Авторы: Коваль Анна Николаевна, Малыгина Анастасия Николаевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 18.04.2016

Статья просмотрена: 260 раз

Библиографическое описание:

Коваль А. Н., Малыгина А. Н. Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания // Молодой ученый. — 2016. — №8.7. — С. 15-18.



В данной статье раскрывается проблема формирования навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены эффективные методы формирования культуры поведения детей дошкольников.

Ключевые слова: культура, семья, ребенок, воспитание, поведение.

В настоящее время проблема благополучия детей в Российской Федерации и в странах зарубежья в условиях семьи и социальных институтов приобретает особую важность. Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании и образовании любого ребенка, это фундамент, на котором строится вся жизнь.

Вопросом воспитания культуры поведения у старших дошкольников занимались многие психологи и педагоги: Е.А. Алябьева, И.Н. Курочкина, С.Н. Николаева, А.И. Захаров и многие другие.По мнению А. И. Захарова первой социальной группой для ребенка является семья – «единственная группа, которая увеличивается и разрастается благодаря рождению детей» [5, с.52].

Традиции семейного воспитания складывались веками. От времен Аристотеля и Платона до настоящего времени ученые, педагоги и психологи утверждали, что на развитие ребенка, на его становление, его нравственные, физические, умственные и духовные способности влияет только семья.

Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главным условием всего педагогического коллектива дошкольного учреждения должно быть - формирование положительных взаимоотношений в семье и норм культуры поведения. Воспитатель может организовывать групповые и индивидуальные собрания, оформлять стенды, где в наглядной форме раскрываются вопросы воспитания культуры поведения детей. От овладения культурой поведения в детском саду, во многом зависит характер будущих отношений личности с другими людьми в учебном, трудовом, семейном и других коллективах [2, с.749]. Умение устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими свидетельствует о высоком уровне нравственной зрелости [3, с. 153].

Если определённые формы поведения усваиваются только как автоматически закреплённые умения, навыки, привычки без эмоционального отношения, нравственной мотивации, они не способствуют воспитанию нравственного поведения. Может оказаться, что воспитанный ребёнок, попав в непривычное для себя условия, тут же растеряет все навыки и будет вести себя самым неожиданным образом. Чтобы не попасть в плен нравственного формализма, необходимо видеть конечную цель воспитания – это выработка у ребёнка внутренних механизмов саморегуляции поведения, в превращении внешних требований, предъяв­ляемых воспитателями, во внутренние мотивы поведения.

Культура общения ребенка предполагает воздержание от неуместных действий в данной обстановке, а также слов и жестикуляций. Ребенка нужно научить замечать состояние других людей, нужно учить воздерживать свои желания, которые в данное время и в данной обстановке недопустимы.

Культурно-гигиенические навыки, являются важной основой культуры поведения. Ребенка нужно учить опрятности, содержание в чистоте тел, одежды, прически. Дети должны понимать, что в соблюдение этих правил проявляется уважение к окружающим. Для формирования культурно – гигиенических навыков можно использовать художественную литературу: «Мойдодыр», «Федорино горе».

Наиболее важными нравственными качествами, которые хотят в детях видеть взрослые: вежливость, отзывчивость, общительность, доброта, скромность, деликатность.

Эффективным методом формирования культуры поведения у старших дошкольников является беседа.

Во время беседы родители дают характеристику поступкам, которые ребенок совершал в общении со сверстниками и взрослыми или увидел. Родители могут включать в беседу отрывки из того или иного художественного произведения. Продолжительность беседы составляет 15-25 минут. Темы бесед могут быть самыми разнообразными: «Мои товарищи», «Я дома», «Наши добрые дела», «Будь вежлив» и многие другие. В содержание беседы можно включить новые требования: застелить аккуратно постель, уступит взрослому место в транспорте, помочь помыть посуду.

Игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения детей. Игра дает ребенку в яркой, доступной и очень интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Для этой цели используют самые разнообразные виды игр: в подвижных играх, в театрализованных играх, в народных играх и так далее.

Летом для детей старшего дошкольного возраста можно организовать экскурсию или прогулку-поход в лес, в парк. Цель прогулок – воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе; обеспечить возможность действенного проявления доброты, взаимопомощи, товарищества [4, с.34].

Используя дынные методы воспитания культуры поведения можно добиться решения следующих задач: формировать доброжелательное отношение во время совместной игры; формирование умение обосновывать свое мнение и умение обосновать его сверстникам или взрослым; формировать активное отношение к хорошим и плохим поступкам; формировать у детей чувство благодарности, заботливого отношения со стороны взрослых или сверстников. Родители или педагог формируют правила поведения в общественных местах, культуры речи, культуру внешнего вида и так далее.

Детям старшего дошкольного возраста необходимо прививать умение правильно обращаться с книжками, вещами, игрушками и после использования убирать на место. Правильно планировать время в процессе деятельности, по завершении деятельности, учить ребенка приводить в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после себя все предметы, которыми пользовался; помыть руки после занятий с глиной или трудовых поручений. Родители должны формировать уважение к окружающим людям и доброжелательность.

Нами было проведено исследование на базе МБДОУ №52 г.Арзамас. В исследовании приняло участие 10 детей старшего возраста. Нами была использована методика «Закончи историю».

Цель данной методики: изучение осознания детьми таких нравственных норм поведения, как: доброта – злость; щедрость – жадность; трудолюбие – лень; правдивость – лживость. Были специально выбраны эти понятия, так как детям эти нравственные нормы наиболее знакомы детям уже в дошкольном возрасте. Детям рассказывают историю, а ребенок должен закончить ее. Исследование проводится в индивидуальном порядке. Все ответы ребенка фиксировались в протоколе.

История первая. У мальчика из коробки на дорогу рассыпались яблоки. Рядом стоял девочка. Она подошла к мальчику и сказала…Что сказала девочка? Почему? Как поступила девочка? Почему?

История вторая. Даше на День Рождения мама подарила большую игрушку. Даша стала с ней играть. К ней подошла младшая сестра Таня и сказала: «Я тоже хочу поиграть с игрушкой». Тогда Даша ответила…Что ответила Даша? Почему? Как поступила Даша? Почему?

История третья. Ребята строили город. Коля не хотел играть, он стоял рядом и смотрел, как играют другие. К детям подошел папа и сказал: «Мы скоро будем обедать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Колю помочь вам». Тогда Коля ответил…Что ответила Коля? Почему? Как поступил Коля? Почему?

История четвертая. Паша и Ваня играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришла мама и спросила: «Кто сломал игрушку?» Тогда Паша ответил… Что ответил Паша? Почему? Как поступил Паша? Почему

Обработка результатов.

1 балл – ребенок не может оценить поступки детей.

2 балла – ребенок оценивает поведение детей как хорошее или плохо, правильно или неправильно, но не может объяснить почему именно так.

3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не может объяснить.

4 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и достаточно полно и правильно объясняет.

Оценка работы осуществляется по трех бальной системе:

Высокий уровень – от 14до 16 баллов

Средний уровень – от 8до 13 баллов

Низкий уровень – от 4 до 7 баллов.

Данные проведенного эксперимента отражены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии оценки уровня осознания нравственных норм поведения детьми старшего дошкольного возраста

Имя ребенка

Ист. 1

Ист. 2

Ист. 3

Ист.4

Общее кол-во баллов

Уровень

1

Катя. М

1

2

2

2

7

Низкий

2

Таня. П

2

4

1

3

10

Средний

3

Сережа. Ж

1

3

3

4

11

Средний

4

Вова. П

1

2

2

1

6

Низкий

5

Коля. И

2

1

3

2

8

Низкий

6

Даша. З

3

4

4

3

14

Высокий

7

Ваня. К

2

3

2

4

11

Средний

8

Люба. С

3

2

3

1

9

Средний

9

Женя М.

1

1

2

2

6

Низкий

10

Маша Я.

2

4

4

3

13

Средний

Результат исследования показал, что у 50% (5 детей), культуры поведения находится на среднем уровне. Дети осознают нравственные нормы, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость. Они правильно оценивают поведение детей, называют нравственную норму, но не могут объяснить свою оценку. На высоком уровне находится 10% (1 ребенок). Называет правильно нравственную норму, правильно оценивают поведение детей и обосновывают свою оценку. На низком уровне развития культуры поведения находится 40% (4 ребенка). Дети правильно оценивают поведение детей как хорошее — плохое, но не объясняют почему именно так и нравственную норму не формулируют. Таким образом, полученные результаты показывают необходимость разработки и проведения программы по формированию культуры поведения дошкольников.

Литература:

  1. Жесткова Е.А., Коваль А.Н., Малыгина А.Н.Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. –№8-4. –С. 748-750.
  2. Курочкина И. Н. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. М.: Владос, 2003. 286 с.
  3. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1986. 96 с.
  4. Захарова А. И. (Семья. Сборник. М., 1999.).Неврозы у детей. – СПб.: ДЕЛЬТА, 1996. 73 с.
  5. Zhestkova E. Specifics of Educational Activity Anti-motivation in Future Teachers Subject to the Training Period // International Review of Management and Marketing, 2016, 6(S3) 265-269.
Основные термины (генерируются автоматически): культуры поведения, культуры поведения детей, старшего дошкольного возраста, воспитания культуры поведения, формирования культуры поведения, поведение детей, детей старшего дошкольного, поведения детей старшего, навыков культуры поведения, нравственную норму, нравственных норм поведения, поведения детей дошкольников, культуры поведения дошкольников, норм культуры поведения, основой культуры поведения, воспитание культуры поведения, Воспитание культуры поведения, развития культуры поведения, детей дошкольного, поведения детьми старшего.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос