Автор: Борисова Ольга Викторовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 20.04.2016

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Борисова О. В. Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 906-908.



В общепринятом понимании современный урок музыки — это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Условия современной музыкальной жизни таковы, что музыкальное сознание кадет формируется под агрессивным воздействием массовой музыкальной культуры, и интерес к классической музыке, которая является основой базовых требований по программе “Музыка”, значительно снижен. В таких условиях остро встает вопрос о поиске психолого-педагогических условий, способствующих формированию установки, мотивации учения, развитию познавательной активности кадет, необходимости определения подходов, стратегий развития. Однако это невозможно реализовать без культурно насыщенного содержания и эффективных технологий.

Педагогическая технология — это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность конструированием и применением приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов. Японский ученый — педагог Т. Сокамато дает такое определение: педагогическая технология — это внедрение в педагогику системного способа мышления. В новом понимании педагогическая технология — это не просто использование технических средств обучения или компьютеров, — «это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов».

Чтобы успешно управлять процессом музыкального образования и воспитания в училище, формировать эстетические вкусы кадет, актуальным становиться внедрение в учебный процесс информационных технологий, которые при определенных условиях значительно повышают эффективность учебного процесса, способствуют активизации познавательной деятельности кадет, реализации творческого потенциала, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. На современном этапе развития педагогической науки и практики актуальными являются проблемы формирования личности, поэтому весь педагогический процесс направлен на развитие природного дара человека — совершенствоваться, развивать себя, реализуя свои природные задатки. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы педагогического воздействия. ИКТ обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Использование их на уроках оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения, качество знаний и кругозор обучаемых, помогает создавать условия успешности каждого кадета на уроке, то есть становятся средством повышения эффективности обучения.

Преподавателю необходимо сделать ИКТ новым средством художественно-творческого развития кадета. Из этого следует, что важнейшей целью урока музыки является наполнение новым содержанием урок в училище при помощи современных технологий. Задачи: — создание условий для успешного усвоения учебного материала; — активизация познавательной деятельности; — организация деятельности по приобретению необходимых умений и навыков; — обеспечение целостности восприятия мира искусства, наглядности и доступности материала уроков; развитие музыкального восприятия, навыков глубокого личностно- творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства; —формирование эстетического вкуса; — содействие развитию интереса воспитанников к предмету. Широкое использование компьютерных музыкальных программ позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений в видеозаписи, дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства.

Темы, связанные с изучением музыкальных инструментов, отдельных произведений, биографий композиторов получают живой отклик у ребят. Интерактивные экскурсии с использованием программ «Энциклопедия классической музыки», «Шедевры музыки», дают возможность кадетам увидеть и услышать звучание музыкальных инструментов, знакомят их с историческими памятниками древнего мира и современного искусства.

Благодаря применению информационных технологий кадеты стали более активными на уроках. Они с удовольствием высказывают свое мнение, размышляют, рассуждают. Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления кадет становится неоднозначность восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, развивается образно-эмоциональная сфера кадет.

Например, при изучении тем: «Музыка объединяет людей», «Мелодия-душа музыки» сопровождая объяснение темы урока показом презентации, используются различные видеофрагменты (Л. Бетховен «Симфония № 9. IV часть», А. П. Бородин «Князь Игорь», Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка», и др.), благодаря чему учащиеся знакомятся с именами выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей, у учащихся формируется умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения, компетентность — анализировать музыкальные произведения. Интерес вызывает у кадет желание попробовать свои силы. Так создаются проектные работы учащихся по предмету «Музыка».

Задания с применением ИКТ носят на уроках музыки конкретный характер. Цель такой работы: привлекать кадет к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, выделяя наиболее важное. Например, кадеты учатся находить в справочнике термины, исторические справки о происхождении музыкальных инструментов, биографические данные композиторов, исполнителей, учатся работать с каталогом, широко используют возможности интернета. Все энциклопедические статьи сопровождаются видеозвукорядом.

