Дальнейшее развитие отечественной и зарубежной швейной промышленности предусматривает не только ещё более широкое внедрение в производство машин полуавтоматического действия, по и превращение этих машин в полные автоматы. Предусматривается также объединение их в агрегаты и автоматические поточные линии, образующие определенную технологическую цепочку.
Швейная промышленность имеет все предпосылки для широкой автоматизации производства. К таким предпосылкам в первую очередь следует отнести:
1) большой опыт, имеющийся в нашей стране по проектированию и созданию различного вида автоматов и автоматических поточных линий в различных отраслях промышленности;
2) поточно-массовую систему изготовления одежды, получившую повсеместное распространение;
3) узкую специализацию отдельных швейных фабрик на выпуск определенного ассортимента изделий;
4) подробно разработанные ГОСТы, стандарты и технические условия на отдельные виды швейных изделий и их детали.
Несмотря на перечисленные предпосылки, переход на автоматизированное швейное производство требует предварительного проведения ещё ряда организационно-технических мероприятий, главные из которых следующие:
1) организация производства крупных серий одинаковых или сходных между собой изделий на базе еще более высокого уровня специализации отдельных швейных фабрик;
2) увеличение стандартизации и унификации отдельных швейных изделий и их деталей;
3) разработка более технологичных швейных изделий, состоящих из отдельных типовых узлов, облегчающих автоматизацию их производства;
4) выработка тканей со стандартными свойствами, обладающих малой усадкой в процессе Эксплуатации сделанной из них одежды, и т. п.
Производство швейных изделий состоит из трех основных процессов: раскроя тканей, сборки изделия и его отделки. Рассмотрим вопросы автоматизации швейного производства применительно к процессу сборки изделий на швейных машинах.
За рубежом в последние годы спроектировано и построено большое количество новых швейных машин полуавтоматического действия. Швейные машины-полуавтоматы облегчают труд, механизируя ручное продвижение изделий под иглой. При этом более полно используется скорость машин, что приводит к значительному увеличению производительности труда. Кроме того, ввиду необходимости перемещать подшиваемые изделии вручную, работающий на обычных швейных машинах не имеет возможности обслуживать сразу несколько машин, тогда как при применении полуавтоматов такая возможность появляется.
Особенно перспективно применение в швейных машинах полуавтомати-ческого действия электроники. Например, фирма «Пфафф» (ФРГ) разработала гамму швейных полуавтоматов, управление работой которых осуществляется при помощи электроники. Один из таких машин 3802–213 кл. предназначена для обработки клапанов карманов.
Основным узлом большинства швейных машин-полуавтоматов является транспортирующая каретка или кассеты для автоматического перемещения подшиваемых изделий под иглой, применяемые вместо стандартной транспортирующей рейки. Известны также полуавтоматы, в которых подшиваемое изделие крепится па неподвижном столе, а относительно изделия перемещается шьющая головка машины. В этом случае шьющую головку перемещают по рельсам, изогнутым по форме требуемой строчки, или подвешивают па пантографе.
В первую очередь агрегаты и поточные линии будут созданы для производства простых изделий (простыни, наволочки и т. п.). Затем их следует применить для изготовления отдельных частой сложных швейных изделий, например полочек мужских рубашек, манжет, воротников и т. п. Наконец, они должны быть спроектированы для полного изготовления сложных изделий. Последнюю задачу проще всего выполнить для мужских сорочек и брюк разного фасона, обладающих наиболее технологичной конструкцией.
Главным требованием при создании агрегатов и поточных линий является автоматическое продвижение обрабатываемых изделий под иглой в процессе их пошива, а также автоматическая их загрузка и выгрузка из каждой машины. Кроме того, все швейные машины, входящие в автоматическую линию, должны иметь механизмы для обрезки нитей, останова в исходном положении и др. Одновременно с этим должны быть приняты все меры для увеличения надежности работы отдельных машин, входящих в агрегат или поточную линию. Последнее требование связано с тем, что выход из строя лишь одной из машин повлечет за собой длительную остановку всей линии или агрегата.
С точки зрения принципа работы все агрегаты и автоматические поточные линии могут осуществлять обработку швейных изделий последовательно, параллельно и смешанно. При этом они могут иметь линейную и карусельную компоновку исполнительных машин.
При последовательной обработке изделия технологические операции пошива выполняются одна за другой. Характерно, что псе вышеописанные агрегаты и поточные линии предназначены главным образом для обработки сравнительно мелких швейных изделий, или изделий, где стачивание деталей происходит по прямым линиям, поэтому создание устройств для автоматического перемещения деталей по криволинейному контуру любой длины является важнейшей задачей дальнейшей автоматизации швейного производства. Заметим, что стачивание по криволинейному контуру является наиболее распространенной швейной операцией. Устройства, обеспечивающие стачивания по криволинейному контуру, должны отвечать следующим основным требованиям:
1) иметь возможность обрабатывать изделия, контур которых имеет самые различные конфигурации;
2) обладать быстрой переналадкой на другой контур;
3) позволять швейной машине работать на высокой скорости;
4) обеспечивать погрешность обработки, лежащую в заданных пределах.
Следует отметить, что в швейной промышленности но сравнению с другими отраслями промышленности перемещение изделий по заданному криволинейному контуру облегчается отсутствием требования высокой точности их обработки, плоской их формой и наличием сравнительно небольших усилий, требующихся для перемещения изделий. Но при этом возникают дополнительные трудности, вызванные малой жёсткостью обрабатываемых изделий, а при применении челночных машин —ограниченностью направлений их перемещения, что связано с получением челночных стежков нормального переплетения или стежков с узлами.
В настоящее время основным способом перемещения в швейной машине подшиваемого изделия по заданному контуру является закрепление его в специальной каретке. Управление движением каретки будет разным в зависимости от требуемой величины ее перемещения и может быть: копирным, бескопирным, следящим и цифровым.
При использовании для перемещения транспортирующей каретки копирного способа применяют специальный кулачок (копирный диск), методика проектирования которого изложена в п. 34 этой главы, или специальный копир, укрепляемый непосредственно на каретке. Разновидностью копирного способа может быть применение гидравлической следящей системы, получающей импульсы от копира, смонтированного под транспортирующей кареткой.
Следящий способ позволяет перемещать каретку с подшиваемым изделием на значительные расстояния, для этого нужно лишь задать соответствующую программу ее перемещения. В этом случае программоносителем может служить четкий чертеж, токопроводящая линия, нанесенная на поверхность обрабатываемого изделия, и т. п. В процессе работы швейной машины программу для перемещения ее каретки считывает с программоносителя следящая система устройства.
Наиболее известны в швейной промышленности следящие системы, основанные на считывании контура чертежа при помощи фотоэлемента.
В заключение заметим, что подача сшиваемых деталей в швейную машину и автоматическое выполнение их стачивания не исчерпывает всех задач автоматизации, возникающих в швейной промышленности. Например, при дальнейшем развитии автоматически действующих швейных машин, агрегатов и автоматических поточных линий возникает необходимость в разработке способов автоматического контроля качества выполняемого процесса ниточного соединения деталей одежды и автоматического регулирования этого процесса в случае его нарушении.
Литература:
- Исаев В. В. Оборудование швейных предприятий. М.: Легпромбытиздат. 1989.
- Олимов К. Т., Узакова, Л.П. и др. Швейные машины.Т.: Шарк. 2006.
- Гарбарук В. Н. Расчет и конструирование основных механизмов челночных швейных машин. Л. «Машиностроение». 1977. 232 с.