Авторы: Питерцева Юлия Викторовна, Удина Елена Николаевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 25.07.2016

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Питерцева Ю. В., Удина Е. Н. Изучение уровней краеведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 497-500.



В статье изложены результаты изучения уровней краеведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, краеведческая компетенция, когнитивный, деятельностно-поведенческий, эмоциональный компоненты, критерии, показатели, уровневые характеристики

The article covers the results of investigation on the local history competence levels of high preschoolers.

На современном этапе особое значение имеет наличие у дошкольников краеведческой компетенции. Это отражено и в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, требованием которого является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей, объединение обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно–нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе привил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества [1].

Актуальность исследования.

О необходимости использования краеведческого материала в обучении и воспитании писали Я. А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, А. Дистервег. В России эту идею развивали К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский, а также А. С. Барков, В. Н. Буданов, В. К. Кондаков, Н. И. Новиков, Д. Д. Семёнов, Д. С. Лихачев и многие другие.

В настоящее время к проблеме формирования краеведческой компетенции значительно возрос интерес, о чем свидетельствует ряд диссертационных исследований, раскрывающих разные аспекты нового направления — эколого-краеведческого образования, это работы О. Ю. Бабайцевой, Н. В. Гусаковой, Г. Н. Ищук, П. В. Станкевич, О. Н. Шитиковой, Погореловой Я. О., С. А. Шемшуриной и др.

Так С. А. Шемшурина рассматривала краеведческую компетенцию, как совокупность знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для продуктивной познавательно-краеведческой деятельности, проявляющуюся в осознании ценностей родного края [4].

По мнению А. И. Алейник, краеведческая компетенция — это погружение ребенка во всестороннее изучение им родного края, усвоение краеведческого материала, природоведческого, социального, этнокультурного содержания и выражение к нему эмоционально–ценностного отношения [2].

Исследователи едины во мнении о том, что краеведческая компетенция это знания, умения и навыки краеведческого содержания, усвоенные и применяемые ребенком в его деятельности и выражающиеся в эмоционально ценностной оценке. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы обеспечило нам возможность выделить в краеведческой компетенции старших дошкольников когнитивный, деятельностный, эмоциональный компоненты.

Цель статьиосветить результаты изучения краеведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Организация иметоды исследования. Экспериментальное изучение проводилось на базе ГБДОУ «Детский сад № 70» (2 группы тершего дошкольного возраста – в дальнейшем именуется как группа А) и ГБДОУ «Детский сад № 90» (2 группы старшего дошкольного возраста – группа Б) в г. Севастополе. Всего в изучении приняли участие 100 детей. Методами изучения выступили: индивидуальные беседы с детьми, трудовые поручения, наблюдение за соблюдением правил поведения в природе, на улице, в детском саду, а также во время образовательной деятельности и в повседневной жизни, количественная и качественная обработка данных.

Диагностикой уровней краеведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста выступила адаптированная нами методика, разработанная авторским коллективом Т. С. Комаровой, О. А. Соломепниковой [3]. Данная методика позволила взглянуть на изучаемую проблему с разных точек зрения. Критериями выступили когнитивный, деятельностный и эмоциональный компоненты.

Для изучения когнитивного компонента нами была разработана методика, которая включала в себя беседы: «Мой Родной край», «Моя страна, моя история». Целью первой беседы являлось изучение знаний представлений детей о крае, в котором живет ребенок, его природе, географическом положении, жителях (народах Крыма). Целью второй беседы было изучение знаний и представлений о стране и городе, в котором живет ребенок, его символике, истории.

Для изучения деятельностного компонента использовалось наблюдение за выполнениями поручений и соблюдением правил поведения, с целью выявления умения проявлять краеведческую компетенцию в повседневной жизни. Для диагностики были подобраны посильные трудовые поручения на игровой площадке, в группе и на огороде и предоставлено необходимое оборудование. Также проводилось наблюдение за поведением детей на природе, улице и в детском саду.

Для изучения эмоционального компонента проводились беседы «Мой Родной край», «Моя страна, моя история», занятия «Я – Крымчанин», «Мой город», наблюдение за деятельностью детей во время занятий, бесед и в повседневной жизни. Целью было изучение интереса и эмоциональной реакции детей на информацию о родном крае.

Когнитивный компонент предусматривал наличие элементарных краеведческих знаний и представлений о природе, географическом положении, истории родного края, его символике. Его показатели: полнота, обобщенность, доказательность знаний и представлений.

Деятельностный компонент предусматривал деятельностно-поведенческие проявления краеведческих знаний, его показателями были сформированы умения и навыки детей.

Эмоциональный компонент предусматривал наличие положительного эмоционального отношения к родному краю. Показателями были проявление эмоций, эмпатии.

Результаты исследования иих анализ.

Обобщая результаты характера проявлений краеведческой компетенции, мы пришли к определенной констатации: полнота знаний и представлений о природе, географическом положении, истории родного края, его символике у детей групп А и Б старшего дошкольного возраста носят бессистемный, поверхностный характер, сформированы на среднем и низких уровнях. Познавательный интерес не всегда устойчив и требует побуждения взрослого. Дошкольники не всегда различают названия объектов природы, не ориентируются в названиях географических единиц, государственной символике, народах, проживающих в родном крае.

Наблюдение за деятельностно-поведенческими проявлениями детей во время изучения деятельностного компонента в группах А и Б показало, что трудовые умения и навыки сформированы слабо, и проявляются на среднем и низком уровнях. Дети не всегда соблюдали правила поведения в природе, в детском саду. Так можно было наблюдать, как дети давили насекомых, ломали ветки и рвали цветы на участке детского сада, а в группе небрежно относились к игрушкам и оборудованию.

Анализ эмоционального компонента во время изучения показал, что дети в обеих группах не проявляли бурных эмоциональных реакций, чувства гордости, восхищения красотой природы родного края, у детей слабо развито чувство эмпатии к людям, совершившим подвиги в годы войны и в мирное время.

В результате, мы можем констатировать, что высокий уровень краеведческой компетенции не продемонстрировал ни один ребенок из группы А. Достаточный уровень наблюдался у 6 детей, что составило 12 % от общего количества детей, средний уровень наблюдался у 24 детей, что составило 48 %, низкий уровень показали 20 детей, что составило 40 %. Результаты изучения отражены на рис. 1.

Рис. 1. Уровневая краеведческая компетенция старших дошкольников группы А

В группе Б 2 ребенка продемонстрировали высокий уровень, что составило 4 % от общего количества детей, достаточный уровень наблюдался у 7 детей, что составило 14 %, средний уровень проявили 25 детей, что составило 50 %, и 16 детей показали уровень низкий, что составило 32 %. Результаты изучения отражены на рис. 2.

Рис. 2. Уровневая краеведческая компетенция старших дошкольников группы Б

Таким образом, дети из группы А и Б продемонстрировали, в целом, средний и низкий уровни краеведческой компетенции, достаточный уровень по отношению к общей массе очень мал, а высокий уровень краеведческой компетенции присутствует в незначительном количестве.

Вывод. Полученныеэкспериментальные данныесвидетельствует о недостаточном внимании со стороны педагогов дошкольных учреждений к формированию краеведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Перспективу дальнейшего исследования видим в использовании краеведческого проекта для формирования краеведческой компетенции.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //http://www.rg.ru.2013/11/25/doshk-standart-dok.htm
  2. Алейник А. И. Развитие познавательного интереса младших школьников в образовательном процессе на основе краеведческого материала [Электронный ресурс] / А. И. Алейник // Белгородский институт развития образования. — Режим доступа: http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op11/apo_11/nach11.asp
  3. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под редакцией Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. — М: Мозаика-синтез, 2011. — 96 с.
  4. Шемшурина С. А. Формирование краеведческой компетенции подростков в дополнительном образовании: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Шемшурина Светлана Анатольевна. – Шадринск, 2011. – 7 с.
Основные термины (генерируются автоматически): краеведческой компетенции, старшего дошкольного возраста, детей старшего дошкольного, уровней краеведческой компетенции, родного края, краеведческая компетенция, уровень краеведческой компетенции, формирования краеведческой компетенции, краеведческой компетенции детей, общего количества детей, высокий уровень краеведческой, дошкольников краеведческой компетенции, изучения деятельностного компонента, старших дошкольников, эмоциональный компоненты, изучения краеведческой компетенции, детском саду, компетенция старших дошкольников, географическом положении, краеведческой компетенции старших.

Ключевые слова

критерии, показатели, когнитивный, старший дошкольный возраст, краеведческая компетенция, деятельностно-поведенческий, эмоциональный компоненты, уровневые характеристики

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос