Авторы: Махмудов Урал, Узаков Мурат Кошкарович

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 05.05.2016

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Махмудов У., Узаков М. К. Современные информационные технологии в процессе подготовки и переподготовки специалистов // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1143-1145.



Одна из важнейших задач, стоящих перед современным обществом в XXI веке, — создание перспективной системы образования, способной подготовить будущих специалистов к жизни в новых условиях цивилизации, а именно умеющих думать и работать поколение аналитиков и прогнозистов высокого класса, специалистов-генераторов новых идей во всех сферах деятельности.

Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов в своей книге «Юксак маънавият енгилмас куч» особо отмечает, что «Подготовка кадров нового поколения остается самым основным направлением нашей деятельности...». [1] Следовательно, будущее общества зависит от интеллектуально-практической деятельности, созидательной силы, умственного и физического совершенства, политической сознательности и духовно-нравственного развития молодого поколения страны. Поэтому внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс, организация инновационных занятий служат важнейшим фактором устойчивого развития и модернизации государства.

1.Основополагающие документы, принятые за последние годы нашим правительством в области народного образования направлены на дальнейшее развитие демократизации и гуманизации процесса обучения и воспитания, что предполагает модернизацию учебно-воспитательного процесса в системе непрерывного образования, воспитание интеллектуальной и образованной молодежи [2].Именно знания в сфере современных информационных технологий придают особую значимость человеку, поскольку дают ему возможность не только и не столько приспосабливаться к условиям быстро меняющегося мира, сколько динамично изменять и преобразовывать этот мир. В этой связи важное значение имеет внедрение современных информационных технологий в процесс подготовки и переподготовки кадров, нацеленных обучать подрастающее поколение в системе непрерывного образования, на передачу знаний, умений, способов и опыта интеллектуальной деятельности.

Проблема развития современного информационного пространства в Узбекистане, а также процесс развития и популяризации Интернета являются одной из ключевых проблем в настоящее время, когда человечество стоит на пути непрерывного прогресса в области информационных технологий. Именно сейчас, когда инженерная мысль развивается стремительно, возникает вопрос о необходимости внедрения информационных технологий в образовательный процесс подготовки и переподготовки специалистов.

В образовательном процессе подготовки и переподготовки специалистов информатизация включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты:

– медиатизация процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;

– компьютеризация процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;

– интеллектуализация процесс развития способности восприятия и порождения информации, т. е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта и др.

Ряд ученых (Б. Скиннер, Н. Кроудер, К. Платонов, М. Арипов, А. Абдукадиров, У. Юлдашев, Р. Аплоев) считает, что информатизация должна быть “слита” с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды.

Специалистами Центрального института переподготовки и повышения квалификации работников народного образования имени А. Авлони в настоящее время разрабатываются методы оперативного внедрения информационных технологий в образовательный процесс. В этом процессе выделены основные теоретико-методологические подходы:

1) технократический, когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается в основном сферами производства и управления;

2) гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, значимая не только для производства, но и для социальной сферы, имеет четкую связь с эколого-безопасным, устойчивым развитием общества.

3) оперативно-экономический, интеллектуально-информационный, где знания имеют неоспоримые преимущества по сравнению с материальными ресурсами — фундаментом предыдущих этапов развития общества. Социально-экономическая структура общества, базирующаяся на информационной экономике, уже по своей сущности вбегает большинства социально-экономических и экологических проблем и в потенциале предполагает экспоненциальное развитие общества по основным его параметрам (“знания порождают знания").

В результате внедрения информационных технологий в образовательный процесс подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров слушатели курсов института получают возможность поиска более чем трех миллионов библиографических описаний и доступа к электронным ресурсам, полным текстам диссертаций, книг, периодическим изданиям, аудио лекциям и т.д. Уже сейчас, можно наблюдать, как слушатели курсов находят все новое и новое применение материалов Интернета.

В настоящее время образовательный процесс организуется по двум типам технологии обучения: первый- традиционный, ориентирующий на накопление суммы знаний ознакомление с передовым педагогическим опытом, интерактивными технологиями и стратегиями; второй — приобретающий сегодня исключительно важное социальное значение, суммирование конкретных информационно-коммуникационных знаний как средство формирования системы знаний (модели мира) и отработки на ней когнитивных структур и операций, ознакомления с современными методиками обучения при помощи информационных технологий. Иными словами, современная система образования в институтах подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров формирует и развивает у слушателей способность к умению организовывать свою практическую деятельность, современного рынка труда и законам конкуренции.

Как известно, слушатели института — это специалисты, работающие в средних общеобразовательных школах. В виду того, что на современном этапе развития нашего общества возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях, важно подготовить педагогические кадры, способные реализовывать свою творческую активность при помощи информационно-коммуникационных технологий, с развитым техническим и творческим мышлением, умеющие конструировать, оценивать, рационализировать свою деятельность при воспитании и обучении подрастающего поколения.

Таким образом, широкое использование новых информационных технологий, совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса, улучшение качества подготовки специалистов и повышение квалификации педагогических кадров в области инновационной деятельности все цело обеспечивают эффективность педагогического процесса, где реализовывается подготовка образованной и интеллектуально развитой личности.

Литература:

  1. И.А.Каримов “Юксак маънавият енгилмас куч” Ташкент. “Маънавият” 2008 й.
  2. Биз танлаган йўл — демократик тараққиёт ва маърифий дунё билан ҳамкорлик йўли Т. 2003 й Ўзбекистон
Основные термины (генерируются автоматически): информационных технологий, образовательный процесс, внедрения информационных технологий, современных информационных технологий, переподготовки специалистов, образовательный процесс подготовки, процесс совершенствования средств, внедрение современных информационных, повышения квалификации, квалификации педагогических кадров, процесс развития, системе непрерывного образования, переподготовки специалистов информатизация, Центрального института переподготовки, интеллектуализация процесс развития, области информационных технологий, процессе подготовки, новых информационных технологий, переподготовки кадров, компьютеризация процесс совершенствования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос