Особенности сравнительного анализа промышленных предприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 29.01.2017

Статья просмотрена: 1463 раза

Библиографическое описание:

Подрез, О. В. Особенности сравнительного анализа промышленных предприятий / О. В. Подрез. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 515-517. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38905/ (дата обращения: 17.12.2024).



Сравнение отнести можно к списку важнейших методов научного познания.

В 1960–1980-х годах в плановой экономике достаточное внимание уделялось сравнительному анализу между экономическими хозяйствами и деятельностью предприятий, направленному на поиск резервов эффективности и оценивания итогов работы.

На протяжении длительного времени в экономике проводились исследования, основанные на использовании сравнительного анализа или его элементов, то есть о сравнительных исследованиях можно говорить как о явлении массового характера. Однако сравнение результатов предпринимательской деятельности с достижениями основных конкурентов является пока что новой проблемой для России, возникшей из-за перехода плановой экономики в рыночную.

В советской экономике цель межзаводского сравнительного анализа была определена точно. Она заключалась в сравнении эффективности работы определенной группы предприятий, сопоставлении итоговых результатов хозяйственной деятельности различных предприятий или их объединений, в изучении причин использовании тех или иных производственных ресурсов, а также выявлении резервов повышения эффективности промышленного производства.

Наиболее эффективным считалось проводить сравнения между предприятиями с массовым и крупносерийным производством, потому что там значительно лучше были поставлены планирование и учет, и намного легче было организовать работу по выявлению резервов. Очевидно, что проведение анализа не должно зависеть от типа производства, а наоборот, достигать широкого охвата сфер экономической деятельности.

На сегодняшний день, в условиях рыночного хозяйствования субъектов экономики, изменилась цель сравнительного анализа организаций, но при этом сохранилась проблема неполноты информационной базы сравнительного анализа предприятий.

Поскольку межхозяйственные сопоставления можно отнести к важным элементам системы управления, то логично предположить, что в практике российских предприятий межзаводской анализ продолжает применяться.

Межхозяйственный анализ в определенной мере находит себе применение на ряде отечественных предприятий. Статистика частоты его использования в литературе не приводится, однако специалисты предполагают, что данный вид анализа не особо распространен в силу информационной закрытости большинства предприятий.

Использование внешнего сравнительного анализа между промышленными предприятиями на практике существенно различается по многим основным параметрам, при этом его приемы серьезно разнятся даже внутри одной отрасли. Уровень управленческих решений и цели сравнений варьируются от выбора долгосрочной стратегии развития до решения частных текущих вопросов.

Некоторые промышленные предприятия ограничиваются лишь сравнением технико-экономических, производственных и финансовых показателей. В таком случае база сравнения будет представлена, в основном, конкурирующими друг с другом предприятиями.

В настоящее время в практике применения межзаводского анализа можно увидеть отсутствие системности, некомплексность и фрагментарность. Сопоставимость показателей выступает как методологическая основа сравнительного анализа, так как сравнение данных, несопоставимых между собой, может привести к неверным результатам и, как следствие, ошибочным управленческим решениям.

Под сопоставимостью зачастую понимается обеспечение условий, необходимых для проведения сравнения показателей конкурирующих предприятий, направленных на получение обоснованных выводов.

Проблема сопоставимости показателей включает решение основных нижеперечисленных задач:

1) выявление показателей, которые отличаются условиями формирования. Их необходимо исключать в последующем сравнительном анализе;

2) определение видов различий, которые требуют устранения до начала межхозяйственного анализа или в процессе его проведения;

3) выбор методов, которые будут использоваться для обеспечения сопоставимости анализируемых данных.

Задача обеспечения сопоставимости данных исследуемых организациях имеет определенные трудности для аналитика, поскольку может быть ограничен или недоступен доступ к достоверной и полной информации. Одной из таких трудностей выступает сокрытие информации о теневом бизнесе в официальной отчетной документации предприятия. Такая ситуация снижает целесообразность проведения анализа и не дает полностью задействовать его потенциал.

Межхозяйственный анализ ориентирован на решение фрагментарных, текущих задач или обоснование какого-либо одного типа управленческих решений. Он слабо связан с другими возможностями получения и обработки информации о промышленных предприятиях, его место не определено в структуре управления.

Было бы более рационально, например, проводить межзаводской анализ на основе системы показателей, отражающих важнейшие стороны производственной деятельности:

1) финансово-экономическое положение предприятий,

2) качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции,

3) производственно-технический потенциал,

4) эффективность использования трудовых ресурсов,

5) маркетинговая и сбытовая деятельность.

Недостаток объективных научных основ тормозит развитие сравнительного анализа. Необходима полноценная системная разработка теоретических, методических и практических аспектов межхозяйственного анализа, что позволит поднять его на более высокий уровень.

Сравнительный экономический анализ развития организаций должен включать построение рейтингов, факторный анализ и анализ динамических рядов, что позволит отслеживать фактическое развитие во взаимосвязи с исследованием динамики объемов продаж организаций и делать более точные прогнозы развития самих организаций, сфер деятельности и регионов.

Рейтинговый анализ в теории представлен как метод сравнения, который позволяет сопоставить показатели эффективности, значимости предмета анализа с данными других аналогичных объектов с целью определения общих черт либо различий между ними.

Проведение межхозяйственного анализа только между предприятиями, выпускающими идентичную продукцию, значительно ограничило бы его, поскольку в большинстве отраслей, например машиностроения, доля таких предприятий была бы невысокой.

Следует понимать, что в условиях современной рыночной экономики возникла новая проблема, которая связана с необходимостью проведения сравнения промышленных организаций, функционирующих не только внутри одной отрасли, но и на региональном, национальном и международном уровнях.

Каждые два года Федеральная служба государственной статистики публикует статистические данные о работе предприятий, находящихся внутри одной отрасли. Но к сожалению, подобная статистика неявно отражает реальное положение промышленных предприятий и внутриотраслевые особенности их функционирования, а лишь несет в себе общеинформативный характер.

Результаты сравнительного анализа промышленных предприятий позволят выявить как их уровень экономического развития, так и в целом сферу экономической деятельности, в которой они функционируют.

Литература:

  1. Свиридова Н. В., Туктарова Ф. К. Сравнительный экономический анализ развития промышленных предприятий / Н. В. Свиридова // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 4. С. 137–146.
  2. Свиридова, Н. В. Проблемы обеспечения сопоставимости данных при проведении сравнительного экономического анализа промышленных организаций / Н. В. Свиридова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2012. — № 1 (21). — С. 198–203.
  3. Федорова Е. А., Левахина Е. В. Расчет комплексного показателя оценки конкурентоспособности отраслевой группы предприятий // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2011. Вып. 3. Ч. 1. С. 236–249.
Основные термины (генерируются автоматически): межхозяйственный анализ, предприятие, сравнительный анализ, межзаводской анализ, плановая экономика, решение, экономическая деятельность.


Задать вопрос