 

5 этап «Подари ребёнку праздник»

Проведение домашних праздников для детей-инвалидов со сложными диагнозами в День рождения и Новый год: материальное поощрение (подарок и наборы для творчества) и творческое поздравление. Предполагается активное участие детских общественных организаций города.

6 этап «Делимся опытом»

 

Обобщение позитивного опыта работы, выпуск методических сборников, другой продукции, направленной на пропаганду добровольческих проектов в плане поддержки детей-инвалидов.

Каждый этап содержит в себе цикл творческих занятий по подготовке и проведению итоговых благотворительных мероприятий по поддержке талантливых детей с ОВЗ и педагогов. Временные рамки акций могут меняться в зависимости от поставленных целей и возможностей. Все этапы программы будут проходить в рамках учреждения дополнительного образования, использоваться ресурсы МБОДО «Дом детского творчества». Каждый этап предполагает отдельный план мероприятий, который можно корректировать с учётом новых возможностей участников программы «Добротой согреем сердца».

Ожидаемые результаты

Для воспитанников:

-                   прогрессирующее творческое развитие личности ребёнка с ОВЗ;

-                   успешное самоопределение и социализация ребенка с ОВЗ;

-                   высокий уровень владения разнообразными видами творческой деятельности, которые пригодятся в дальнейшей жизни;

-                   оздоровление и коррекция недостатков развития через творчество.

Для педагогов:

-                   удовлетворение результатами педагогической деятельности;

-                   пополнение «банка» педагогического опыта;

-                   использование позитивного опыта педагогической деятельности в своей практике;

-                   расширение спектра педагогических услуг.

Для родителей:

-                   удовлетворение результатами развития ребёнка;

-                   расширение рамок общения с семьями, имеющими подобные проблемы и с теми, кто готов помочь и поддержать;

-                   психолого-педагогическое просвещение.

Для партнёров:

-                   изучение положительного опыта работы и внедрение его в свою практику;

-                   совершенствование технологий работы;

-                   удовлетворение потребности быть внимательным и щедрым к тем, кто нуждается в помощи и поддержке;

-                   ощущение сопричастности к решению важных социальных проблем.

Полученные средства от благотворительной акции «Добротой согреем сердца» будут направлены:

-                   на поддержку талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья (награждение, материальное поощрение);

-                   на приобретение оборудования и материалов для творческих занятий;

-                   на поощрение педагогов, работающих с самой сложной категорией — детьми-инвалидами;

-                   на организацию благотворительных мероприятий: изготовление декораций, костюмов, игрового инвентаря, оформление помещений, организацию видео- и аудиосопровождения;

-                   на расходы по оформлению и изготовлению методической продукции по обобщению позитивного опыта реализации благотворительных проектов;

-                   на рекламные акции с целью привлечения новых партнёров к благотворительности

Оценка эффективности реализации программы

Методы оценки эффективности данной программы могут включать:

-                   аналитический отчет о проделанной благотворительной работе с приложением фото- и видеоматериалов, презентаций и личных портфолио детей с ограниченными возможностями здоровья;

-                   статистические данные: о количестве проведённых благотворительных мероприятий, участниках акций, количестве детей и педагогов, получивших материальную поддержку;

-                   финансовый отчёт о количестве приобретённого оборудования и оснащения для учебных кабинетов, для творческих занятий, досуговых и массовых мероприятий, посещений детей-инвалидов на дому (с обоснованием эффективности);

-                   анкетирование благополучателей и педагогов об удовлетворенности уровнем реализации акций в рамках проекта;

-                   количество и качество выпускаемой методической продукции по результатам благотворительных акций — востребованность описываемого опыта;

-                   доля социально-значимых акций от общего количества мероприятий;

-                   аналитические справки и результаты коллективной рефлексии по итогам отдельных мероприятий;

-                   частота публикаций анонсов и результатов конкретных дел в региональных СМИ и Интернет (сайт ДДТ, социальные сети);

Ресурсы учреждения

Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования «Дом детского творчества», отдел по работе с детьми с ограниченными возможности здоровья располагает достаточными средствами и возможностями для реализации данной программы:

-                   имеются помещения для реализации проекта (здания, учебные кабинеты, актовый зал, оборудование, территория);

-                   работают опытные педагогические кадры;

-                   сформирован банк дополнительных образовательных программ; планов и положений мероприятий, сценарии мастер-классов, досуговых и массовых благотворительных мероприятий;

-                   ведется методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;

-                   укомплектована специалистами психолого-педагогическая служба;

-                   есть контингент детей с ограниченными возможностями здоровья от 4 до 18 лет;

-                   все работники ДДТ и социальные партнеры готовы помочь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Сотрудничество в рамках программы рассчитано на один год согласно плану мероприятий, который можно корректировать с учётом новых требований и возможностей.

