Проведена оценка качества и уровня жизни сельского населения по следующим показателям: демографическая ситуация, состояние социальной и инженерной инфраструктуры, динамика численности и уровень занятости населения по видам деятельности, в том числе в сельском хозяйстве, уровень доходов. На основе проведенного анализа определены основные направления повышения качества жизни сельских жителей и устойчивости сельских территорий юга Тюменской области.
Ключевые слова: сельское население, качество жизни, сельские территории.
Сегодня одной из важнейших задач социально-экономической политики государства является устойчивое развитие сельских территорий, которое должно обеспечить рост эффективности сельской экономики, повышение качества и уровня жизни сельского населения. Следовательно, важным критерием оценки устойчивого социально-экономического развития сельских территорий является качество жизни населения. Под качеством жизни населения следует понимать «уровень развития и степень удовлетворения материальных, интеллектуальных, духовных и социальных потребностей людей» [1, с. 91].
Важными характеристиками и условиями качества жизни являются доходы и занятость населения, обеспеченность населения услугами образования и здравоохранения, состояние отраслей социальной сферы.
В Тюменской области демографическая ситуация в сельской местности с каждым годом ухудшается (данные табл. 1), среднегодовая численность сельского населения за последние 15 лет сократилась на 34,7 тыс. чел. (или 6,4%), это связано с неблагоприятными социально-бытовыми условиями на селе и не развитостью инженерной инфраструктуры, отсутствием престижных рабочих мест, низкой заработной платой.
Таблица 1
Основные демографические показатели сельских территорий юга Тюменской области
Показатели |
2000 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2014 г. к 2000 г. (+,-) |
Среднегодовая численность населения Тюменской области (без АО), тыс. чел. |
1357,5 |
1338,3 |
1352,4 |
1373,3 |
1397,2 |
1419,3 |
61,8 |
Среднегодовая численность городского населения, тыс. чел. |
819,1 |
805,5 |
823,6 |
847,6 |
883,3 |
915,6 |
96,5 |
Среднегодовая численность сельского населения, тыс. чел. |
538,4 |
532,8 |
528,8 |
525,7 |
513,9 |
503,7 |
-34,7 |
в % к общей численности |
39,7 |
39,8 |
39,1 |
38,3 |
36,8 |
35,5 |
-4,2 |
Коэффициент рождаемости (на 1000 насел.) |
12,8 |
21,2 |
21,6 |
23,1 |
23,2 |
24,2 |
11,4 |
Коэффициент смертности (на 1000 насел.) |
17,9 |
17,2 |
16,4 |
16,5 |
16,1 |
16,5 |
-1,4 |
Естественный прирост (убыль) сельского населения на 1000 населения |
-5,1 |
4,0 |
5,2 |
6,6 |
7,0 |
7,7 |
12,8 |
Ожидаемая продолжительность жизни сельского населения, лет |
65,9 |
68,1 |
69,4 |
69,5 |
70,1 |
70,3 |
4,4 |
Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, 2015. (www.tumstat.gks.ru)
Удельный вес среднегодовой численности сельского населения в общей численности населения юга Тюменской области также снижается.
Но есть и положительные тенденции. Так, коэффициент смертности снизился на 1,4 п.п., естественный прирост населения вырос на 12,8 п.п., ожидаемая продолжительность жизни сельского населения увеличилась на 4,4 года.
С 2000 г. по 2014г. доля занятых во всех видах экономической деятельности увеличилась на 14%. При этом, доля занятых в сельском хозяйстве сократилась на 13,3% (табл. 3). «Сворачивание» сельскохозяйственного производства негативно сказывается на развитии отрасли в целом и дополнительно ухудшает неблагоприятную ситуацию в сельской местности.
Таблица 2
Распределение среднегодовой численности занятых по видам экономической деятельности, тыс. чел.
