Обзор сложившейся рыночной конъюнктуры на отечественном рынке автомобильных охранных систем.
Рынок автомобильных охранных систем является одним из немногих направлений в российской экономике, в которых отечественные предприятия уверенно лидируют среди зарубежных производителей. Суммарная доля продаж российских компаний в данной области даёт основание говорить об их лидирующих позициях на отечественном рынке.
В настоящее время в России нет производителя автомобильных охранных систем, использующего полный цикл разработки, производства и тестирования своей продукции. Подобно многим гражданским отраслям российской экономики, затрагивающим разработку и производство технических средств, отечественные производители автомобильных охранных систем с целью снижения себестоимости производства пользуются в основном услугами производства комплектующих и запасных частей на иностранных сборочных предприятиях (в основном из Китая). В свою очередь, остальные довольно трудоёмкие этапы производства (которые включают в себя: разработку, тестирование, установку и обновление программного обеспечения; сборку, контроль качества готовых комплектов продукции; пост продажную поддержку продукции), как правило, производятся собственными силами предприятий на территории РФ.
Так, наиболее известными производителями на российском рынке автомобильных охранных систем, являются:
– ООО «Ультрастар» (бренд «SrarLine»): занимается разработкой систем безопасности с 1988 года. Головной офис расположен в Санкт-Петербурге, официальные представительства — в 65 городах России. Ассортимент компании представлен охранными комплексами, поисковыми маяками, телематическими системами, иммобилайзерами, дополнительным оборудованием и аксессуарами;
– ООО «Мега-Ф» (бренд «Scher-Khan»): является разработчиком и поставщиком автомобильных охранных систем и автоаксессуаров на рынке России c 1998 года. Головной офис расположен в Москве, официальные представительства — в 33 городах России. Ассортимент продукции компании «Мега-Ф» представлен несколькими сотнями наименований, которые удовлетворят самого требовательного покупателя. Это автомобильные охранные системы торговых марок SCHER-KHAN и PHARAON (а также аксессуары, инструменты и расходные материалы FALCON и CARMEGA). Продукция компании «Мега-Ф» широко представлена в крупнейших автосалонах и профессиональных установочных центрах по всей России и ближайшему зарубежью (Украина, Белоруссия, Казахстан).
– ООО «AlarmTrade» (бренд «Pandora»): производит изделия автомобильной безопасности с 2004 года. Pandora — торговая марка калужского «Завода Опытного Приборостроения». Предприятие занимается разработкой и производством охранно-противоугонной автомобильной электроники (автосигнализации и иммобилайзеры), сервисных автомобильных устройств и телеметрических комплексов. Сегодня основная продукция предприятия — автомобильные сигнализации «Pandora» и иммобилайзеры «Pandect».
Перечисленные бренды пользуются высокой популярностью среди автовладельцев, а на их долю в совокупности приходится около 70 % отечественного рынка. Так, доля бренда «SrarLine» в среднем составляет около 40 % рынка, бренда «Scher-Khan» — около 20 %, бренда «Pandora» — около 10 %. [1]
Тенденции развития российского рынка автомобильных охранных систем
Для того, чтобы рассмотреть нынешнюю ситуацию на рынке автомобильных охранных систем и тенденции дальнейшего развития данного рынка, следует принять во внимание множество факторов. В качестве основных факторов, влияющих на рынок автомобильных охранных, систем принято выделять динамику продаж новых автомобилей и состояние рынка подержанных автомобилей.
Автомобильный рынок России в целом продемонстрировал устойчивый спад в последние 4 года. Так, по итогам 2016 года российский авторынок сократился на 11 % до 1,43 млн. машин (в 2014 году продажи автомобилей сократились на 10,3 %, в 2015 году — на 35,7 %). В 2017 году эксперты прогнозируют 5 %-ый рост продаж на рынке легковых автомобилей в связи с улучшением экономической ситуации в стране.
Будущий рост автомобильного рынка позволяет прогнозировать и параллельный рост рынка автомобильных охранных систем, ведь чем больше новых автомобилей поступает на рынок с конвейера, тем больше систем для их защиты могут установить специализированные компании, к тому же, при покупке новых автомобилей в кредит банки и страховые компании зачастую навязывают клиентам установку дополнительных охранных систем. В то же время, будущая динамика продаж может быть не так очевидна, ведь многие автопроизводители стремятся изначально оснастить выпускаемые ими автомобили базовым пакетом охранных функций. Зачастую они несовершенны, не соответствуют минимальным требованиям по защите автомобилей, но позиционируются автопроизводителями как достаточные противоугонные средства. Это приводит к тому, что автомобилисты не видят надобности в сторонних автосигнализациях, т. к. считают штатные средства защиты достаточными при условии приобретения вместе с новым автомобилем комплексных страховых продуктов.