 

Литература:

 

1.      Ромашина Н. Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме М.: Глобус, 2007;

2.      Титов С. В. Ура, каникулы! — М.: ТЦ Сфера, 2001;

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, ребенок, детское творчество, дополнительное образование, возможность, материальное поощрение, мероприятие, педагог, поддержка, этап.

Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

ребенок, творческая деятельность, творчество, способность, ограниченная возможность здоровья, различный вид деятельности.

Методическая деятельность в условиях инклюзивного... ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок...

Социализация личности детей с ограниченными...

ограниченная возможность здоровья, ребенок, развитие, родитель, воспитание детей, педагогический коллектив, дополнительное образование, педагогическая работа, психическое развитие...

Развитие детской одаренности в системе дополнительного...

дополнительное образование, ребенок, одаренный ребенок, обучение, персонифицированное образование, персонификация воспитания, детское творчество, общее образование, интеллектуальная одаренность... Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала...

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными...

ребенок, творческая деятельность, творчество, способность, ограниченная возможность здоровья, различный вид деятельности.

Возможности работы педагога-психолога по развитию... способность, творческая деятельность, развитие, ребенок, успешность развития...

Эффективные методы работы по проблеме толерантности...

ребенок, ограниченная возможность здоровья, родитель, педагог, форма работы, воспитание толерантности, дополнительное образование, детское творчество, педагогический коллектив, совместное творчество.

Педагогические условия формирования личности ребёнка...

дополнительное образование, ограниченная возможность здоровья, педагог, ребенок, родитель, программа, педагогический коллектив, воспитанник, учреждение, образовательная программа.

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

В данной ситуации родители, учителя, педагоги дополнительного образования могут и должны помочь ребенку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности.

Развитие творческого потенциала детей в сфере...

Специфика дополнительного образования дает возможность создать условия для формирования

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог...

Педагогическая поддержка детей с ограниченными...

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с оказанием педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья во внеучебной деятельности.

Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

ребенок, творческая деятельность, творчество, способность, ограниченная возможность здоровья, различный вид деятельности.

Методическая деятельность в условиях инклюзивного... ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок...

Социализация личности детей с ограниченными...

ограниченная возможность здоровья, ребенок, развитие, родитель, воспитание детей, педагогический коллектив, дополнительное образование, педагогическая работа, психическое развитие...

Развитие детской одаренности в системе дополнительного...

дополнительное образование, ребенок, одаренный ребенок, обучение, персонифицированное образование, персонификация воспитания, детское творчество, общее образование, интеллектуальная одаренность... Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала...

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными...

ребенок, творческая деятельность, творчество, способность, ограниченная возможность здоровья, различный вид деятельности.

Возможности работы педагога-психолога по развитию... способность, творческая деятельность, развитие, ребенок, успешность развития...

Эффективные методы работы по проблеме толерантности...

ребенок, ограниченная возможность здоровья, родитель, педагог, форма работы, воспитание толерантности, дополнительное образование, детское творчество, педагогический коллектив, совместное творчество.

Педагогические условия формирования личности ребёнка...

дополнительное образование, ограниченная возможность здоровья, педагог, ребенок, родитель, программа, педагогический коллектив, воспитанник, учреждение, образовательная программа.

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

В данной ситуации родители, учителя, педагоги дополнительного образования могут и должны помочь ребенку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности.

Развитие творческого потенциала детей в сфере...

Специфика дополнительного образования дает возможность создать условия для формирования

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог...

Педагогическая поддержка детей с ограниченными...

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с оказанием педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья во внеучебной деятельности.