Имидж власти в условиях кризиса: медиа-аспект проблемы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 10.03.2016

Статья просмотрена: 228 раз

Библиографическое описание:

Данилова, А. Н. Имидж власти в условиях кризиса: медиа-аспект проблемы / А. Н. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 967-969. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26831/ (дата обращения: 21.11.2024).



В последнее время России пришлось столкнуться с таким негативным явлением как экономический кризис, который на протяжении 2015–2016 годов отрицательным образом сказался на всех сферах социальной, экономической, политической жизни страны и ее граждан. Влияние кризиса настолько негативно, что ему приписывают не только экономический смысл, что часто отражается в заголовках новостей: «Кризис поглотил Россию».

Понятие «кризис» в общепринятом смысле трактуется как острая, нестабильная ситуация, которая имеет негативные последствия. Более конкретно данное понятие можно трактовать как «крайнее заострение противоречий в социально- экономической системе, угроза ее жизнестойкости во внешней среде» [1, с. 59]. Зачастую кризис несет в себе не только спад, но в некоторых случаях знаменует определенный подъем. Относительно нынешней ситуации в стране это можно сказать только о подъеме отечественного производства, который, тем не менее, по мнению многих теоретиков совсем не существенен, по сравнению с подъемом во время экономического кризиса в России в 1998 году. Таким образом, ничего положительного данный кризис не несет, а что более удручает — тот факт, что эксперты не могут предсказать выход из данной ситуации в ближайшем будущем.

В таком случае важно понимать необходимость антикризисного управления на всех уровнях власти. Учитывая тот факт, что кризис несет далеко не временный характер, необходимо, в первую очередь, сохранить социальную устойчивость, предотвратить ухудшение ситуации, чреватое появлением социального недовольства и беспорядков. Для кризисных ситуаций особо характерно появление негативных настроений, повышение уровня недоверия населения к властям. В таком случае необходимо вносить элементы антикризисного управления в коммуникационную политику органов власти. Особенно важна антикризисная политика на региональном уровне, так как именно региональные власти, в основе своей, связаны с удовлетворением социальных ожиданий граждан, именно региональные власти являются связующим звеном между местным населением и государственной властью.

На примере исполнительной власти Свердловской области (Правительство и Губернатор) мы проследим, изменилась ли политика региональной власти в отношении поддержания уровня доверия в связи с влиянием экономического кризиса 2015–2016 года.

Основную функцию коммуникационной поддержки в отношении Губернатора и Правительства Свердловской области, в том числе и работу над имиджем, выполняет Департамент информационной политики губернатора Свердловской области. Среди некоторых задач и функций Департамента выделяются следующие:

1) информационное обеспечение деятельности Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области;

2) обеспечение реализации единой информационной политики исполнительных органов государственной власти Свердловской области;

3) формирование положительного имиджа Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области [2].

Из «Положения о департаменте информационной политики губернатора Свердловской области» следует, что все задачи по информационному обмену и обеспечению, управлению имиджем берет на себя данная структура. Таким образом, подразделение с данными полномочиями должно иметь в распоряжении определенный план действий на случай возникновения ситуаций, угрожающих действующему имиджу представителей исполнительной власти региона, таких как кризис.

Следует отметить, что работа Департамента разделена на два направления. Такое разграничение связано с дифференциацией основных аудиторий. Первое направление — работа с традиционными площадками: пресса, телевидение, радио, продукция которых преимущественно выходит в городах области. Аудитория данных СМИ — жители городов области, поселков, сел, преимущественно пожилое поколение. Второе направление работы — информационное сотрудничество с различными интернет-площадками: онлайн СМИ, онлайн-ТВ, новостные порталы. Аудитория данных источников — жители больших городов (в частности, Екатеринбурга), представители бизнеса.

Необходимость данной дифференциации обусловлена разными информационными привычками аудитории, ее способами взаимодействия с информацией. В связи с этим необходимо также дифференцировать способы взаимодействия с различными аудиториями в направлении внедрения антикризисной коммуникационной политики.

Что касается традиционных СМИ в городах области (сравнивались начало 2014 года и 2015 год), то здесь прослеживаются изменения в сторону появления определенных тем и сообщений, направленных на информационное обеспечение аудитории по вопросам деятельности Правительства и Губернатора Свердловской области в кризисное время. Зачастую появляется информация по внедрению тех или иных антикризисных мер при поддержке Правительства региона. Наиболее встречающаяся тема — импортозамещение на региональном уровне. Неоднократно упоминается участие Губернатора Свердловской области Е. В. Куйвашева в открытии новых линий производств на предприятиях области, встречи с руководством уральских предприятий, обсуждение антикризисных мер с представителями производств. Подобная информация зачастую появлялась на повестке дня у местных изданий в течении всего 2015 года. Но, тем не менее, практически невозможно измерить эффективность данной коммуникационной политики, так как в подобных изданиях почти отсутствует обратная связь в отношении информационных сообщений о деятельности региональных органов власти.

Если же говорить об интернет-изданиях Екатеринбурга, о здесь также можно отметить наличие информационных материалов, направленных на поддержание имиджа органов власти региона. Но данные материалы немногочисленны, по сравнению с информационными сообщениями критического характера. Критикуется, в основном, непоследовательность действий представителей власти в кризисное время. Еще более усугубляет представленный имидж власти наличие обратной связи, проявляющейся в виде комментариев к информационным сообщениям. В комментариях преобладает критика в адрес представителей муниципальной, региональной власти даже в случае, если информационное сообщение носит нейтральный или положительный характер.

По сравнению с докризисным временем, количество негативных комментариев к информационным сообщениям, относящимся к 2015 году, во многом возросло. Но стоит отметить, что в числе данных комментариев более преобладает критика политической культуры России в целом, нежели критика конкретного регионального правительства.

Также учитывая соотношение нейтрально-положительных и негативных материалов, освещающих деятельность региональной исполнительной власти, можно отметить, что работа в отношении внедрения информации, позитивно влияющей на имидж Правительства и Губернатора проводится. В сравнении с 2014 годом, в 2015-м году заметно выделяется некоторая лояльность авторов новостей, проявляющаяся уменьшением критических сообщений именно в адрес регионального Правительства и Губернатора.

Из всего вышесказанного следует, что органам региональной исполнительной власти Свердловской области стоит уделить особое внимание обратной связи, которая должна присутствовать как в печатных СМИ, так и в интернет изданиях. Именно наличие обратной связи формирует положительный образ власти, вовлекая аудиторию в активный диалог. Особенно это важно во время того, когда государство переживает кризис, сопровождающийся уменьшением уровня доверия у гражданского общества. Что касается комментариев в интернет-СМИ, то, возможно, пресс-службам региональных властных структур стоило бы воспользоваться примером крупных компаний, имидж-структуры которых ведут активный диалог с пользователями Интернет, отвечая, как на положительные, так и на отрицательные высказывания в адрес организации. Таким образом аудитория будет понимать, что их гражданская позиция в данном вопросе не остается без внимания, что особенно позитивно сказывается на формировании доверия к представителям власти.

Литература:

  1. Талах В. И. Кризис в теориях экономического развития // Естественно-гуманитарные исследования. — 2013. — № 1. — С. 147.
  2. Воеводскова Е. Е.. Экономический кризис в России: прогнозы // Проблемы современной науки и образования. — 2015. — № 6(36). — С. 246.
  3. Положение о Департаменте информационной политики Свердловской области // Официальный сайт Губернатора Свердловской области. URL: http://gubernator96.ru/staff/show/id/98 (дата обращения: 7.03.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): Свердловская область, обратная связь, экономический кризис, активный диалог, антикризисное управление, государственная власть, кризисное время, региональная власть, региональная исполнительная власть, региональное Правительство.


Задать вопрос