Авторы: Удина Елена Николаевна, Тагиева Лилия Богдановна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 25.03.2016

Статья просмотрена: 329 раз

Библиографическое описание:

Удина Е. Н., Тагиева Л. Изучение уровней экологической компетенции детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 714-718.



В статье изложены результаты изучения уровней экологической компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, экологическая компетенция, когнитивный, деятельностный, эмоционально-ценностный компоненты, критерии показатели, уровневые характеристики.

The article covers the results of investigation on the ecological competence levels of high preschoolers.

Постановка проблемы. На современном этапе особое значение имеет наличие у дошкольников экологической компетенции. Это отражено и в Федеральном Государственном образовательном стандарте, требованием которого является формированием у детей дошкольного возраста общей культуры личности, системы научных представлений о планете Земля, как об общем доме людей, об особенностях природы и гуманном к ней отношении, способах безопасного поведения в ней [1].

Актуальность исследования. Проблеме экологической компетенции дошкольников посвящено много педагогических исследований. Такие исследователи, как И. А. Зимняя [5] рассматривала компетенцию как потенциальные психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые выявляются деятельными проявлениями. Д. И. Зверева [3] определяла экологическую компетенцию, как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношения к окружающей природной среде и здоровью». В. А. Зебзеева [4] предполагала, что немаловажным аспектом в формировании экологической компетенции является в первую очередь, воспитание личности, которая будет владеть не только экологическими знаниями, умениями и навыками, но и уважать ценность другого человека, которая способна к проявлению гуманных чувств таких как доброта, отзывчивость, любовь и сострадание. А. Н. Захлебный [3] полагал, что экологическая компетенция — это интеграция знаний о природной окружающей среде, а так же умений экологически грамотно действовать в конкретных жизненных ситуациях. Л. Е. Пистунова [6] под экологической компетенцией понимала интеграцию знаний и умений в области экологии и нравственного отношения к природе, экологически значимых личностных качеств таких, как гуманность, эмпатийность, бережливость, ответственность за результаты своей экологической деятельности.

Исследователи единодушны в том, что компетенция – это интегрированное сочетание знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств; единство теоретических знаний и практической деятельности, имеющая сложный состав: когнитивный аспект, поведенческий аспект, а так же эмоционально-волевая регуляция процесса.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы обеспечил нам основу для изучения уровней экологической компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Цель статьи — осветить результаты изучения экологической компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Организация иметоды исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБДОУ № 90 г. Севастополя в двух группах. В изучении приняло участие 50 детей старшего дошкольного возраста. Методами изучения выступили: индивидуальные беседы с детьми, наблюдение за практической деятельностью, анализ экологических ситуаций, количественная и качественная обработка полученных данных.

Диагностикой уровней экологической компетенции у детей старшего дошкольного возраста выступила адаптированная нами методика Е. В. Гончаровой [2], которая позволила взглянуть на изучаемую проблему с разных точек зрения. Критериями выступили когнитивный, деятельностный и эмоционально ценностный компоненты.

Для изучение когнитивного компонента нами была разработана методика, которая включала в себя серию бесед: «Что такое природа?», целью которой являлось выявление у детей старшего дошкольного возраста представления об объектах, составляющих понятие «природа». Беседа «Кто такие животные» была направлена на выявление знаний у дошкольников о животных основных классов (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные), выявление особенностей их поведения, среды обитания, чем питаются, где и как находят корм. Беседа «Что мы знаем о растениях» предусматривала выявление понимания детьми слова «растение», умение детей различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения. Беседа «Охрана природы — важная задача людей в сохранении природы» имела цель — выявить объем конкретных и обобщенных знаний, детей об охране природы, понимают ли ее необходимость в охране природы. Готовность дошкольников к её охране.

Для изучения деятельностного компонента нами использовалось наблюдения за деятельностью детей по уходу за объектами живой природы, с целью выявления практических умений и навыков, а также навыков бережного ухода за растениями. Для диагностики были подобранны комнатные растения, требующие разных способов ухода (уборка пыли, поливка, рыхление почвы); набор оборудование, необходимой для данного труда и ненужный для него; картинки с изображением трудового оборудование и трудовых действий.

Для изучения эмоционально-ценностного компонента были разработаны экологические ситуации, целью которых было определение эмоционально-ценностного отношения детей к природе. Для диагностики были подобранны картинки, на которых люди обижают животных, ломают ветки деревьев и совершают негуманные поступки по отношению к природе. Ребёнку было предложено рассказать, какие чувства вызывают эти ситуации, какие советы он дал бы этим людям. Детям было предложено полюбоваться растениями в уголке природы, заранее поставив туда одно завядшее растение, и определить, хорошо ли чувствуют себя все растения? Каким из них нужна помощь? Что нужно сделать?

Когнитивный компонент предусматривал наличие развитых познавательных умений, элементарных системных знаний о единстве человека и природы, определение ценности и многообразии всего живого и его связи со средой обитания и его показатели — полнота, обобщённость, доказательность.

Деятельностный (практический) предусматривал наличие практических действия по уходу за объектами живой природы и показатели к нему — умения и навыки.

Эмоционально-ценностный(поведенческий) предусматривал наличие эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, проявление радость при встрече с природой, интерес к ней, способность к волевым устремлениям, удерживанию цели и показатели к нему — осознанность, действенность, направленность поступков.

Нами были проведены беседы с детьми, которые позволили выявить наличие у детей сформированности представлений о природе, знаний об основных признаках живого, умений устанавливать связи между состоянием живых существ со средой обитания и соответствующими условиями, потребностями, а так же владение предметными понятиями (растения, насекомые, звери, рыбы, среда обитания, сезонные изменения и др.) В ходе наблюдение процесса ухода за объектами живой природы, мы анализировали наличие у детей трудовых умений и навыков. Анализ экологических ситуаций, в свою очередь, дал нам возможность определить характер выраженной направленность по отношению к природе, готовность оказать помощь, в случае необходимости, и выявить проявление эмоциональных переживаний у детей в процессе общения с природой. Все эти методы позволили нам произвести количественный и качественный анализ полученных результатов.

Результаты исследования иих анализ. Обобщая результаты характера проявлений экологической компетенции, мы пришли к определенной констатации: изучение уровней когнитивного компонента экологической компетенции показало, что полнота знаний и представлений об объектах живой природы у детей групп А и Б старшего дошкольного возраста носят бессистемный характер, знания сформированы в основном на среднем и низком уровне. Познавательный интерес к природе и экологическим проблемам не всегда устойчив, требует побуждения взрослых. Дошкольники не всегда дифференцируют объекты живой и неживой природы. Выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов природы и группы только с помощью наводящих вопросов взрослого, не умеют объяснить и доказать свой выбор и действия. Многие дети не понимают сущности природных явлений и не умеют их доказать.

Наблюдения за практическими умениями детей во время изучения деятельностного компонента в группах А и Б показал, что алгоритм действий по уходу за объектами природы, а так же трудовые умения и навыки, сформированы слабо, и определяются нами как средний и низкий уровни. Дети действовали только по подсказкам и побуждениям взрослого, не могли самостоятельно определить растение, нуждающиеся в уходе.

Анализ эмоционально-ценностного компонента во время изучения показал, что дети в группах А и Б испытывают затруднения при решении экологических ситуаций. Дети не понимают ценности природы и необходимости гуманного и бережного отношения к ней, не проявляют к объектам природы эмоционально-положительного отношения, проявляют желание оказать посильную помощь лишь после объяснения педагога и его акцента на негативной стороне данного поступка.

В результате количественных подсчётов проведённого нами исследования высокий уровень сформированности экологической компетенции не продемонстрировал никто из детей двух групп; у 1 ребёнка в группе А наблюдался достаточный уровень сформированности экологической компетенции, что составило 4 % от общего количества детей; 15 человек из группы А показали средний уровень, что составляет 60 % от общего количества в данной группе; низкий уровень выявлен у 9 детей группы А, что составляет 36 %. Результаты изучения отражены на рис.1.

Рис. 1. Уровневая экологическая компетенции старших дошкольников группы А

У 2 детей в группе Б выявлен достаточный уровень, что составляет 8 % от общего количества детей группы; у 17 детей выявлен средний уровень, что соответствует 68 % в группе Б; низкий уровень выявлен у 6 детей группы Б, что составляет 24 % соответственно. Полученные данные отражены в уровневых графиках экологической компетенции на рис. 2.

Рис. 2. Уровневая экологическая компетенция старших дошкольников группы Б

Таким образом, мы можем констатировать, что дети из группы А и Б имеют, в целом, средний и низкий уровень экологической компетенции, достаточный уровень по соотношению к общей массе детей незначителен, а высокий уровень сформированности экологической компетенции отсутствует.

Вывод. Полученные экспериментальные данные свидетельствует о недостаточном внимании со стороны педагогов дошкольных учреждений к формированию экологической компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Перспективу дальнейшего исследования видим в использовании подобранного перечня рассказов природоведческого содержания, разработке вопросов по каждому произведению и месте их применения в педагогическом процессе для эффективного формирования экологической компетенции.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] //http://www.rg.ru 2013/11/25/doshk-standart-dok.htm.
  2. Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: ученое пособие / Е. В. Гончарова — СПб.: Нижневарт. г, 2008 г. — 326 с.
  3. Захлебный А. Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания) / А. Н. Захлебный — М.: Знание, 1986.
  4. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие / В. А. Зебзеева — СПб.: Сфера, 2009. с. 228
  5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Зимняя И. А. М: — 2004.
  6. Пистунова Л. Е. Экологическая деятельность как фактор повышения экологической компетентности студента [Текст] / Л. Е. Пистунов / Кемерово, 2005.с. 373–375.
Основные термины (генерируются автоматически): экологической компетенции, старшего дошкольного возраста, детей старшего дошкольного, уровней экологической компетенции, сформированности экологической компетенции, уровень сформированности экологической, детей дошкольного возраста, объектами живой природы, изучения уровней экологической, экологической компетенции дошкольников, дошкольников экологической компетенции, изучения экологической компетенции, общего количества детей, детей группы, формировании экологической компетенции, компонента экологической компетенции, уровень экологической компетенции, проявлений экологической компетенции, формированию экологической компетенции, экологического образования детей.

Ключевые слова

когнитивный, старший дошкольный возраст, экологическая компетенция, деятельностный, эмоционально-ценностный компоненты, критерии показатели, уровневые характеристики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос