Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста как фактор успешного усвоения регионального компонента содержания экологического образования в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 28.01.2017

Статья просмотрена: 1333 раза

Библиографическое описание:

Муллаярова, С. В. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста как фактор успешного усвоения регионального компонента содержания экологического образования в дошкольной образовательной организации / С. В. Муллаярова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 372-374. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38853/ (дата обращения: 16.04.2024).



Дошкольное детство — ответственный период жизни человека, в котором закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому образованию обладает большими возможностями и перспективой, так как происходит формирование экологической культуры человека, так как начало ее становления падает на первые семь лет жизни ребенка. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности. Современные подходы к содержанию экологического образования должны исходить из концепции устойчивого развития, соответствовать новым ценностным ориентациям, следовать принципам взаимоотношений человека и биосферы. Также подходы к содержанию экологического образования должны быть ориентированы на подходы, лежащие в основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. [5, 50]

По мнению Н. М. Мамедова, Л. В. Моисеевой, взаимосвязь таких компонентов экологического образования как научно — познавательного, формирующего интереса, любознательности; ценностного, являющегося ведущим, направленного на раскрытие значимости изучаемых объектов и явлений в жизни природы и человека; нормативного, направленного на освоение экологически оправданных норм поведения, а также практико-деятельностного, являющегося не мене существенным в экологическом образовании выше рассмотренных, именно практическая деятельность и есть результат сформированного отношения к природе и окружающей среде в целом, являются методологической основой современного экологического образования.

Содержание экологического образования детей дошкольного возраста целесообразно рассматривается в системе непрерывного экологического образования и поэтому проведенный анализ исследований Н. М. Мамедова, Л. В. Моисеевой, Н. А. Рыжовой позволяет определить и выделить основополагающие группы принципов отбора содержания экологического образования детей дошкольного возраста: общедидактические (научность, доступность, гуманизация, системность и др.); характерные для экологического образования в целом (прогностичность, деятельности, интеграция, преемственность, регионализм) и специфические (целостность, конструктивизм). Принцип регионализма имеет особое значение в экологическом образовании детей дошкольного возраста, ведь именно содержание образования должно опираться, прежде всего, на объекты ближайшего окружения, на познание особенностей родного края. [3, 110]

Реализация регионального компонента заключается в выборе парциальной программы, отвечающей принципу регионализма. Одним из многочисленных парциальных программ экологического образования (региональных) является программа А. М. Федотовой «Пермский край — мой родной край» в названии, которой заложена главная идея о воспитании начал экологической культуры детей дошкольного возраста на основе знакомства с родным краем, так как экологическое образование неразрывно связано с воспитанием любви к малой родине, а любовь к малой родине — основа воспитания любви к Отечеству. Региональный компонент в парциальной программе А. М. Федотовой «Пермский край — мой родной край» представлен первоначальными знаниями об особенностях географического положения Пермского края, его растительного и животного мира, природных богатств истории и культуры. Программа «Пермский край — мой родной край» сочетает в себе федеральный и региональный аспекты, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере образования. Это позволяет осуществлять единую стратегию в образовательном процессе. [7, 30]

Начиная работу по формированию знаний и представлений у детей дошкольного возраста о родном крае, педагог, как отмечается такими исследователями как Н. Ф. Виноградовой, С. А. Веретенниковой, А. М. Федотовой, С. А. Козловой и др. останавливается на содержании и отборе материала, объектов для ознакомления с ними детей с учетом возрастных особенностей. Важным при этом является отбор материала характерного для конкретной местности, также необходимо подчеркнуть связь родного края со страной в целом, находить в родном крае отражение типичных и характерных черт для всей страны. [4, 8]

Организация образовательного процесса через реализацию парциальных программ (региональных) должно быть обосновано возрастными и психофизиологическими особенностями детей. Так как важно самим педагогам понимать тот факт, что детям дошкольного возраста проще воспринимать те явления и события, которые их окружают, с которыми можно практически работать, наблюдать, осязать и т. д.

Старшие дошкольники уже много знают и умеют, у них проявляется интерес к проблемам, выходящим за пределы образовательной программы детского сада и личного опыта, их интересую события прошлого и настоящего, жизнь разных народов, животный и растительный мир разных стран; осваивает окружающий мир на предметно-деятельностной и эмоционально-чувственной основе. Непосредственное эмоциональное отношение к окружающей природе способствует воспитанию у детей многих положительных качеств личности, таких как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность. [6, 166]

Содержание научных знаний о природе, по мнению Я. А. Коменского, должно быть доступным пониманию детей, то есть наиболее простым по содержанию, конкретным, неразрывно связанным с жизнью, опытом, играми детей. Знакомить детей с природой надо начинать с самых простых вещей, окружающих ребенка, то есть на примере родного края. [2, 12]

Дети 6–7 лет способны рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения тем или иным явлениям. По мнению К. Д. Ушинского роль природного окружения способствуют развитию образного и логического мышления, формируют такие качества ума, как наблюдательность, любознательность (интерес к родному краю, к экологическим проблемам города, края, особенностям климатических условий особенностям животного и растительного мира). [Там же, 58]

В экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста на примере реализации регионального компонента содержания экологического образования, подводят к пониманию того, что разнообразный растительный и животный мир является частью экосистемы на земле; пониманию отношения себя как жителя планеты Земля, от которого во многом зависит судьба всего живого. Результатом работы является становление отношений ребенка с другими детьми, взрослыми, с окружающей природой, идет процесс его социализации. Формируется внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям, возрастает осознание своего «я» и значение своих поступков. У старшего дошкольника появляется круг элементарных обязанностей, он способен уже самостоятельно выполнять ряд указаний взрослых, возникает необходимость почувствовать признание окружающих. С этих позиций крайне важно рассмотреть экологические аспекты этого процесса, сформировать у ребенка именно в этом возрасте основы экологической безопасности, экологически грамотного поведения в быту и в природе, умение прогнозировать последствия своих поступков по отношению к природе, к себе самому и людям.