Таким образом, кадеты получают подтверждение полученной информации. Так я получаю результат — самостоятельное выведение знаний. Учащийся совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение. Далее пытаюсь вывести кадет на иной путь реализации практических навыков — творческий. Домашнее задание продолжает формирование музыкальной культуры учащихся. Перед кадетами ставятся такие задачи: подготовить презентации, сообщения об изученном материале данной темы, найти музыкальный материал и т. п. Такая работа с компьютером включает несколько этапов: анализ материала; эти сведения дополняются слушанием музыкальных фрагментов, углублением в историю создания этих произведений. Для подготовки презентации учащийся должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации. При создании каждого слайда в презентации кадет превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу).

Есть разные варианты подобных заданий. Например, опережающее домашнее задание перед уроком по творчеству Л.Бетховена и его сонатой № 14 «Лунная соната». Ребятам получают удовольствие, если им удается найти и познакомиться с авторскими поэтическими иллюстрациями к данному произведению. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации кадеты приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку кадета, т. к. умение успешно работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Что нам дает использование компьютерных технологий на уроке музыки? Считаю, что применение данной технологии способствует: личностному развитию кадет; повышению интереса к урокам музыки; росту их познавательной активности в процессе обучения; изменению самооценки; воспитанию активности и самостоятельности; формированию у кадет эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни; развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства; овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства; созданию предпосылок к формированию у кадет основ теоретического (постигающего) мышления. Итогом этого процесса должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности.

Трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность, гипертекстуальность компьютерных программ — расширяет информационную базу при подготовке к уроку, не только связанную с миром музыки, но и с миром искусства в целом, позволяет эффективней развивать все виды восприятия и задействовать при проведении урока все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Это значительно повышает интенсивность проведения урока, особенно при проведении уроков-презентаций, а также способствует расширению межпредметных связей при изложении материала урока.

Несмотря на широкие музыкальные возможности персонального компьютера и компьютерных телекоммуникаций, использование их в учебно-воспитательном процессе не является еще традиционным, на что указывают отечественные исследователи М. Гольцман, Ю. Первин, Н. Первина. Нельзя забывать о том, что музыка — это урок общения с искусством. Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки — это не самоцель. Главенствующая роль в учебно-воспитательном процессе всегда останется за преподавателем. По образному выражению Анатолия Гина: “Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад”. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни.

Современное образование не должно отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т. к. главная задача училища — воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Литература:

  1. Бершадский М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. — М.: Центр «Пед. Поиск», 2003. — 256 с.
  2. Горбунова И. Б. Компьютеры в обучении музыке. — М.: РГПУ, 2002
  3. Затямина Т. А. Компьютерные технологии в преподавании музыкального искусства в школе: учебное пособие. — Волгоград: ВГИПК РО, 2006. — С. 50.
  4. Интернет и музыкальное образование школьников //Искусство и образование. — 2000. — № 1. — С.45–50
  5. Махмутов М. И. Современный урок. — М., 1985. — С. 49.
  6. Мочалова Н. М., Серменко И. В. Педагогические теории, системы, технологии обучения. — Казань, 2000.
  7. Муратов А. Быстрое реагирование: технологии, творчество, мастерство// Народное образование. — 2000. — № 8. — с. 10–12.
  8. Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии. — Ростов — на — Дону, 2003. 9. Щуркова Н. Е. Культура современного урока / Н. М. Щуркова. — 2000. — С. 112.
Основные термины (генерируются автоматически): сущности музыкального искусства, нравственно-эстетической сущности музыкального, приемов оптимизации образовательного, образовательного процесса, разработка приемов оптимизации, оптимизации образовательного процесса, постижения нравственно-эстетической сущности, урока музыки, восприятия музыки, музыкального восприятия, музыкальных инструментов, познавательной активности, познавательной деятельности, уроке музыки, специфика восприятия музыки, педагогическая технология, образовательную эффективность, возможности урока музыки, развитие музыкального восприятия, развитию познавательной активности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос