Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 26.12.2016

Статья просмотрена: 160 раз

Библиографическое описание:

Позднякова А. А. Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 59-62. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/49/1783/ (дата обращения: 15.08.2018).



В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, перечислены основные структурные элементы исследовательской деятельности дошкольников.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, экологическая компетентность, формирование, воспитание, исследовательская деятельность

Актуальность проблемы. Говоря об исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, мы всегда имеем в виду активность ребенка, направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островок» исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). Рассмотрим более подробно характеристику этапов процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиций личностного развития ребенка [1, с. 7].

Первый этап характеризуется проявлением любопытства. А. Н. Леонтьев отметил, что ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности». Ребенок — дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои психические функции, активно обследует свое окружение, сам ищет впечатления, необходимые ему как «питательный материал» для развития. Жизнь в дошкольном детстве, по мысли М. Монтессори, соответствует состоянию «психического эмбриона», а ребенок в этот период подобен «сухой губке», впитывающей влагу.

Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности. Как отмечала Н. Г. Морозова [2, с. 9] «…на этапе раннего и дошкольного детства любознательность необходима и может быть достаточна для широкого ознакомления с окружающим предметным миром». Содержание активности ребенка, по мнению А. К. Дусавицкого, с возрастом меняется, оно становится более целенаправленным и углубленным, меняется характер дошкольника, его отношение к действительности.

Основное значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей, если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления.

Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Г. В. Пантюхин, Н. Н. Поддъяков и др.). На первоначальном этапе своего развития исследовательская деятельность ребенка характеризуется направленностью на особенности предметов, на выбор (поиск) предметов с заданными свойствами. Наблюдаются практические действия — ориентировочно-исследовательские.

Четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя разные (приобретенные) способы действий, ребенок начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат, достижение которого приводит к тому, что он получает удовлетворение, в результате чего потребности становятся «ненасыщенными». У ребенка формируется механизм вероятностного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности. Именно в этот период, как отмечает Н. С. Пантина, главное противоречие в деятельности ребенка состоит в том, чтобы оторваться от ситуации, от старого стереотипа выполнения действия и учесть новые условия решения исследовательской деятельности: у ребенка развивается способность к обобщению явлений окружающей действительности и способность к преодолению трудностей.

Следующий этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический. Ребенок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому, что ему «это очень интересно». Познавательная направленность ребенка позволяет ему черпать различные сведения из окружающей действительности о тех или иных явлениях действительности, с которыми он сталкивается на каждом шагу. Однако, знания, которые получает ребенок таким путем, усваиваются хуже, чем не в логике науки [2, с. 25].

Говоря о научной логике познания в дошкольном возрасте, мы имеем в виду: овладением ребенком не только способностью выявлять особенности предметов, но и приобретения умения их сопоставлять, устанавливать сходства и различия, связи между ними, осуществлять многосторонний анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений и пр. Для того чтобы эти знания привести в соответствии с научной логикой познания, необходимо осуществлять целенаправленный и педагогически-организованный процесс.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания — не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

В сознании ребёнка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельность.

Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему природному миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений [3, с. 17].

Любой ребенок, как уже отмечалось, вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; понаблюдать за рыбками в аквариуме; изучать поведение синички за окном; проводить опыты с разными предметами; разбирать игрушки, изучая их устройство.

В рамках проектной деятельности с детьми должны иметь место следующие мероприятия: создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки.); проведение циклов познавательных, эвристических бесед. Важно выстроить взаимодействие с детьми так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность. Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, воспитателю важно придерживаться следующей последовательности этапов исследования:

 актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;

 обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;

 опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;

 предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

Для каждого конкретного исследовательского взаимодействия нужен привлекательный отправной момент — какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.

Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребенка с взрослым (воспитателем, преподавателем, родителями) и другими детьми в группе. Показатели такого диалога — простота общения, демократичность отношений.

Основа проблемного обучения — вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом — сходства. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей [4, с. 374].

