В статье рассмотрена структура управленческого персонала общеобразовательных организациях Российской Федерации. Проведен социально-демографический анализ состояния управленческого персонала общеобразовательных организаций. Даны рекомендации по совершенствованию системы развития управленческого персонала общеобразовательных организаций.
Ключевые слова: система образования, общеобразовательная организация, управленческий персонал, социально-демографический портрет, система развития управленческого персонала.
Система общего образования — одна из ключевых сфер государственной политики, целью которой является обеспечение доступности и качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Данный вектор государственной политики отражен в стратегических документах: Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартах и других документах, в том числе, в утвержденной Правительством Российской Федерации Государственной программе «Развитие образования» на 2013–2020 годы, направленной на формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития России [1, 4].
Важно отметить и поставленную Президентом Российской Федерации В. В. Путиным на заседании Государственного Совета по вопросам общего образования цель ближайшего десятилетия — сделать российскую школу одной из лучших в мире, сформировать современную образовательную среду с системой дополнительного образования, в том числе, для детей с ограниченными возможностями здоровья, организовать взаимодействие предпринимательской среды со школами. Все это предъявляет принципиально новые требования к управленческому персоналу общеобразовательных организаций, так как именно от их уровня профессиональной подготовки, профессионально-личностных качеств во многом будет зависеть эффективность как самой организации, так и проводимых модернизационных изменений в социально-экономической сфере.
Рассмотрим современный социально-демографический портрет управленческого персонала общеобразовательных организаций Российской Федерации всех форм собственности (государственной, муниципальной, частной) согласно официальной базы данных по России и странам-участницам Международного исследования по вопросам преподавания и обучения «TALIS» (Teaching and Learning International Survey).
На основе официальных данных Министерства образования и науки РФ на начало 2014–2015 уч. года в России количество управленческого персонала общеобразовательных организаций составило 140 380 человек (42887 директоров и 97493 заместителей директора). Большая часть руководителей работают в образовательных организациях Центрального и Приволжского федеральных округов, меньшая — в Крымском и Дальневосточном федеральных округах (рис. 1).
Рис. 1. Распределение управленческого персонала общеобразовательных организаций РФ, чел.
В образовательных организациях Российской Федерации, расположенных в городских поселениях, работают 57 % руководителей, в сельской местности — 43 %. Преобладающая доля руководителей (98 %) управляют государственными общеобразовательными организациями и лишь 2 % — частными. Низкая доля частных общеобразовательных организаций свидетельствует о том, что система общего образования, по-прежнему, не востребована бизнесом, а потому роль государства в развитии данного сектора экономики остается неизменно высокой.
Управленческий персонал общеобразовательных организаций преимущественно представлен женщинами-руководителями (83,94 % — 117840 чел.) (рис. 6). Максимальная доля женщин-руководителей в Крымском (89,8 %) и Уральском (89,6 %) федеральных округах, минимальное значение показателя — в Северо-Кавказском федеральном округе (67,2 %).
Рис. 2. Распределение управленческого персонала общеобразовательных организаций РФ по гендерному признаку, (%)
Доля женщин-руководителей в России существенно выше, чем в зарубежных образовательных организациях, где по результатам Международного исследования по вопросам преподавания и обучения» TALIS (Teaching and Learning International Survey) руководителей-женщин в среднем — 49,8 %. Например, в Японии доля женщин составляет только 6 %, в Южной Корее — 13,3 %, в Австралии — 38,6 %, в Финляндии — 40,6 %. Это свидетельствует о том, что в России социальный лифт для женщин-руководителей общеобразовательных организаций работает эффективнее.
Средний возраст управленческого персонала общеобразовательных организаций в России, также как и в Израиле, Сербии, Испании, Польше — 49 лет. Данный показатель ниже среднего по странам-участницам международного исследования TALIS (52 года), при этом в ряде стран средний возраст руководителей приближается к 60 годам (в Корее — 59 лет, в Италии и Японии — 57 лет).
Доля молодых управленцев до 35 лет в отечественной системе общего образования не высока и составляет не более 10 % (рис. 3). Это обусловлено, во-первых, необходимостью формирования актуального уровня управленческой компетентности, что требует определенных временных затрат. А в ряде территорий Дальневосточного и Северо-Западного федеральных округов — свидетельство ненадлежащей, несистемной работы с кадровым резервом руководителей: например, в Магаданской области — 56 % руководителей-пенсионеров, а доля молодых управленцев составляет — 5 %; в Сахалинской области — 49 % руководителей пенсионного возраста, а молодых кадрах — 8 %; в республике Карелия — 45 % пенсионного возраста, а молодых кадров — 7 %.
Рис. 3 Соотношение управленческого персонала общеобразовательных организаций до 35 лет к руководителям пенсионного возраста, (%)
В России в среднем сохраняется высокая доля руководителей образовательных организаций пенсионного возраста. В системе общего образования их доля составляет 23,83 %, что объясняется востребованностью учредителей в руководителях, подтвердивших на протяжении многих лет эффективный менеджмент, нежеланием части руководителей пенсионного возраста снижать уровень материального и социального положения в связи с выходом на пенсию, а также отсутствием системной работы по развитию управленческого персонала.
Современный руководитель общеобразовательной организации, как правило, имеет большой управленческий стаж работы более 20 лет — 66,54 % руководителей, от 10 до 20 лет — 21,40 %, начинающих свой управленческий путь руководителей со стажем до 5 лет — 5,66 % (таблица 1).
