Библиографическое описание:

Петрушенко А. А., Коленова О. В. Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 117-119.



В данной статье речь пойдет об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки. Будут описаны преимущества таких уроков, методы использования ИКТ и этапы подготовки к урокам.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, музыкальная педагогика, этапы разработки урока музыки, образовательные ресурсы, концептуальный этап, технологический этап, операционный этап, педагогическая реализация

Введение

В настоящее время одной из образовательных тенденций является использование современных информационных технологий почти в любом педагогическом процессе. Педагог может использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности, для того, чтобы привлечь современных детей к образовательной деятельности, поскольку воспитательная функция урока заключается в взаимосвязи его содержания, методов и средств для развития личностного потенциала учащихся.

Компьютерную технику можно использовать для обогащения методических возможностей урока, так как она помогает ученикам отрабатывать свои практические умения и навыки. Программные средства вносят свою специфику и оказывают своё влияние на учебный процесс, завлекая детей своей новизной. В настоящее время любой урок искусства невозможно представить без использования информационно-коммуникационных технологий.

Преимущество уроков музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий

Новые информационные технологии — реальное достояние музыкальной культуры. Следствием этого процесса является обращение музыкальной педагогики к научно техническим достижениям, к поиску научного подхода к организации музыкального обучения с целью его оптимизации и повышения его эффективности. Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия педагога и учащихся в современной системе музыкального образования.

Уроки музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий имеют ряд преимуществ — они более интересны для учащихся, следствием чего становится более высокий уровень наглядности, более эффективное усвоение знаний о музыке. Использование компьютерных программ помогает в подборе заданий, тестов, в проверке и оценке качества знаний, тем самым освобождая на уроке время для дополнительных заданий, дает возможность продемонстрировать то, что трудно увидеть в реальности, предоставляет широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но и за счет самообразования учащихся.

Методы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки

Информационные технологии в современной школе можно рассматривать как одно из методов обучения, но включение их в музыкально-образовательную среду должно быть аргументировано. Разработка урока музыки с использованием ИКТ возможна лишь при наличии электронных ресурсов, которые можно разделить на три группы:

Иллюстрация учебного материала (таблицы, портреты композиторов, иллюстрации, видео фрагменты опер, балетов, концертных выступлений).

Поддержка учебного материала (задания, вопросы, тесты).

Источник учебного материала (электронный учебник, разработка заданий для самостоятельной работы учащихся).

По способу разработки они могут принадлежать к одному из следующих видов:

Интернет-ресурсы, которые могут использоваться не только на уроке, но и для подготовки;

Специальные, в которые включаются все электронные ресурсы, выпускаемые различными издательствами;

Универсальные, предназначенные для создания педагогами собственных образовательных ресурсов.

Наиболее интересными и эффективными уроками является уроки музыки с использованием универсальных образовательных ресурсов, то есть уроки, разработанные учителем музыки с учетом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. Подготовка подобного урока — трудоемкий для педагога процесс, занимающий достаточно много времени и требующих наличия определенных знаний и навыков. При этом необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на построение такого урока музыки:

Методические цели урока и определяемый им тип урока;

Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.

Этапы подготовки к урокам музыки

В подготовке урока музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий необходимо соблюдать следующие этапы:

Концептуальный, во время которого аргументируется необходимость использования информационно-коммуникационных технологий, формулируются учебные цели с ориентацией на достижение результатов, выбирается тип образовательных электронных ресурсов.

Технологический, предполагающий выбор методики проведения урока музыки и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся, выбор способа их взаимодействия.

Операционный, во время которого осуществляется поэтапное планирование урока музыки, подготовка учебных и музыкальных материалов. Для каждого этапа формируется цели с ориентацией на конкретный результат, определяются форма организации деятельности, учащихся со средствами информационно-коммуникационных технологий, функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе.

Педагогическая реализация. На этом этапе учитель музыки — не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главной задачей его становится управление познавательной деятельностью учащихся.

С помощью информационно-коммуникационных технологий учитель музыки решает дидактические задачи совершенствования организации преподавания, повышения индивидуализации, продуктивности самоподготовки учащихся, усиление мотивации к обучению, активизации процесса обучения, возможности привлечения, учащихся к музыкально-исследовательской деятельности.

Заключение

Таким образом, уроки музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю, так как предоставляют возможность для их саморазвития, самосовершенствования, использование информационных технологий делает музыкально — образовательный процесс увлекательным, интересным и запоминающимся.

Литература:

  1. НФПК ИСО. [электронный ресурс] режим доступа http://www.ntf.ru/
  2. Черненко О. Н. Информационные технологии в учебном процессе. — Волгоград. Учитель, 2007.
  3. Сайков Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. — Москва: Бином, 2005
Основные термины (генерируются автоматически): информационно-коммуникационных технологий, урока музыки, использованием информационно-коммуникационных технологий, использования информационно-коммуникационных технологий, уроках музыки, разработки урока музыки, Разработка урока музыки, использовании информационно-коммуникационных технологий, проведения урока музыки, планирование урока музыки, уроки музыки, учебного материала, информационно-коммуникационных технологий интересны, информационно-коммуникационных технологий учитель, учитель музыки, информационно-коммуникационные технологии, средствами информационно-коммуникационных технологий, воспитательная функция урока, методических возможностей урока, Методические цели урока.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос