Особенности формирования культуры поведения детей седьмого года жизни посредством сюжетно-ролевой игры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шинкарёва, Н. А. Особенности формирования культуры поведения детей седьмого года жизни посредством сюжетно-ролевой игры / Н. А. Шинкарёва, Н. А. Бутырина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7733/ (дата обращения: 25.04.2024).

Проблема формирования культуры поведения подрастающего поколения является одной из главных на современном этапе развития человечества. Снижение культурно-нравственного уровня общества в целом ведет к необходимости создания новых подходов и путей формирования культуры поведения личности, особенно в контексте общечеловеческих ценностей и норм поведения, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте [5].

Как, известно, фундамент культуры поведения закладывается уже в дошкольном возрасте, что определяет дальнейшее гармоничное развитие личности и общества в целом. Следовательно, в современных условиях среди важных задач воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с возрастными особенностями является формирование культуры поведения.

В научно-педагогической литературе рассматриваются различные аспекты воспитания культуры поведения у дошкольников.

П. И. Бархатова раскрывает, что ознакомление с правилами служит средством формирования послушания и дисциплинированности, Р. С. Буре отмечает доброжелательные взаимоотношения со сверстниками, С. В. Петерина и Н. И. Формановская полагают, что культура поведения формируется в общении [1,2,4,6].

П. И. Бархатова и С. В. Петерина отмечают первостепенную роль игры в отношении средств и методов воспитания культуры поведения [1,4]. Однако, исследований, в которых бы раскрывали методические и практические аспекты использования сюжетно-ролевой игры как средства воспитания культуры поведения у детей седьмого года жизни на данный момент в научной литературе не представлено.

В соответствии с этим целью исследования: являлось теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий использования сюжетно-ролевой игры как средства воспитания культуры поведения детей седьмого года жизни.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что культура поведения представляет собой совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуры.

Культура поведения включает в себя ряд компонентов, каждый из которых играет важнейшую роль в формировании культуры поведения личности в целом: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки.

Старший дошкольный возраст является периодом, когда изменения в общем психическом развитии детей (развитие их когнитивной, эмоциональной, волевой сфер, регуляторных функций) позволяет сделать процесс формирования культуры поведения более осознанным, усвоение норм и правил происходит на основе понимания детьми значения этих норм.

Т. А. Маркова, С.В Петерина рекомендуют разнообразные методы, способствующие воспитанию культуры поведения у дошкольников: метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности, беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций. Все эти методы и приемы, позволяют обеспечить эффективность воспитания культуры поведения у старших дошкольников. Но первостепенную роль в процессе воспитания культуры поведения занимает сюжетно-ролевая игра [3,4].

С целью изучения особенностей уровень сформированности культуры поведения в процессе общения детей седьмого года жизни было проведено экспериментальное обследование, в котором приняли участие 48 детей старшего дошкольного возраста.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей старшего дошкольного возраста культура поведения в общении сформирована недостаточно, и, преобладающим является низкий уровень — 54 %, средний уровень выявлен у 38 % детей, высокий у 8 % детей. При этом, для большинства старших дошкольников характерна недостаточная сформированность речевой коммуникации в личностном и познавательном общении со взрослыми, а также недостаточное использование форм вежливого обращения со сверстниками.

Изучение особенностей и уровня сформированности культуры поведения старших дошкольников показало, что в различных ситуациях старшие дошкольники уже стремятся ориентироваться на правила и вести себя культурно, но вместе с тем имеет свои особенности.

Культура общения и речи старших дошкольников характеризуется тем, что у них менее развита связная речь и поэтому в общении они могут обрывать фразы, резко менять тему разговора, они испытывают трудности в объяснении чего-то. В поведении у этих детей отмечается некоторая скованность, повышение самоконтроля, у некоторых детей проявляется тревожность.

На основе анализа проблемы исследования мы определили ряд педагогических условий формирования культуры поведения старших дошкольников:

-        в ходе подготовки к игре и в процессе ее педагог выступает основным «носителем» и «транслятором» образцов культурного поведения;

-        осуществляется правильная организация предметно-развивающей среды, позволяющей реализовывать в разных видах деятельности правила поведения детьми;

-        сюжетно-ролевые игры разнообразны по содержанию и позволяют обогатить опыт культурного поведения детей;

-        у детей формируется положительное отношение к правилам культурного поведения.

Основу содержания формирующего эксперимента составил подбор сюжетно-ролевых игр для детей 7-го года жизни, составление тематического планирования и разработки методики воспитания культуры поведения в общении у детей 7-го года жизни.

Организация работы осуществлялась поэтапно с применением разнообразных педагогических приемов и методов работы.

Результаты контрольного эксперимента распределились следующим образом: к высокому уровню нами отнесено 20 % детей седьмого огода жизни, к среднему уровню 50 % детей и к низкому 30 % старших дошкольников. Эти данные показали, что уровень культуры поведения у детей возрос. Они стали чаще использовать формы вежливого обращения, соблюдать правила поведения в разных ситуациях, поддерживать диалог, проявлять больше активности и инициативности в общении, уважая при этом сверстника и его мнение, реже стали отмечаться конфликтные взаимодействия между детьми.