Таблица 1
Распределение управленческого персонала общеобразовательных организаций РФ по стажу
Руководители общеобразовательных организаций |
Всего |
Стаж работы |
||||
Менее 2 лет |
От 2 до 5 лет |
От 5 до 10 лет |
От 10 до 20 лет |
От 20 лет иболее |
||
Всего (чел.) |
140380 |
2742 |
5213 |
8968 |
30046 |
93411 |
Всего (%) |
100 |
1,95 |
3,71 |
6,39 |
21,40 |
66,54 |
Распределение управленческого персонала общеобразовательных организаций по стажу еще раз подтверждает востребованность учредителей в руководителях с большим управленческим опытом работы и говорит о низком уровне текучести управленческого персонала, что имеет как положительные (высокий уровень управленческой компетентности), так и отрицательные последствия (например, профессиональное выгорание).
Большинство руководителей отечественных общеобразовательных организаций (93,7 %) с высшим профессиональным образованием, при этом 83,85 % руководителей имеют высшее педагогическое образование. Высокий показатель наличия педагогического образования позволяет руководителю квалифицированно управлять педагогическим процессом.
Исследование выявило у 6,93 % руководителей российских общеобразовательных организаций отсутствие высшего образования, что противоречит требованиям Единого квалификационного справочника и Профессионального стандарта руководителя образовательной организации (рис. 4). В частности, 8180 руководителей (5,83 %) имеют только среднее профессиональное образование, из которых 5470 (66,88 %) не педагогическое; 496 руководителей (0,35 %) начальное профессиональное образование; 908 руководителей (0,65 %) общее среднее образование.
Рис. 4. Распределение управленческого персонала общеобразовательных организаций РФ по наличию /отсутствию высшего образования, (%)
Максимальная доля руководителей общеобразовательных организаций, не имеющих высшего образования, — в Южном (8,3 %), Дальневосточном и Сибирском (по 8,2 %) федеральных округах, минимальное значение показателя — в Крымском (2,6 %) и Приволжском (5,5 %) федеральных округах (рис. 4). Наиболее эффективно проводится кадровая политика по приведению в соответствие требованиям к уровню образования, предъявляемым руководителям общеобразовательных организаций — в Тюменской области (99,4 % руководителей с высшим образованием), Чувашской республике (1,1 %), Ленинградской области (1,2 %), Москве (1,4 %), Оренбургской области (4,8 %).
В ряде территорий доля руководителей, не имеющих высшего образования, значительно превышает среднероссийское значение: например, в Ненецком автономном округе не соответствуют государственным требованиям по уровню образования 23,76 % руководителей, в Чеченской республике — 18,97 %, Тверской области — 17 %, Забайкальском крае — 13,7 %, Чукотском автономном округе — 13,68 %, Приморском крае — 13,07 %, в Оренбургской области — 4,8 %.
Программу менеджерского образования до назначения на управленческую должность освоили только 6,45 % российских руководителей, в то время как в странах-участницах TILS в среднем — 26,48 %. То есть, педагогическому лидерству и в России, и в странах-участницах TILS учат недостаточно. Отметим, что доля российских руководителей, прошедших такую подготовку, существенно ниже, чем у зарубежных коллег. Это означает, что большое число отечественных руководителей приходят работать в образовательную организацию, не обладая необходимой менеджерской подготовкой, и учатся уже «на марше». Заметим, что подготовку по управлению образовательной организацией до вступления в должность проходят, например, в США — 68,5 % будущих руководителей, в Сингапуре — 65 %, в Японии и Корее — 50 %, в Англии — 39,2 %, в Канаде — 38,5 %.
Таким образом, в ходе проведенного исследования установлен типичный портрет управленческого персонала общеобразовательной организации — это, как правило, женщина 49 лет, с высшим педагогическим образованием и управленческим стажем от 10 лет и больше. В силу своего значительного опыта руководители образовательных организаций способны решать тактические задачи, которые ставят перед ними вышестоящие органы (а особенно — ставили перед ними 20 лет назад), но самостоятельно ставить задачи на будущее многие из них затрудняются. Как отмечено в эссе директора муниципальной общеобразовательной организации Оренбургской области: «Большинство директоров сегодня, все-таки, живет в ценностях и представлениях 80-х годов» [3].
По-прежнему остается не решенным в образовательных организациях вопрос организации системной работы с кадровым резервом, одним из решений которого является организация конкурса среди резервистов на должность руководителя по разработанным критериям Профессионального стандарта руководителя. При этом, формы работы с кадровым резервом каждая организация выбирает сама, исходя из целей, ресурсов и прочего. Наиболее распространенными формами организации работы с кадровым резервом являются индивидуальная подготовка под руководством наставника, стажировка, повышение квалификации в зависимости от планируемой должности и квалификационных требований. Считаем необходимым продолжить работу по исследованию данной проблемы с целью совершенствования системы развития управленческого персонала общеобразовательных организаций как ключевого субъекта в реализации модернизационных изменений в сфере образования и экономики России в целом.
Литература:
- Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 792-р.
- Кибанов, А. Я. Управление персоналом: Учебник [Текст] / А. Я. Кибанов, Л. В. Ивановская, Е. А. Митрофанова. — М.: Изд-во ИЦ РИОР, 2010. — 288 с.
- Тарасенко, В. В. Работа с кадровым резервом как современная проблема управления персоналом образовательной организации // Интернет-журнал «Науковедение», 2015 Том 7 № 4 [Электронный ресурс] — М.: Науковедение, 2015. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/71EVN415.pdf, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».