Второй фактор, влияющий на рынок автомобильных охранных систем — обслуживание поддержанных автомобилей. На вновь приобретенный поддержанный автомобиль редкий автовладелец не установит охранную систему, конечно, за исключением тех случаев, когда автосигнализация была установлена на приобретённый автомобиль ранее.
Эксперты также прогнозируют рост рынка поддержанных автомобилей в 2018 году, связанный со снижением цен на поддержанные автомобили. Вырасти цены могут только в случае кардинального изменения ситуации на внутрироссийском рынке валют. Таким образом, в ближайший год следует ожидать и рост продаж автомобильных охранных систем на рынке поддержанных автомобилей.
Третий фактор, оказывающий влияние на рынок автомобильных охранных систем — динамика угонов автомобилей. Учитывать данный фактор крайне важно, т. к. именно он создаёт настроения в обществе. Высокие показатели угонов повышают желание автовладельцев защитить своё транспортное средство. Ситуация с угонами в России складывается не в пользу автовладельцев, поэтому говорить о существенном падении рынка автомобильных охранных систем в долгосрочной перспективе не приходится.
Несмотря на прогнозы экспертов, следует отметить, что в последние годы рынок автосигнализаций, как и автомобильный рынок в целом переживает не лучшие времена. Рост курсов валют повлиял на стоимость новых и подержанных автомобилей, а также негативно сказался на покупательской способности населения. Выросла цена страховок, возросла криминогенная обстановка. Но в целом, хотя на рынке автомобильных охранных систем и наблюдается существенный спад роста продаж, автосигнализации остаются востребованным продуктом на автомобильном рынке, что позволяет отрасли не терять занимаемых позиций.
Сложившаяся сложная ситуация на рынке создаёт жёсткую конкуренцию между основными игроками, что побуждает производителей автомобильных охранных систем всё больше вкладываться в научно-исследовательскую деятельность для поддержания актуальных на сегодняшний день технических характеристик своей продукции и повышения её конкурентоспособности за счёт внедрения новых функций. Так, за последние несколько лет даже модели автомобильных охранных систем низшей и средней ценовой категории обросли такими полезными функциями как: автоматический запуск двигателя с брелока или по расписанию, шифрование передаваемого управляющего сигнала, отслеживание состояния бортовых систем автомобиля и т. п.
Кроме того, эксперты отмечают стремительный рост в новом научно-прикладном направлении — телематике. Данные системы предоставляют сервисы спутникового мониторинга, контроля удалённого состояния бортовых систем и управление автотранспортом.
С помощью спутников систем геопозиционирования ГЛОНАСС и/или GPS подобные системы способны определять местоположение автомобиля, автоматически оповещать экстренные службы о ДТП, предоставлять пользователям возможность удалённой настройки бортовых систем и отчётную информацию различного рода (отчёты о состоянии транспортного средства, например, дистанционная диагностика двигателя, статистика расхода топлива с привязкой к истории поездок, выбор оптимального маршрута на основе произведённых поездок и т. п.).
Также подобные системы дополнительно могут быть оснащены системой автоматического удалённого запуска двигателя, что позволяет запустить двигатель по команде на любом удалении от транспортного средства при условии его нахождения в зоне действия сети мобильной связи.
Все указанные данные предоставляются пользователям в облачных ИТ-сервисах производителей, а управление может осуществляться как с помощью традиционного брелока охранной сигнализации, так и новыми способами коммуникаций с системой: посредством интернет-сайта производителя, мобильного приложения для смартфона или звонком на мобильный номер установленной системы.
Выводы
Российский рынок автомобильных охранных систем сильно зависит от состояния общего автомобильного рынка в стране, в частности от объёма продаж новых автомобилей, состояния рынка подержанных автомобилей, а также от общей статистики кражи автомобилей по стране.
Высокая конкуренция в сложившейся сложной рыночной обстановке побуждает основных игроков всё больше инвестировать в научно-технический потенциал своей продукции, что способствует развитию новых технических возможностей автомобильных охранных систем, поэтому в будущем в борьбе за долю на рынке прогнозируется доминирование тех игроков, которые способны по оптимальной цене предложить своим клиентам продукцию, полностью отвечающую современным тенденциям развития автомобильных охранных систем.
Литература:
- Алексей Курчанов. Исследование Российского рынка двусторонних автосигнализаций// ugona.net URL: https://www.ugona.net/article107.html (дата обращения: 01.10.2017);
- Телематические охранные системы формируют новый сегмент рынка охранных устройств для автомобиля// scher-khan.ru URL: http://www.scher-khan.ru/press-center/item/185-telematica-evroprotocol-mias2014.html (дата обращения: 01.10.2017).