Проблемы экономического анализа на предприятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 16.01.2017

Статья просмотрена: 5007 раз

Библиографическое описание:

Садчикова, Д. Н. Проблемы экономического анализа на предприятиях / Д. Н. Садчикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 494-496. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38186/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время для эффективной деятельности предприятия, в условиях конкуренции, нужно вовремя реагировать на различные изменения всех факторов, которые окружают предприятие, быстро и оперативно прослеживать изменения в своей позиции между экономическими агентами и на рынке. Необходимо постоянно оценивать положительные и отрицательные изменения в предпринимательской деятельности как своей компании, так и компании-конкурентов.

Анализ — это содержание и форма человеческого мышления, который глубоко изучается во множественном измерении и всеми возможными науками. Но анализ экономики, хозяйственной деятельности и ее конечных результатов (во всех отраслях, во всех проявлениях) — это область исключительно экономического анализа, которая может рассматриваться как и в широком, так и узкопрофессиональном виде [1, с. 3].

Необходим всесторонний анализ, так как он обеспечивает правильное управление затруднительными экономическими процессами в современных условиях деятельности любого предприятия. Анализ является основным источником планового управления экономикой предприятия, нахождения резервов увеличения эффективности производства. Для этого проводятся исследования в области более широкого применения математических методов, персональных компьютеров, позволяющих оптимизировать управленческие решения на различных предприятиях. В настоящее время происходит процесс внедрения теоретических достижений отечественной и зарубежной науки в практику [2, с. 9].

На данный момент, абсолютно все понимают, что на любом предприятии необходим финансовый анализ. Руководители на всех уровнях управления должны обеспечить достоверной информацией о ходе производственно-финансового цикла на предприятии всех работников. Также необходимо следить за технической финансовой составляющей производства, в нужное время корректировать ход процессов, для достижения максимальных результатах при имеющихся условиях и при имеющихся материальных и финансовых ресурсов.

Анализ финансовой деятельности современного предприятия необходим для изменения финансового механизма работы предприятия в лучшую стороны.

Финансовый анализ является относительно новым направлением экономической науки в нашей стране. Однако библиография по финансовому анализу насчитывает несколько сот наименований, вышедших в различных изданиях только за последние 5–7 лет. Широко известны фундаментальные и практические разработки таких авторов, как Ковалев В. В., Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С., Ефимова О.В., Мельник М. В., Никифорова Н. А., Донцова Л. В., Гиляровская Л. Т. и др. Перечень монографий и учебных пособий не заканчивается, открываются новые периодические издания, проводятся научные и практические конференции по этой тематике.

Вся научная деятельность основывается на актуальных, нерешенных задачах, а именно это создание необходимых методик финансового анализа для различных предприятий.

Необходимый элемент в управлении предприятиями и один из методов исследования главных экономических законов и закономерностей в процессе управления финансово-хозяйственной деятельности, является управленческий анализ.

Каждый сотрудник, который анализирует финансово-хозяйственную деятельность своего предприятия, а также пользуется всеми данными финансовой отчетности, должен уметь читать и анализировать бухгалтерский баланс и другие формы, разбираться в их статьях, владеть экономическими категориями и показателями их характеризующими, а также делать выводы и рекомендации для принятия эффективных управленческих решений.

Экономический анализ представляет собой объективный необходимый элемент управления предприятиями и является одним из этапов экономического исследования и функций управленческой деятельности.

Предприятие — является универсальным миром для своего работника, в котором осуществляются потоки денежных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, которые относятся к определенным объективным экономическим законам и закономерностям, находящих отражение в показателях учета и отчетности.

Экономист-аналитик, анализируя информацию, которая содержится в бухгалтерском и управленческом учете и отчетности определяет степень финансово — экономического состояния предприятия, также, на основе экономического анализа, определяет причины и факторы, которые оказывают воздействие на показатели хозяйственной деятельности. Экономист-аналитик разрабатывает универсальные методы, которые помогут устранить имеющиеся недостатки и внедряет рекомендации устранения для наилучшего управления экономикой предприятия.

Экономический анализ, как функция управления, включает в себя оценку всех факторов, а именно, внутренних и внешних. Рассмотрим, на что оказывают влияние данные факторы:

− на состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

− на тенденции развития экономически возможных резервов повышения эффективности производства;

− предусматривают оценку степени напряженности в выполнении плановых заданий по всем показателям;

− выявляют необходимые рекомендации по устранению выявленных недостатков;

− факторы влияют на использование выявленных резервов;

− совершенствование управления экономикой предприятия.

Каждый руководитель и предприниматель в условиях жесткой конкуренции и кризиса должен принимать наилучшие управленческие решения для своего предприятия. Любое экономическое решение на любом уровне должно опираться на знании проявления объективных экономических законов в хозяйственной деятельности, основываться на фактическом состоянии внутренних и внешних факторов и тенденциях их изменения.

Когда анализируют финансовое состояние предприятия, в первую очередь нужно помнить о том, какие экономические закономерности присущи тому или иному этапу хозяйственной деятельности, а также их действие в соответствии с основными экономическими законами.

Анализ хозяйственной деятельности проводится для разработки научно обоснованных текущих и перспективных планов, контроля их выполнения, управления хозяйственной деятельностью и выбора наиболее наилучших управленческих решений, выявления внутрихозяйственных резервов, правильности использования средств, повышения эффективности работы предприятий.

При проведении экономического анализа все хозяйственные процессы и явления всесторонне изучаются и познаются в их многообразии, движении, во взаимосвязи и взаимозависимости для раскрытия тенденций и закономерностей дальнейшего развития общественного производства и обращения [3].

Экономический анализ зависит от многих проблематичных моментов, связанных с его применением на предприятиях. Данные проблемы можно классифицировать по следующим критериям:

− по месту их возникновения: внешние и внутренние;

− по важности результата: основные и второстепенные;

− по структуре: простые и сложные;

− по времени действия: постоянные и временные.

Внутренние переменные представляют собой ситуационные факторы внутри предприятия. Поскольку предприятие представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Не смотря на это, все внутренние переменные полностью находятся под контролем руководства. Основными переменными на предприятии являются цели, структура, задачи, технологии и сотрудники [4, с. 60].

Системный и ситуационный взгляды, привлекли внимание реакцией на изменения, в возрастающей мере влиявшие на положительные действия предприятия. Даже если бы изменения не были так значимы, то руководителям все равно пришлось бы учитывать среду, поскольку предприятие, как открытая система, зависима от внешнего мира, внешних факторов, а именно, в отношении поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов.

Согласно классификации факторов, а именно внутренних и внешних, можно выделить следующие проблемы, которые проявляются при анализе в исследованиях на предприятиях:

− наличие нескольких предприятий, подразделений, в составе единой фирмы затрудняет формирование вовремя отчетов, отчетностей, являющихся информационным обеспечением для проведения анализа отдельных направлений деятельности предприятия;

− отсутствие в работе персонала принципа специализации, а именно распределения обязанностей и ответственности на местах, как по горизонтали производственно-коммерческого процесса, вследствие чего происходит дублирование управленческих отчетов различными подразделениями и службами, так и по вертикали власти;

− неуправляемость системы на предприятии, то есть большой объем управления у административного аппарата разных уровней управления, что мешает качественному исполнению своих обязанностей;

− разделение обязанностей на нескольких наиболее специализируемых работников;

− неправильное определение руководителями целей, задач, объектов исследования, сроков исполнения анализа;

− отсутствие взаимосвязи между отдельными подразделениями, отвечающими за работу с людьми, предметами и информацией;

− психологическая, моральная трудность персонала на различных уровнях управления предприятием;

− отсутствие взаимосвязи между отдельным программным обеспечением предприятия, необходимым для проведения экономического анализа, или переход от одной версии программы к другой.

Для решения приведенных недостатков, руководству необходимо предпринять во внимание следующие действия:

− привлечение нужных специалистов по планированию, учету и анализу на этапе приема на работу на основе каких-либо конкурсных отборов;

− рассмотрение и усовершенствование системы мотивации к самообучению и развитию профессиональных навыков работников своего предприятия;

− обеспечение и предоставление сотрудниками специализированных курсов по повышению квалификации и получению опыта;

− привлечение высококвалифицированных работников со стороны;

− обеспечение непосредственным исполнителям свободы в принятии решений, не противоречащим принципам управления и стратегическим целям;

− отслеживание качества программного обеспечения предприятия, и своевременное введение в управление;

− разработка наиболее лучших взаимодействий отдельных подразделений предприятия между собой. [5, с. 136].

В настоящее время, необходимо в большей мере уделять внимание на все составляющие при анализе, возвращаться к анализу выполнения производственной программы, незавершенного производства и более подробному анализу всех затрат и их составляющих.

Все перечисленные проблемы не являются исчерпывающими. Каждый аналитик может прибавить к данному списку все возможные для него проблемы и сосредоточить на них свое внимание.

В данной статье рассмотрела возможные проблемы экономического анализа в предпринимательской деятельности. Экономический анализ представляет собой важный процесс в управлении предприятием, также является одним из наиболее необходимым этапом экономического исследования.

Литература:

  1. Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: учебник / под ред. М. И. Баканова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2005. 536 с.
  2. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А. И. Алексеева [и др.]. М., 2011. 718 с.
  3. Абдуракимов И. Т., Нарижный И. Ф. Журнал: Социально-экономические явления и процессы. № 6/2010. – 15–21 с.
  4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: учебник. 3-е изд., перераб. М., 2009. 672 с.
  5. Горланова С. Р., Коткова Е. А., Журнал: Теория и практика общественного развития. № 6/2014. — 135–136 с.
Основные термины (генерируются автоматически): экономический анализ, предприятие, хозяйственная деятельность, финансовый анализ, анализ, экономика предприятия, отсутствие взаимосвязи, предпринимательская деятельность, уровень управления, финансово-хозяйственная деятельность.


Задать вопрос