Виды экономической деятельности |
2000 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2014 г. в % к 2000 г. |
Всего: |
599,5 |
669,3 |
676,3 |
681,5 |
685,1 |
114,3 |
в т.ч. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
85,6 |
74,1 |
74,3 |
74,1 |
74,2 |
86,7 |
Добыча полезных ископаемых |
10,2 |
11,8 |
12,1 |
12,5 |
12,6 |
123,5 |
Обрабатывающие производства |
76,6 |
71,1 |
72,6 |
73,3 |
73,5 |
96,0 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
15,9 |
18,5 |
17,8 |
17,6 |
17,6 |
110,7 |
Строительство |
52,9 |
63,3 |
66,2 |
68,3 |
69,9 |
132,1 |
Оптовая и розничная торговля |
97,9 |
100,9 |
102,1 |
103,5 |
103,7 |
105,9 |
Транспорт и связь |
50,5 |
75,6 |
73,2 |
71,6 |
72,3 |
143,2 |
Гостиницы и рестораны |
7,7 |
13,2 |
14,6 |
14,6 |
14,6 |
189,6 |
Финансовая деятельность |
7,0 |
12,3 |
13,6 |
14,3 |
14,3 |
в 2 р. |
Операции с недвижимым имуществом |
33,2 |
50,8 |
49,4 |
50,6 |
51,5 |
155,1 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности |
24,7 |
37,1 |
38,0 |
37,9 |
37,5 |
151,8 |
Образование |
61,0 |
56,1 |
55,8 |
55,7 |
55,7 |
91,3 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
46,0 |
47,1 |
48,7 |
48,9 |
49,3 |
107,2 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
29,1 |
34,8 |
35,4 |
36,1 |
35,9 |
123,4 |
Заработная плата работников сельского хозяйства существенно отстает от заработной платы работников промышленности и других отраслей экономики. Так, в 2014 г. она составила 19267,3 руб. (табл. 4).
Таблица 4
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника по видам экономической деятельности, руб.
Виды экономической деятельности |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2014 г. в % к 2009 г. |
Всего |
19949,2 |
22247,3 |
24729,0 |
28577,7 |
31619,5 |
34124,9 |
171,1 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
11298,5 |
11697,2 |
14076,8 |
15758,7 |
16883,7 |
19267,3 |
170,6 |
Добыча полезных ископаемых |
65107,1 |
58557,4 |
67998,8 |
71798,1 |
87159,4 |
94840,2 |
145,7 |
Обрабатывающие производства |
17425,0 |
19633,4 |
22917,1 |
266601,8 |
29005,5 |
31715,2 |
182,0 |
Производство и распределение электроэнергии |
21999,2 |
24643,0 |
27830,5 |
30006,3 |
32969,3 |
36267,6 |
164,9 |
Строительство |
17576,5 |
21900,1 |
23327,2 |
26628,6 |
30566,0 |
33030,4 |
187,9 |
Несмотря на то, что за 6 лет среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства области увеличилась 70,6%, её размер, относительно среднеобластного уровня оплаты труда по всем отраслям экономики, составил в 2014 году 56,5%.
Следует отметить, что из-за низкой оплаты труда в сельском хозяйстве значительная часть трудоспособного сельского населения работает вахтовым методом в Тюмени, ЯНАО и ХМАО. В некоторых районах области это объясняется отсутствием рабочих мест по месту их проживания. Так, например, в Вагайском районе из общей численности работающего населения 41% работают вахтовым методом.
Но село – это не только сельское хозяйство, но и образование, здравоохранение, сфера услуг и прочие элементы инфраструктуры.
Оптимизация и расширение возможности сельского населения в обеспечении равных условий доступа к объектам социального назначения, переход от автономного развития поселений к взаимоувязанному предусматривает необходимость восстановления и расширения сети сельских автомобильных дорог с твердым покрытием [2, с. 46]. Показатели, характеризующие уровень развития социальной инфраструктуры сельских территорий Тюменской области представлены в таблице 5.
Неуклонно снижается число объектов инфраструктуры села. Так за анализируемый период число дошкольных учреждений сократилось на 62%, в 2 раза сократилось число общеобразовательных учреждений, число учреждений культурно-досугового типа снизилось на 35%, число библиотек – на 22, а число киноустановок сошло на нет.
На 100 сельских поселений приходится в среднем по области лишь 26 детских дошкольных учреждений, 32 общеобразовательные школы, 30 учреждений здравоохранения. Многие сельские поселения удалены от центров культурно-бытового обслуживания на 10–20 км и не имеют с ними регулярного транспортного сообщения.
Преобладающая часть сельского жилищного фонда и общественных зданий лишена современных коммунальных удобств (водопровод, канализация, горячее водоснабжение и др.). Обеспеченность жилого фонда области водопроводом составила 40,1%, канализацией – 32,3, центральным отоплением – 50,2, ваннами – 22,1 горячим водоснабжением – 10,3%.
Сельское водоснабжение, как правило, не имеет необходимых сооружений, технологического оборудования для улучшения качества воды. Как следствие, 75% сельского населения вынуждено пользоваться водой не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Таблица 5
Показатели состояния социальной инфраструктуры сельской территории юга Тюменской области
Показатели |
2000 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2014 г. к 2000 г. (+,-) |
Ввод в действие в сельской местности: |
||||||
водопроводных сетей, км |
24,7 |
0,8 |
6,2 |
- |
- |
- |
канализационных сетей, км |
- |
3,4 |
- |
- |
- |
- |
тепловых сетей, км |
- |
2,0 |
- |
- |
- |
- |
газовых сетей, км |
97,3 |
147,3 |
164,6 |
122,5 |
53,4 |
-43,9 |
линий электропередач, км |
1,0 |
- |
1,0 |
- |
- |
- |
автомобильных дорог с твердым покрытием, км |
344,2 |
71,0 |
4,5 |
15,1 |
- |
- |
АТС, тыс. номеров |
2,51 |
1,9 |
0,5 |
- |
1,0 |
-1,51 |
Число больничных организаций, ед. |
88 |
49 |
48 |
48 |
46 |
-42 |
Число дошкольных образовательных учреждений в сельской местности, ед. |
294 |
118 |
118 |
112 |
112 |
-182 |
Число общеобразовательных учреждений в сельской местности, ед. |
824 |
428* |
420* |
414* |
401* |
-423 |
Число учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, ед. |
800 |
629 |
627 |
615 |
604 |
-196 |
Число библиотек в сельской местности, ед. |
562 |
454 |
450 |
444 |
439 |
-123 |
Число киноустановок в сельской местности, ед. |
301 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
* – включая филиалы учреждений, реализующих программы общего образования
Развитие коммунальных сетей в сельской местности идет крайне медленно. Положительные сдвиги наблюдаются только в сфере газового обеспечения.
Особенно злободневны вопросы своевременного и полноценного оказания квалифицированной медицинской помощи.Развитие здравоохранения, также оставляет желать лучшего, так как, во-первых, 2/3 сельских медицинских учреждений испытывают недостаток в самом необходимом медицинском оборудовании, во-вторых, не укомплектованность кадрами и прежде всего врачами[3, с. 127].
За последние14 летчисло больничных организаций на селе уменьшилась на 48%; обеспеченность ими, а также амбулаторно-поликлиническими учреждениями на 10 тысяч жителей на селе в 2,2 раза меньше, чем в городе.
Многих сельских жителей не устраивают условия получения образования и повышения квалификации. Ухудшаются условия получения среднего образования на селе. Количество сельских школ сократилось на 423 единицы. Ухудшается техническое состояние сельских школ. Удельный вес аварийных и требующих капитального ремонта школьных зданий увеличивается.
Таким образом, анализ качества жизни населения сельских территорий, показывает как улучшение отдельных составляющих качества жизни населения (рост численности населения, повышение рождаемости, рост уровня доходов и др.), так и ухудшение отдельных составляющих качества жизни населения (невысокий уровень медицинского обслуживания населения, высокий уровень безработицы, сокращение количества образовательных учреждений, учреждений культуры, низкий уровень благоустроенности жилого фонда и др.).
Для повышения уровня и качества жизни населения сельских территорий должна быть сформулирована политика, которая будет направлена на решение таких задач как диверсификация сельской экономики; повышение эффективности использования природных, материальных и человеческих ресурсов сельской местности; развитие рыночной и социальной инфраструктуры; создание условий для привлечения квалифицированных кадров в сельскую местность; стимулирование предпринимательской деятельности сельского населения.
Литература:
- Березин И.С. Маркетинг и исследование рынков. – М.: Русская Деловая Литература, 1999. – 416 с.
- Дронова М.В. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий юга Тюменской области / Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук. – Новосибирск. – 2013. – 204 с.
- Дронова М.В., Сорокина Т.И. Анализ качества жизни сельского населения юга Тюменской области. - Научный альманах, Часть 2. – Тамбов. – 2013. – С. 126-129.