В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте. Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в теплый и холодный период. Особое внимание уделяется теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Важно — закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] //http: // www.rg.ru 2013/11/25/doshk-standart-dok.htm.
  2. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие / В. А. Зебзеева — СПб.: Сфера, 2009. — с. 280.
  3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Зимняя И. А. М: — 2004. — с. 220.
  4. Пистунова Л. Е. Экологическая деятельность как фактор повышения экологической компетентности студента [Текст] / Л. Е. Пистунов / Кемерово, 2005. — С. 373–375.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, исследовательская деятельность, дошкольный возраст, окружающий мир, дошкольное детство, предмет, совместная деятельность, экологическая компетентность, научная логика познания, особенность предметов.

Похожие статьи

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

познавательно-исследовательская деятельность, ребенок, окружающий мир, дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, родитель, педагог, опытно-экспериментальная деятельность...

Организация исследовательской деятельности детей...

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме...

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

ребенок, дошкольный возраст, окружающий мир, эксперимент, использование метода экспериментирования, пространственная среда, проведение игр, познавательная деятельность... Развитие познавательной активности детей старшего...

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего...

ребенок, старший дошкольник, учебно-познавательная деятельность, старший дошкольный возраст, умение, взрослый, шестилетний ребенок, когнитивная компетентность, исследовательская деятельность, возрастной этап.

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

ребенок, дошкольный возраст, детское экспериментирование, ребенок среднего, познавательная активность, опыт, познавательная активность детей, развитие, окружающий мир, вод. Организация проектной деятельности как средство развития...

Формирование ключевых компетенций дошкольников

В индивидуально-дифференцированной модели развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения образование понимается как совместная деятельность педагога, ребёнка и семьи...

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

Организация исследовательской деятельности детей... детское экспериментирование, ребенок, исследовательская деятельность, материал, место, игра, окружающий мир, исследовательская работа, дошкольный возраст, работа.

Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

ребенок, дошкольный возраст, окружающий мир, эксперимент, использование метода экспериментирования, пространственная среда, проведение игр, познавательная деятельность, деятельность экспериментирования...

Развитие познавательной активности дошкольника при...

дошкольный возраст, ребенок, окружающий мир, познавательная деятельность, знание, познавательная активность, когнитивная сфера, предмет, старший дошкольный возраст, умственное развитие.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

познавательно-исследовательская деятельность, ребенок, окружающий мир, дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, родитель, педагог, опытно-экспериментальная деятельность...

Организация исследовательской деятельности детей...

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме...

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

ребенок, дошкольный возраст, окружающий мир, эксперимент, использование метода экспериментирования, пространственная среда, проведение игр, познавательная деятельность... Развитие познавательной активности детей старшего...

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего...

ребенок, старший дошкольник, учебно-познавательная деятельность, старший дошкольный возраст, умение, взрослый, шестилетний ребенок, когнитивная компетентность, исследовательская деятельность, возрастной этап.

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

ребенок, дошкольный возраст, детское экспериментирование, ребенок среднего, познавательная активность, опыт, познавательная активность детей, развитие, окружающий мир, вод. Организация проектной деятельности как средство развития...

Формирование ключевых компетенций дошкольников

В индивидуально-дифференцированной модели развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения образование понимается как совместная деятельность педагога, ребёнка и семьи...

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

Организация исследовательской деятельности детей... детское экспериментирование, ребенок, исследовательская деятельность, материал, место, игра, окружающий мир, исследовательская работа, дошкольный возраст, работа.

Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

ребенок, дошкольный возраст, окружающий мир, эксперимент, использование метода экспериментирования, пространственная среда, проведение игр, познавательная деятельность, деятельность экспериментирования...

Развитие познавательной активности дошкольника при...

дошкольный возраст, ребенок, окружающий мир, познавательная деятельность, знание, познавательная активность, когнитивная сфера, предмет, старший дошкольный возраст, умственное развитие.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос