В статье рассмотрены основные социально-демографические критерии развития сельских территорий и качественные показатели уровня жизни населения на примере Тюменской области.
Ключевые слова: аграрная политика, регионы, сельские территории, качество жизни, население, социальные критерии.
Экономическая политика социально ориентированного государства призвана обеспечить базовые рамочные условия высоких темпов роста валового внутреннего продукта, благоприятный климат во всех сферах предпринимательской деятельности, мотивацию территориям в оптимальном и эффективном использовании естественных конкурентных преимуществ, в углублении территориально-отраслевой специализации и кооперации. Выработка такой экономической модели является фундаментом роста качества жизни, удовлетворение материальных и культурных потребностей городского и сельского населения, основа гармонизации интересов субъектов Федерации. [5]
Тюменская область — регион с суровыми природно-климатическими условиями. 90 % его территории отнесено к районам Крайнего Севера и только 3 % занимают сельскохозяйственные угодья. Экономика Тюменской области имеет многоотраслевую структуру. В составе валового регионального продукта наибольший удельный вес занимают промышленность, транспорт, торговля, сельское хозяйство. Сельским хозяйством занимаются в основном на юге области. Но АПК области является одним из ключевых направлений экономики, так как оказывает решающее влияние на уровень продовольственного обеспечения и благосостояние населения. [4]
В регионах, где сельское хозяйство занимает значительный удельный вес в структуре производства и доходах населения, состояние отрасли, условия жизни селян и устойчивость развития сельских территорий в значительной мере определяется не только производственными факторами, но и факторами социальными.
Социальные критерии (индикаторы) развития общества являются одной из многочисленных по объему групп и призваны отразить уровень жизни населения. Для анализа рассчитывают целый ряд статистических показателей (социально-демографические, показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности) и другие. Данная группа индикаторов отражает в большей степени количественную сторону изучаемой категории. Для качественной характеристики условий жизни населения необходимо использовать показатели социальной статистики, дающие представление о качестве жизни. К их числу относятся показатели демографической статистики, качества и структуры потребляемых продуктов питания, состояние сферы образования и культуры, комфортабельность жилья и другие. [3]
Первый критерий отражает социально-демографические изменения населения области. Для этого необходимо определить численность различных групп и категорий населения. В состав Тюменской области входят два субъекта Российской Федерации: Ханты-Мансийский — Югра и Ямало-Ненецкий автономные округа, 38 районов, 29 городов и 28 поселков городского типа, 1483 сельских населенных пункта. Образовано 479 муниципальных образований, в том числе 24 городских округа, 37 муниципальных районов и 418 поселений (32 городских и 386 сельских). По данным Федеральной службы государственной статистики численность населения области к началу 2015 года достигла 3581,3 тыс. человек (2,4 % общей численности населения Российской Федерации), увеличившись по сравнению с началом предыдущего года на 35,0 тысяч или на 1,0 %. В общей численности 79,9 % приходилось на горожан и 20 % — на сельских жителей. В трудоспособном возрасте находиться 62,9 % населения, моложе трудоспособного — 21,6 %, старше трудоспособного — 15,5 %. По сравнению с предыдущим годом доля лиц в трудоспособном возрасте сократилась на 1,1 процентный пункт, моложе и старше трудоспособного возраста увеличилась соответственно на 0,5 и на 0,6 процентных пункта соответственно (таблица 1).
Вторым социальным критерием развития общества выступает величина его доходов. При этом доходы населения принято разделять на две группы: денежные и натуральные. В состав денежных доходов входят: оплата труда, доходы от собственности, социальные выплаты, доходы от предпринимательской деятельности и другие. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2014 году денежные доходы в расчете на душу населения составили 38,5 тыс. рублей в месяц (по России — 27,8 тыс.). Реальные располагаемые денежные доходы по сравнению с предыдущим годом выросли на 0,1 % (по России снизились на 0,7 %). Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 3,6 % и равнялась 427,8 тыс. человек. Доля этой категории населения в общей его численности составила 12,1 % против 11,8 % в 2013 году. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника равнялась 54,5 тыс. рублей (по России — 32,5 тыс.), это на 6,8 % выше по сравнению с 2013 годом. Реальная заработная плата к уровню предыдущего года составила 100,3 % (по России — 101,2 %). Просроченная задолженность по заработной плате в организациях (без субъектов малого предпринимательства) наблюдаемых видов экономической деятельности на начало 2015 года отсутствовала.