Таким образом, данное исследование показало, что сюжетно-ролевая игра играет важную роль в формировании культуры поведения старших дошкольников и при учете вышеперечисленных педагогических условий может быть эффективно использована для решения этой задачи.

 

Литература:

 

1.                 Бархатова, П. И. Воспитание культуры поведения / П. И. Бархатова // Дошкольное воспитание — 1999.- № 11. — С. 18–25.

2.                 Буре, Р. С. Как поступают друзья: воспитание гуманных чувств и отношений: пособие для проведения бесед с дошкольниками 5–7 лет / Р. С. Буре. — М.: Детство — Пресс, 2005. — 24с.

3.                 Маркова, Т. А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т. А. Маркова. — Москва, 1967. — 73с.

4.                 Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С. В. Петерина. — М., 1996.- 142 с.

5.                 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации [Текст] / М.: Просвещение, 2011. — 33 с.

6.                 Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. М.: «Высшая школа», 1989. — 153 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, культура поведения, сюжетно-ролевая игра, старший дошкольный возраст, вежливое обращение, дошкольник, дошкольный возраст, жизнь, культура общения, культурное поведение.

Похожие статьи

Формирование навыков культуры поведения детей старшего...

ребенок, культура поведения, сюжетно-ролевая игра, старший дошкольный возраст, жизнь, культура общения, дошкольный возраст, культурное поведение, дошкольник, вежливое обращение.

Использование игры в процессе формирования культуры...

ребенок, воспитанник, культура поведения, работа, общение, норма поведения, навык общения, культурное поведение, культура общения, взрослый.

Формирование навыков культуры поведения детей старшего... От овладения культурой поведения в детском саду...

Формирование навыков культурного поведения...

Культура поведения детей дошкольного возраста включает три составляющих: культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки.

К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях.

К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего...

Базисная культура личности — сложное многосоставное образование, включающее культуру поведения, речевую культуру, экологическую, музыкальную и т. д. Мы разделяем мнение авторов И. Н. Курочкиной и др., о том, что в старшем дошкольном возрасте наиболее...

Формирование культуры общения старших дошкольников...

Культура общения детей дошкольного возраста устанавливает нормы и правила отношений ребенка с людьми разного возраста в семье

Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей... старший дошкольный возраст, ребенок, культурное поведение...

Педагогические условия формирования культуры поведения...

Культура поведения детей дошкольного возраста включает три составляющих: культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки.

Психолого-педагогические условия формирования культуры...

Ключевые слова: культура общения, дошкольник, предпосылки культуры поведения, психолого-педагогические условия. Одной из актуальных задач дошкольного образования является формирование гармоничной личности ребенка...

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных...

Проблема общения у дошкольников | Статья в сборнике... ребенок, игра, дошкольный возраст, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, роль, игровая деятельность, игра детей, дошкольное детство, вид деятельности.

Педагогические условия воспитания культуры поведения...

Основные термины (генерируются автоматически) : старший дошкольный возраст, ребенок, культурное поведение, экспериментальная работа, социальный мир, ситуация, старший дошкольник, сверстник, уровень культуры поведения, Детский сад.

Похожие статьи

Формирование навыков культуры поведения детей старшего...

ребенок, культура поведения, сюжетно-ролевая игра, старший дошкольный возраст, жизнь, культура общения, дошкольный возраст, культурное поведение, дошкольник, вежливое обращение.

Использование игры в процессе формирования культуры...

ребенок, воспитанник, культура поведения, работа, общение, норма поведения, навык общения, культурное поведение, культура общения, взрослый.

Формирование навыков культуры поведения детей старшего... От овладения культурой поведения в детском саду...

Формирование навыков культурного поведения...

Культура поведения детей дошкольного возраста включает три составляющих: культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки.

К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях.

К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего...

Базисная культура личности — сложное многосоставное образование, включающее культуру поведения, речевую культуру, экологическую, музыкальную и т. д. Мы разделяем мнение авторов И. Н. Курочкиной и др., о том, что в старшем дошкольном возрасте наиболее...

Формирование культуры общения старших дошкольников...

Культура общения детей дошкольного возраста устанавливает нормы и правила отношений ребенка с людьми разного возраста в семье

Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей... старший дошкольный возраст, ребенок, культурное поведение...

Педагогические условия формирования культуры поведения...

Культура поведения детей дошкольного возраста включает три составляющих: культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки.

Психолого-педагогические условия формирования культуры...

Ключевые слова: культура общения, дошкольник, предпосылки культуры поведения, психолого-педагогические условия. Одной из актуальных задач дошкольного образования является формирование гармоничной личности ребенка...

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных...

Проблема общения у дошкольников | Статья в сборнике... ребенок, игра, дошкольный возраст, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, роль, игровая деятельность, игра детей, дошкольное детство, вид деятельности.

Педагогические условия воспитания культуры поведения...

Основные термины (генерируются автоматически) : старший дошкольный возраст, ребенок, культурное поведение, экспериментальная работа, социальный мир, ситуация, старший дошкольник, сверстник, уровень культуры поведения, Детский сад.