Авторы статьи рассматривают совместную с родителями театрализованную деятельность детей-дошкольников, как важное средство развития навыков общения и последующей успешной адаптации в обществе; делятся опытом реализации проекта «Театр-игра «Живая сказка» в условиях дошкольной образовательной организации; рассматривают возможность работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: общение, развитие, взаимодействие, совместная театрализованная деятельность.
Главную роль в развитии системы представлений индивида о самом себе («Я-концепция» ребенка) играет общение с взрослыми. Ребенок познает мир посредством общения с взрослыми и со сверстниками. К сожалению, в современном мире практически нет места живому общению, которое подменяется участием в компьютерных играх, погружением в виртуальный мир, обменом информацией в социальных сетях, как детей, так и взрослых.
Дефицит общения детей и родителей — обычное явление, результаты которого мы, педагоги, наблюдаем ежедневно в детском саду, когда родители каждый день приводят и забирают домой своих детей. В период школьного обучения контакт между родителями и детьми уходит в личное пространство семьи, и педагог уже не имеет возможности увидеть, посоветовать, подсказать. По нашему мнению, именно в дошкольной образовательной организации педагоги могут научить родителей и детей полноценно и продуктивно общаться, ценить общение, для того чтобы минимизировать проблемы в будущем.
Опыт работы в дошкольной образовательной организации позволил нам определить трудности, проблемы в сфере выстраивания взаимоотношений «родители-дети-педагоги», также мы столкнулись с вопросом о социализации в дошкольной организации детей с особенностями в развитии. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается. Работая с такими детьми, мы стараемся создать оптимальные условия для их развития, адаптировать их в детском коллективе.
Мы разработали и реализовали нестандартную форму взаимодействия детей и взрослых — проект «Театр-игра «Живая сказка». В основе проекта — создание условий для организации единого пространства развития ребёнка с привлечением всех участников образовательного процесса. Погружение в игру послужило основой разработки нашего проекта. Участники игры — это и дети, и взрослые (персонажи), и взрослые (родители).
Организуя театрализованную деятельность, мы акцентировали внимание на тесном взаимодействии взрослого и ребёнка в ситуации, которая разыгрывается по определённому сценарию.
Вопрос об организации и проведении детских праздников, квестов, другими словами приключение (игровое), во время которого участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели, в наше время очень широко разрекламирован и является достаточно хорошим источником доходов для фирм, агентств и т. д. Данный вид мероприятий очень популярен и во взрослой аудитории. Ответ достаточно очевиден: в нашем современном обществе человек настолько активен, что даже во время отдыха мозгу просто необходимо решать какие-то задачи, поэтому очень востребованными становятся квесты — головоломки.
Наш проект «Театр-игра» коренным образом отличается от стандартных анимированных детских праздников.
Во-первых, участниками праздника являются только воспитанники нашего детского сада. Таким образом, у нас есть возможность осуществлять индивидуальный подход, так как на протяжении определённого времени мы работаем с этим ребёнком: знакомы с его характером, темпераментом, с особенностями развития, с семьёй и т. д.
Во-вторых, мы создаём сценарий для конкретного ребёнка, учитывая при этом его индивидуальные особенности. Активное участие в выборе темы праздника принимают родители, озвучивая предпочтения, увлечения своего ребёнка. Кроме этого, родители обязательно готовят маленькие призы для каждого участника по теме праздника.
В-третьих, в структуру сценария включается этап развивающей изобразительной деятельности: аппликация; лепка (пластилин, тесто); работа с тканью, нитью; конструирование (конструктор, бросовый материал). Также в сценарии предусмотрены элементы ознакомления с окружающим миром: предметное окружение, экологическое воспитание.
В-четвёртых, в сценарий всегда включаются элементы психотерапевтических игр. Мы работаем с цветом: теплый желтый цвет (цвет солнца) — это яркий, радостный, стимулирующий цвет. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений. Желтый цвет способствует дружелюбному отношению детей друг к другу. Мы работаем с формой: объединяющая сущность круга (контактные объединяющие игры). Мы работаем с пространством: элементы телесно-ориентированной терапии (очень важный элемент при работе с детьми с эмоциональными расстройствами), игры для пространственной ориентировки.
Большое внимание уделяется психологическому выстраиванию сюжета, что включает в себя:
– погружение в сюжет сказки;
– проблемная ситуация (отрицательный герой, соревновательный процесс и т. д.);
– заключительный этап (разрешение проблемной ситуации, конец путешествия и т. д.).
Опыт проведения подобных мероприятий показывает, что тем самым решаются следующие важные задачи:
– создание условий для организации взаимодействия родителей — детей — дошкольной организации, вовлечение родителей в единое развивающее пространство дошкольной организации;
– осуществление художественно-эстетического развития детей;
– возможность работать с детьми, имеющими особые образовательные потребности и особенности развития (например: расстройства аутистического спектра; нарушения речевого развития; дети с расстройствами коммуникативной сферы). Терапевтический эффект заключается в следующем: преодоление страхов, барьеров в общении, переживание разных по характеру эмоций.
Организация таких праздников играет большую роль в развитии детей. Дети имеют возможность раскрепоститься, проявить актёрские способности, получить опыт выступлений перед обширной аудиторией. Кроме того, такие мероприятия способствуют сплочению детского коллектива в ходе совместной творческой деятельности.
Литература:
- Скупченко Ю. В., Демченко С. В. Организация и проведение индивидуальных праздников в детском саду, как форма организации эстетического развития ребёнка. Журнал Преемственность в образовании. 2015.-№ 8.
- Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2007.-272 с.- (Справочник образования).