Основой развития промышленности любой страны является машиностроение. Исключительно сырьевая направленность экономической политики последних десятилетий показала свою полную бесперспективность и сейчас как никогда встает вопрос о кардинально ином направлении развития прежде всего промышленности и её основы — машиностроения.
По мнению большинства специалистов, чтобы добиться высоких результатов в стимулировании развития тяжелого машиностроения необходимо [3, стр. 27]:
- преодолеть техническое и технологическое отставание за счет освоения инновационных разработок высокотехнологичного энергоэффективного оборудования и модернизации предприятий тяжелого машиностроения;
- создать налоговые и фискальные послабления в виде «налоговых каникул» и снижения налогового бремени на период с 2020 по 2023 гг.;
- создать нормативно-методическую базу для перехода к практике заключения долгосрочных договоров на поставку продукции тяжелого машиностроения, в том числе на внешние рынки.
Лифтовое оборудование — это неотъемлемая часть любого объекта современной строительной индустрии. С выбором лифтового оборудования сталкиваются как при жилищном строительстве, так и при решении транспортных задач в промышленности. На диаграмме ниже представлено соотношение количества людей в день, в России и в Европе, пользующихся лифтом.
Рис. 1. Количество людей в день, пользующихся лифтом, млрд
В настоящее время большая часть лифтового парка РФ (около 90 %) эксплуатируется непосредственно в жилищном фонде.
По состоянию на начало 2020 г. более половины российского рынка лифтового хозяйства охватывается российскими производителями, хотя с 2017 г. отмечается устойчивое сокращение доли рынка российских производителей.
Рис. 2. Рынок лифтовой отрасли, 2017 г.
Говоря о современных тенденциях развития лифтостроения, можно отметить несколько направлений:
– Энергосбережение и охрана окружающей среды: сейчас широко применяется привод с частотным управлением, обеспечивающий до 30 % экономии электроэнергии.
– Увеличение эффективности использования лифта: перемещение наибольшего количества людей за единицу времени.
– Технологическое совершенствование, в частности, отказ от машинного помещения и экономия пространства. Так, некоторые производители размещают привод (лебедку) внутри шахты, что позволяет экономить объем и получать определенное преимущество при проектировании зданий.
С целью стимулирования производства современного лифтового оборудования предлагаются разнообразные меры и мероприятия, обеспечивающие дополнительную заинтересованность в подобном производстве. Вместе с тем, как нам кажется, не в полной мере здесь используются финансовые рычаги и стимулы, способные обеспечить необходимый экономический интерес.
Так, в частности, для предприятий лифтового производства не предусмотрено стимулирующих налоговых мер. В связи с чем компаниям приходиться нести бремя исчисления, контроля и уплаты множества федеральных и региональных налогов и сборов. Только НДС в размере 20 % [1], налога на прибыль в размере 20 %, при этом 3 % отчисляются в федеральный бюджет, а 17 % — в бюджет региона [2]. Чтобы содержать штат квалицированных бухгалтеров для расчета и контроля всех налогов компаниям, в том числе, необходимо отчислять в бюджет социальные налоги и взносы в общей сумме, приходящейся на 30 %.
Напрашивается вывод о необходимости модернизации системы налогообложения в целом, и в отношении тяжелого машиностроения, в частности.
С этой целью, по нашему мнению, было бы целесообразно следующее:
- Снизить налоговую нагрузку по основным федеральным налогам.
Предлагается снизить НДС до 1 % для компаний, уже присутствующих на рынке, при использовании ими в производстве только отечественных комплектующих, узлов и деталей. Данная мера поможет не только рынку лифтопроизводителей, которые не могут в силу технических и технологических причин полностью отказаться от импортных частей, но и вольется в активно продвигаемую Правительством России систему импортозамещения. Что в свою очередь подтолкнет сопредельные производственные сферы на улучшение качества своего продукта используемых комплектующих и полуфабрикатов.
Предлагается снизить налог на прибыль до 3 % также для уже присутствующих на рынке компаний. Налог будет полностью распределятся в региональный бюджет.
Это неизбежно вызовет интерес у новых компаний-производителей регистрировать организации без привязки к Москве и Санкт-Петербургу, и избегание межбюджетных трансфертов поспособствует ускоренному наполнению региональных бюджетов, которые в свою очередь будут направлены на укреплению экономической привлекательности рассматриваемой отрасли в различных регионах России, из которых последние 10 лет потоком утекает работоспособное население; повысится рождаемость (людям будет проще заводить семью в месте, где они выросли и где нет проблем с рабочими местами).
При осуществлении подобной меры произойдет децентрализация экономики; компании будут рассредоточиваться по всей стране.
- Полностью освободить компании, вступающие на рынок лифтостроения, от налогового бремени до точки выхода на самоокупаемость — «налоговые каникулы».
- Упростить налоговую отчетность для предприятий-производственников (замена массового количества отчетных деклараций до 2 в год).
Перспективы по существу предлагаемых мер очевидны для бизнеса:
– возможность работать и зарабатывать появиться не только на производственных предприятиях по выпуску лифтового оборудования, но и всех соучастных сфер жизни (театры, кино, магазины, автосалоны и проч.);
– поможет расширить рынок машиностроения, усилить конкуренцию, что в конечном итоге повлияет на качество производимой продукции по рынку;
– упрощение процедуры отчетности экономит время на ее составление, и деньги собственников по найму штата профессиональных специалистов.
Данные меры предположительно не будут являться столь очевидными для контролирующих органов и государственного аппарата в целом. Также возможны и злоупотребления вышеописанными привилегиями, поэтому администрирование подобных нововведений — основной камень преткновения в реализации изложенных идей. Возможно, что саморегуляция в данном случае — это один из шагов к либерализации экономики.
Литература:
- Пункт 3, ст. 164, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2017);
- Пункт 1, ст. 284, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2017);
- Монография МинПромТорга России по государственной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» до 2020 года.