Выше изложенные теоретические аспекты реализации регионального компонента содержания экологического образования в дошкольных образовательных организациях (подходы и принципы отбора содержания образования, взаимосвязь компонентов содержания экологического образования); проведенный краткий анализ парциальной программы «Пермский край — мой родной край» А. М. Федотовой, выделив основные психофизиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста можно сделать вывод о том, что ребенку старшего дошкольного возраста проще воспринимать те явления, предметы, события, которые их окружают, с которыми можно практически работать, наблюдать, осязать и т. д., так как именно в В опытно — экспериментальной и практической деятельности развивается экологическое мышление, что является основой экологически правильного поведения в природе; умения анализировать наблюдения, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; знаний о путях преодоления нарушения баланса в экосистеме и происходит формирование экологической культуры личности.

Литература:

  1. Волкова И. В. Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений // Справочник старшего воспитателя, 2012. — № 7. — С. 44–50.
  2. Газина О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] / О. М. Газина, В. Г. Фокина. — М.: МПГУ, 2013. — 254 с.
  3. Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. — Издательство Нижневаторского государственного гуманитарного университета, 2010. — 330 с.
  4. Греханкина Л. Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика, 2011. — № 6. — С. 4–11.
  5. Зебзеева В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования // Педагогика: традиции и инновации. Материалы II международной научной конференции. — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 50–52.
  6. Федотова А. М. Пермский край — мой родной край: Пособие по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. — Пермь: Книжный мир, 2001. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, родной край, дошкольный возраст, Пермский край, экологическое образование детей, мой родной край, ребенок, животный мир, малая родина, образовательный процесс.


Похожие статьи

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви.

Место регионального компонента в формировании экологической...

Рассматривается разность понятий «экологическое воспитание» и «экологическая культура», метод моделирования в решении задачпо формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образование, познавательная деятельность...

Тенденции познавательного развития детей старшего...

родной край, старший дошкольный возраст, ребенок, познавательное развитие детей, познавательное развитие, природа, ознакомление, этап, народный календарь, малая родина.

О региональном компоненте содержания дошкольного...

родной край, дошкольный возраст, воспитательно-образовательная работа, море, морская тематика, Магаданская область, Северо-восточный регион России, дошкольное образование, Чукотка, магадан.

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

К старшему дошкольному возрасту у детей могут быть сформированы достаточно полные представления о Родине, гражданских правах, способны оценить действия и поступки окружающих с позиции гражданственности. Дошкольное образовательное учреждение как...

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

 экология родного края

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы.

Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви.

Место регионального компонента в формировании экологической...

Рассматривается разность понятий «экологическое воспитание» и «экологическая культура», метод моделирования в решении задачпо формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образование, познавательная деятельность...

Тенденции познавательного развития детей старшего...

родной край, старший дошкольный возраст, ребенок, познавательное развитие детей, познавательное развитие, природа, ознакомление, этап, народный календарь, малая родина.

О региональном компоненте содержания дошкольного...

родной край, дошкольный возраст, воспитательно-образовательная работа, море, морская тематика, Магаданская область, Северо-восточный регион России, дошкольное образование, Чукотка, магадан.

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

К старшему дошкольному возрасту у детей могут быть сформированы достаточно полные представления о Родине, гражданских правах, способны оценить действия и поступки окружающих с позиции гражданственности. Дошкольное образовательное учреждение как...

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

 экология родного края

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы.

Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Похожие статьи

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви.

Место регионального компонента в формировании экологической...

Рассматривается разность понятий «экологическое воспитание» и «экологическая культура», метод моделирования в решении задачпо формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образование, познавательная деятельность...

Тенденции познавательного развития детей старшего...

родной край, старший дошкольный возраст, ребенок, познавательное развитие детей, познавательное развитие, природа, ознакомление, этап, народный календарь, малая родина.

О региональном компоненте содержания дошкольного...

родной край, дошкольный возраст, воспитательно-образовательная работа, море, морская тематика, Магаданская область, Северо-восточный регион России, дошкольное образование, Чукотка, магадан.

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

К старшему дошкольному возрасту у детей могут быть сформированы достаточно полные представления о Родине, гражданских правах, способны оценить действия и поступки окружающих с позиции гражданственности. Дошкольное образовательное учреждение как...

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

 экология родного края

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы.

Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви.

Место регионального компонента в формировании экологической...

Рассматривается разность понятий «экологическое воспитание» и «экологическая культура», метод моделирования в решении задачпо формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образование, познавательная деятельность...

Тенденции познавательного развития детей старшего...

родной край, старший дошкольный возраст, ребенок, познавательное развитие детей, познавательное развитие, природа, ознакомление, этап, народный календарь, малая родина.

О региональном компоненте содержания дошкольного...

родной край, дошкольный возраст, воспитательно-образовательная работа, море, морская тематика, Магаданская область, Северо-восточный регион России, дошкольное образование, Чукотка, магадан.

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

К старшему дошкольному возрасту у детей могут быть сформированы достаточно полные представления о Родине, гражданских правах, способны оценить действия и поступки окружающих с позиции гражданственности. Дошкольное образовательное учреждение как...

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

 экология родного края

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы.

Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Задать вопрос