Таблица 1
Социально-демографические показатели развития сельских территорий в Тюменской области
Показатель |
2000 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Численность населения, тыс. чел. |
3234,2 |
3405,3 |
3459,4 |
3510,7 |
3546,3 |
3581,3 |
в т. ч. сельское население |
744,6 |
746,1 |
741,7 |
737,5 |
742,3 |
717,6 |
Удельный вес сельского населения экономике области, % |
23,02 |
21,91 |
21,44 |
21,01 |
20,93 |
20,04 |
Продолжительность жизни по области, лет |
65,9 |
69,5 |
70,5 |
70,8 |
71,4 |
71,5 |
в т. ч. сельского населения |
62,3 |
66,0 |
67,0 |
67,4 |
67,4 |
68,0 |
Доля продолжительности жизни сельского населения, % |
94,5 |
95,0 |
94,8 |
95,2 |
94,4 |
95,1 |
Денежные доходы — всего, млрд. руб. |
191,0 |
1170,5 |
1264,7 |
1399,9 |
1541,2 |
1648,4 |
Среднемесячные доходы на душу населения, руб. |
4934,5 |
28756,7 |
30705,8 |
33473,1 |
36398,81 |
38545,6 |
Экономически активное население, тыс. чел. |
1696,9 |
1892,7 |
1915,6 |
1944,0 |
1918,1 |
1942,9 |
Население, занятое в экономике, тыс. чел. |
1513,6 |
1762,9 |
1804,5 |
1843,2 |
1827,7 |
1852,3 |
Доля населения, занятого в сельском хозяйстве, % |
6,5 |
4,6 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
Источник: данные статистического ежегодника: Стат. сб. Тюменская область (Т. I) / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. — Т., 2015. — 388с.: ил.
Следующим социальным критерием выступают показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности. При этом следует учитывать, что официальная статистика предоставляет стандартизированный набор показателей: уровень бедности, коэффициенты Лоренца и Джинни, численность населения, имеющая доходы ниже прожиточного минимума и т. д. Хотя, как показывает опыт, уровень бедности на селе значительно выше официального, что не позволяет точно оценить дифференциации доходов сельского населения, но ниже денежных доходов городского населения.
Социальным критерием развития общества выступает также величина расходов и потребления населением материальных благ и услуг. Данные показатели важны не только сами по себе, но и имеют большое значение для развития экономики региона. Качество жизни населения является одним из основных показателей социально-экономического благополучия региона. В уровне и качестве жизни городского и сельского населения прослеживается значительная дифференциация, следовательно, нужны срочные мероприятия и государственное финансирование для создания условий благополучной жизни граждан в сельских территориях. [2] В регионе реализуется государственная программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года».
«Качество жизни» — это комплексная характеристика условий жизнедеятельности населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей и связана с восприятием людьми своего положения в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе. [1]
По уровню жизни население Тюменской области можно отнести к наиболее благополучным субъектам Российской Федерации. По данным Федеральной службы государственной статистики в среднем на одного жителя в 2014 году приходится 22,1 кв. метра жилья (по России — 23,7 кв. метра) против 21,5 на конец предыдущего 2013 года. За год субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставлены 63,0 тыс. семей, это на 3,7 тыс. семей (на 5,5 %) меньше, чем в 2013 году. Удельный вес семей, пользовавшихся субсидиями, в общем их числе изменился с 5,4 % в 2013 году до 5,1 % в 2014 году. Число жителей, пользовавшихся социальной поддержкой по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, за 2014 год увеличилось соответственно с 682,1 тыс. до 699,0 тыс., их доля в общей численности населения составила 19,5 % (в 2013 году — 19,2 %).
Следует отметить, что в сельской местности структура расходов менее дифференцирована, так как большая часть наличных денег тратится на материальные и социальные блага и существенно меньшая часть участвует в сбережениях, накоплении ценностей и покупке валюты. Сельские жители расходуют денежные средства на питание и покупку непродовольственных товаров, больше, нежели городские.
Для мониторинга устойчивости развития сельских территорий недостаточно иметь только абсолютные оценки всех приведенных критериев, их сравнение с соседними регионами или анализ в динамике. Важно определить пороговые значения, которые и будут служить критическими для оценочных суждений. Сложность таких расчетов заключается в необходимости учета всей индивидуальности, лежащей на стороне производства, социальных и культурных традиций, экономико-географического положения. Система показателей должна обеспечить максимальный охват как социальных аспектов жизни населения, включить весь набор индикаторов, характеризующих тот или иной социальный критерий. Не менее важна и максимальная доступность информации для точного подсчета отобранных показателей. [3]
Литература:
- Беляева Л. А. Уровень качества жизни. Проблемы измерения и интерпретация // Социс. — 2009. — № 1. — С.34
- Милоенко Е. В. Качество жизни населения — основной критерий устойчивого развития сельских территорий // ISSN2308–4804. Scienceandworld. — 2013. — № 4. — с. 126–127
- Подгорбунских П. Е., Головина С. Г. Алгоритм мониторинга устойчивого развития сельских территорий // Аграрный вестник Урала. — 2012. — № 5. — с. 79–84
- Шилова В. В. Инвестиции в развитие агропромышленного комплекса Тюменской области // Проблемы экономики и менеджмента. — 2014. — № 11. — с. 72–74
- Эльдиева Т. М. Региональная аграрная политика: роль центра и субъектов Федерации // Экономика сельского хозяйства России. — 2012. — № 3. — с. 33–43
- Статистический ежегодник: Стат. сб. Тюменская область (Т. I) / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. — Т., 2015. — 388с.: ил.