Современные смысловые нагрузки слово «проект» приобрело относительно недавно. Тем не менее, зачатки проектного сознания и первые формы работы мыследеятельности по построению идеального будущего обнаруживаются уже в античной культуре, где философы проблематизировали состояние настоящего и прорисовывали образы желаемого будущего.
Ключевые слова: сознание, проектирование, идеальное будущее, утопия, утопический проект.
По поводу момента появления социального проектирования в истории существуют разные точки зрения. Одни исследователи считают, что социальное проектирование было всегда, во всяком случае, уже с античности. С их точки зрения, «Государство» Платона может считаться одним из первых социальных проектов. Другие утверждают, что о социальном проектировании в собственном смысле слова можно говорить, начиная с 20–30-х годов 20 века, когда сложилась идеология, в рамках которой была поставлена задача проектирования новых общественных отношений и нового человека.
Произведения Платона «Государство» и «Законы» можно считать одними из первых попыток социального проектирования и формой работы с будущим, в них автор ставит своей задачей разработку представления об «идеальном государстве».
Произведения Платона содержат рассуждения как о совершенном общественном устройстве, так и о возможных путях его воплощения. Уже в этих литературных трудах выражено понимание того, что люди не перейдут легко и добровольно от привычного уклада жизни к новому, который задает проектировщик.
Для перехода к новому образу жизни необходим длительный и специально обустроенный процесс, включающий в себя также и обучение. «Но я держусь того мнения, что правильнее всего в каждом наброске будущего не опускать ничего из самого прекрасного и истинного, это будет служить образцом, к которому мы должны стремиться. Если там встретится что-либо неосуществимое, то, конечно, его нужно будет избегать и не стремиться к его выполнению. … Ведь даже самый захудалый ремесленник, намереваясь создать что-либо заслуживающее внимания, долен постоянно сообразовываться с сутью дела» [1, с.198].
В этом отрывке Платон выражает важную мысль: при создании образа желаемого будущего, а затем непосредственно деятельности проектирования необходимо тщательное промысливание конечного результата и грамотная формулировка цели, ради которой создается весь проект. Кроме подробного промысливания будущего важно при реализации не отходить от рамок задуманного и создавать проект в соответствии с реальной действительностью.
«Так давай же займемся мысленно построением государства с самого начала. Как видно, его создают наши потребности» [2, с. 130], — пишет Платон в работе «Государство».
Мысленное построение — ключевая формулировка автора, которая позволяет говорить о том, что в произведениях Платона можно выделить зачатки мышления проектировщика социальных процессов, так как деятельность проектировщика всегда начинается с промысливания желаемой будущей действительности или объекта в этой действительности.
Идеальное государство Платона как целое никогда не было воплощено в жизнь (его собственная попытка построить такое государство на Сицилии провалилась). Это связано с тем, что идеальная модель не была соотнесена с действительностью. В результате реализации задуманного должно было измениться не просто социальное устройство, а сознание. Человек того времени не был готов к таким изменениям. Необходим был специально обустроенный процесс для перехода к новому образу жизни и новому мышлению.
Можно сказать, что Платон совершил одну из первых попыток воплотить в жизнь мечту об идеальном государстве, но его проектное мышление в целом не вышло за рамки прожектирования, поэтому его попытка оказалась абсолютно авантюрной.
Важной вехой в разработке идеала общественного устройства стало сочинение средневекового христианского философа Августина Блаженного «О граде Божьем». По мысли Августина, в общественном бытии противостоят друг другу два «царства» — «Град Божий» и «Град Земной». Первый является, по существу, «проектом Бога», который осуществляется отмеченными божественной благодатью христианскими общинами. Реализация этого проекта должна привести к окончательной победе над смертью и страданиями: «Божий град вечен, в нем никто не рождается, потому что никто не умирает. В нем истинное и полное счастье» [3, с.246].
Таким образом, реализуемость проекта Августина, ставшего в средние века частью официальной доктрины католицизма, сложно доказуема в связи с отсутствием надёжных технологий контроля за реализацией нематериальных и иррациональных составляющих этого проекта. Представления Августина Блаженного об идеальном обществе и путях его построения мы также можем отнести к мышлению в рамках прожектирования.
Новым словом в ряду социально-политических проектов можно считать трактат Н. Макиавелли «Государь», созданный в 1531 году. Макиавелли в своем произведении отвечает на два основных вопроса «как» и «почему» в жизни государства происходят те или иные явления.
Н. Макиавелли проводит тщательный анализ исторических событий и явлений, анализ их влияния на ход истории, а также рассматривает в рамках этой модели поведение правителей, последствия тех или иных их действий, исследует способы управления и удержания власти. Макиавелли проектирует модели поведения, оптимальные для завоевания удержания и усиления власти.
Формулируя алгоритмы деятельности главы государства, направленной на формирование его позитивного имиджа, Макиавелли, по сути, разрабатывает и применяет технологии проектного мышления, позволяющие эффективно и целенаправленно воздействовать на сознание масс.
Предпринятое Н. Макиавелли исследование перекликается с современными трактовками проектирования именно четко заданной целью (построение эффективного имиджа правителя), а также ориентированностью на проектирование именно коммуникационной составляющей проектной деятельности!
Таким образом, мы можем отнести идеи Макиавелли к продуктам одной из форм мыслительной работы с будущим — прогнозированию на основе выявления четких причинно-следственных связей между действиями субъекта власти и последствиями этих действий.
К глобальным социальным проектам, посвящённым формированию нового типа человека, можно отнести образовательный проект, разработанный Яном Коменским. Его классно-урочная система, которая заменила индивидуальную систему обучения, позволила сделать образование массовым, и за счет этого формировать массового человека, приученного к дисциплине.
Ян Коменский работал и строил «нового человека» в технологиях субъект-объектной парадигмы, где ученику отводится роль объекта, а учителю — роль субъекта, который может и должен направлять его на «путь истинный».
Ян Коменский так сформулировал правила обучения в школах: «Необходимо жить с другими по единым законам. Для этого нужно никого не уязвлять, давать каждому то, что ему принадлежит, приносит пользу, какую кто может. При этом каждый должен чему-нибудь научиться за день».
Такая стратегия обучения «поставила на поток» производство индустриального типа человека. Выпускники такого рода учебных заведений сразу готовы к труду на заводах: массовый человек умеет подчиняться старшему, обучен работе «от звонка до звонка».
Стоит отметить, что до сих пор школьная система образования во многом основана на дидактике Яна Коменского и в значительной степени формирует современного массового человека. Хотя современная система образования уже начинает, исходя из реалий современной действительности, осваивать новые подходы к формированию «человека проектирующего», способного отвечать на вызовы и требования современности, общепризнанной системой обучения продолжает оставаться дидактика Яна Коменского.
Особое место в истории социальных проектов занимает теория К. Маркса. «Марксизм есть не только учение исторического или экономического материализма…, марксизм есть также учение об избавлении, о мессианском призвании пролетариата, о грядущем совершенном обществе» [4, с.81].
Карл Маркс, помимо четко обозначенного образа желаемого будущего, предложил механизмы реализации и воплощения этого образа в настоящем.
Исследуя общественные интересы и само общество, мыслитель пришел к выводу, что общество является сложной системой с присущей ему внутренней структурой: «общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» [5, с.214]. На основе этого он вывел законы функционирования и развития общественных систем различного рода и человечества в целом.
Суть марксовой технологии перехода к желаемому будущему заключается в смене производственных отношений революционным путем. Осуществить социальную революцию должен угнетенный класс, который, по мнению Маркса, способен устранить противоречия между капиталистическими производительными силами и производственными отношениями и обеспечить переход к обществу без эксплуатации.
Зачатки проектного мышления обнаруживаются уже в античной культуре, где философы проблематизировали состояние настоящего и прорисовывали образы желаемого будущего. Однако оно развивалось со времён античности вплоть до 19 века в рамках субъект-объектной парадигмы.
Отдельные моменты нового проектного мышления можно найти у Макиавелли, который проектировал алгоритмы деятельности главы государства, способствующие формированию его позитивного имиджа и обеспечивающие эффективное управление.
Один из значимых и реализованных проектов, связанный с формированием нового человека — образовательный проект Яна Коменского, который и в настоящем времени создает массового, индустриального человека, умеющего подчиняться старшему, обученного работе «от звонка до звонка», но не умеющего эффективно проектировать собственное будущее в стремительно меняющемся мире.
Долгое время в социальном проектировании сохранялась оторванность от реальности. До 19 века социальные проекты были утопичны из-за незнания законов социальной исторической эволюции.
Особое место в становлении социального проектирования и мышления человека проектирующего занимает К. Маркс, который выявил ряд закономерностей поступательного развития общественных систем, проанализировал прошлые состояния, предложил оригинальную технологию перехода к желаемому будущему, которая заключается в смене производственных отношений революционным путем. Осуществить этот грандиозный социальный проект должен угнетенный класс, который, по мнению К. Маркса, более других заинтересован в уничтожении существующего экономического устройства, экзистенциально и технологически подготовлен к самоотверженной деятельности по построению общества без эксплуатации.
Социальный проект настоящего времени направлен на конструирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений, не имеющих прототипов.
Социальное проектирование всё в большей степени поглощает человека, его бытие превращается в «бытие в проекте» и в «бытие для проекта». В результате, неизбежно изменяется сам человек и его мир: на смену человеку «модерна» приходит новый тип человека — «Homo projectus», для которого характерны смещение центра тяжести бытия в будущее, сослагательное отношение к наличному бытию, внутренний конфликт «твари» и «творца».
Мышление в рамках современного проекта требует особого рода единства («сплава») логики субъекта, логики объекта и логики взаимодействия с другими субъектами. Оно принципиально ориентировано на возможность изменения собственной идентичности и, как следствие, существенного изменения содержания проекта, его целей и способа осуществления.
В то же время участие одновременно во множестве плохо согласующихся между собой проектов с непредсказуемыми последствиями делают это бытие разорванным и противоречивым.
Литература:
- Платон. Законы. Перевод Егунова А. И. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1994. Т. 4. С. 198.
- Платон. Государство. Перевод Егунова А. И. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1994. Т. 3. С. 130.
- Блаженный А. О Граде Божием. Мн.: Харвест. М.: АСТ, 2000. С. 246.
- Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: «Наука», 1990. С. 81.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. Т. 46. С. 214.