Тенденции развития рынка общественного питания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 02.04.2016

Статья просмотрена: 5411 раз

Библиографическое описание:

Гатина, Л. И. Тенденции развития рынка общественного питания / Л. И. Гатина, О. А. Ахмадеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 816-819. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27861/ (дата обращения: 17.12.2024).



Современная экономика переходит на новый уровень своего развития, где знания преобладают над материально-вещественными товарами и ресурсами. Этому всецело способствуют такие процессы как информатизация, сетевизация, ускорение процессов производства и распространения информации и знаний, развитие цифровых технологий. Все это порождает новую экономику — «экономику знаний».

Особенностью общественного прогресса последних десятилетий стала информатизация экономики, которая является основой для развития и формирования экономического пространства.

Информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью деятельности предприятий и организаций. Они обеспечивают производство необходимыми информационными ресурсами, оптимизируют внутренние процессы, изменяют методы контроля, трансформируют отношения между системой управления и штатом сотрудников.

Сетевизация также придает экономике знаний новые черты, а именно способствует появлению нового характера предпринимательской деятельности, приобретающей глобальные масштабы. Можно наблюдать ускоренное производство и распространение продуктов с помощью информационных технологий, которые позволяют поддерживать связь с контрагентами, заключать договора в сетевых структурах с помощью глобальной сети.

Эти тенденции обуславливают распространение инноваций во всех отраслях экономики. Не является исключением и рынок общественного питания. Успешное конкурирование и эффективное функционирование невозможно без внедрения передовых зарубежных и отечественных технологий, оборудования, современных форм организации торгово-производственных процессов и обслуживания потребителей, т. е. внедрения инноваций во все сферы торгово-производственного процесса: в обслуживание, работу с поставщиками, управление, концепции организации и даже выбор формата заведения.

Говоря о новых форматах предприятий общественного питания, необходимо сначала дать определение термину «формат заведения». Формат заведения общественного питания включает в себя тип предприятия, особенности интерьера, оформления, кухни, диапазона цен, наличие дополнительных услуг и развлечений. [2]

Активное развитие системы общественного питания порождает креативное предпринимательство. На рынке появляются новые виды предприятий, услуг и форм организации, заимствованные из опыта других стран. Однако, наличие нормативно-правовых документов, определяющих тип заведения общественного питания на федеральном уровне, а также наличие спроса населения России заставляют каждое новшество адаптироваться под российский рынок.

Выявление новых тенденций обеспечивает предприятию устойчивое развитие и возможность первыми занять вновь появившуюся нишу на рынке.

На сегодняшний день основными тенденциями развития сферы общественного питания является открытие гибридных ресторанов, баров, кафе новых форматов, таких как:

– коворкинг-кафе

– антикафе

Эти гибриды рассматриваются как разновидности «третьих мест» — части городского пространства, которая не связана с домом («первое место») или с работой («второе место»). [3] Такими местами могут быть рестораны, кафе, клубы и т. д.

Коворкинг-центры или коворкинг-кафе основаны на предположении, что организовать рабочее пространство для многих специалистов (фрилансеров) можно в любом месте, где имеется доступ в Интернет.

Фрилансер — человек, выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем, нанимаемый только для выполнения определенного перечня работ (внештатный работник) [1]

Индивидуальных предпринимателей, фрилансеров (программистов, фотографов, дизайнеров), которые по какой-либо причине не хотят работать дома, а снимать офис, в виду роста стоимости недвижимости, считают экономически нецелесообразным, приглашают в коворкинг-кафе — новое направление по предоставлению услуг на рынке общественного питания.

Коворкинг-кафе — это заведения общепита нового формата, где предоставляется комфортное для работы место, и которые являются альтернативой работе дома. Это может быть просто открытое пространство openspace или место, разделенное на кабинеты. Здесь можно вести полноценную деятельность, включая проведение деловых встреч и найти все необходимое для работы: компьютер, принтер, доступ в интернет. Посетитель может арендовать как отдельный стол, либо разделить рабочее место с представителями смежных профессий, что позволит сэкономить средства и завести приятные и полезные контакты.

Рис. 1. Предпосылки создания коворкингов

Коворкинги приобрели популярность среди фрилансеров, так как они остаются изолированными и лишенными общения в рабочее время, а в таких местах возникает атмосфера, которая способствует креативному мышлению и повышает производительность.

Среди посетителей коворкингов преобладают фрилансеры, работающие в таких сферах, как перевод, дизайн, стартап-команды и прочая аудитория.

Рис. 2. Профессиональный состав фриланеров

По данным всероссийской переписи фрилансеров — интернет-опроса, который провели Государственный Университет «Высшая школа экономики» совместно с сайтом Free-lance.ru, были выявлены недостатки работы дома по мнению самих удаленных работников, а следственно причины посещения мест такого рода.

Рис. 3. Недостатки работы дома

Другим набирающим популярность форматом заведения являются антикафе (свободное пространство, тайм-клуб, тайм-кафе) — тип общественных заведений социальной направленности, основной характеристикой является оплата в первую очередь за проведённое время, в стоимость которого входят различные угощения, развлечения и мероприятия. [3]

Рис. 4. Предпосылки создания антикафе

Автором идеи открытия антикафе является российский предприниматель Иван Митин, который в 2011 году открыл первое заведение такого формата — «Циферблат». В кафе была установлена система поминутной оплаты (1 минута — 1 рубль). Посетители могли проводить время за чтением книг, рисованием, работой или игрой.

Масштабное открытие антикафе и распространение их по миру началось в 2012 году. Сейчас их можно встретить во многих европейских странах, США, но наибольшее количество находится в России.

Мобильная мебель и достаточно свободное пространство позволяют переоборудовать его любым образом, что позволит организовывать мастер-классы, творческие вечера, семинары и лекции, обучающие программы, дни рождения, тренинги и брифинги.

Не смотря на то, что заведения подобного формата предлагают выйти за рамки, установленные нормами, в таких местах существует свой набор правил, например, владельцы продвигают идею проведения досуга без распития алкогольных напитков и употребления табака.

Рассматривая финансовую составляющую, можно сказать, что она является удобной для молодежи, не имеющих постоянного дохода. Привлекательным является возможность весело провести время с друзьями или просто за чтением, настольной игрой, заплатив при этом небольшую сумму денег.

Появление новоформатных заведений является следствием того, что сейчас не город формирует пристрастия своих жителей, а наоборот жители формируют городское пространство исходя из своих предположений об удобстве и комфорте.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что российский рынок общественного питания с каждым годом становится все разнообразнее, как на типы предлагаемых кухонь, так и на форматы заведений. Все чаще предприниматели покупают зарубежные франшизы известных заведений общественного питания для открытия предприятий здесь, или заимствуют идеи для открытия новых для России форматов заведений.

Таким образом, существующие тенденции развития предприятий общественного питания обуславливают необходимость расширения номенклатуры предприятий и формулирования четких, понятных и обоснованных требований и критериев, по которым предприятия общественного питания будут классифицироваться на различные типы.

Литература:

  1. Байтенизов Д. Т. Фриланс как перспективное направление на рынке труда // IX Никулинские чтения: «Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества». — 9 апреля 2015
  2. Сравнительная характеристика предприятий общественного питания разных форматов в России и за рубежом // Конференции СФУ. URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/pdf/d01/s04/s04_007.pdf (дата обращения: 19.03.2016).
  3. Антикафе // ВикипедиЯ Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Антикафе (дата обращения: 10.03.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): общественное питание, место, городское пространство, заведение, недостаток работы дома, работа, российский рынок, свободное пространство, фрилансер.


Задать вопрос