Автор: Уляева Алсу Гарифулловна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 09.03.2016

Статья просмотрена: 229 раз

Библиографическое описание:

Уляева А. Г. Формирование системы управления городской агломерацией на основе принципов корпоративного и административного управления // Молодой ученый. — 2016. — №5.4. — С. 38-41.



В статье рассматриваются особенности агломерации с точки зрения свойств корпоративной структуры и свойств субрегионального образования. Это позволяет в дальнейшем выделить функциональное и организационное обеспечение при создании системы управления городской агломерацией.

Ключевые слова: городская агломерация, система управления, корпоративные структуры, административное управление, субрегион, мезоэкономика.

Современный этап развития региональной экономики в России характеризуется усилением агломерационных процессов, характеризующихся стягиванием экономического пространства вокруг крупных городов. По прогнозам ООН, продолжающийся рост численности населения и урбанизация приведут к увеличению на 2,5 миллиардов человек городского населения в мире к 2050 году, при этом наиболее быстро растущие городские агломерации – это средние города и города с менее чем 1 млн жителей, расположенные в Азии и Африке (рис. 1). Прогнозируется, что к 2030 году 41 городских агломераций мира будут вмещать, по крайней мере, 10 миллионов жителей каждый [1].

Рис. 1. Доля городского населения в мире в 1990, 2014 и 2050 (прогноз ООН), % [1]

Однако в последнее десятилетие можно говорить о постепенном демографическом и экономическим насыщении сверхкрупных и крупных городов и усилении в них агломерационных процессов. Происходит так называемый процесс агломерирования городов – сочетание процессов урбанизации и субурбанизации в крупных городах регионального значения с формированием устойчивых процессов трудовой миграции и пригородной жилой застройки.

Таким образом, возникает необходимость перевода объективно развивающихся агломерационных процессов в управляемую систему управления агломерациями в условиях компликации региональной политики в части учета положительных и отрицательных агломерационных эффектов. Несмотря на наличие значительного числа исследований основ управления агломерациями, фактическое применение предлагаемых моделей и принципов управления, а также их внедрение в существующую систему административно-территориального устройства региона остается проблематичным, что связано с институциональными ограничениями и организационной неоформленностью объективно формируемых агломераций.

Выделение городских агломераций подразумевает создание новой системы управления территориальным и стратегическим развитием городских территорий. При этом необходимо не столько постоянное административное вмешательство, сколько создание условий для дальнейшего их функционирования и развития на самостоятельной основе с учётом интересов основных агентов территорий [3]. Здесь возникает проблема, что при формально равном статусе одних и тех же групп стейкхолдеров существует риск того, что некоторые представители бизнеса, органы власти городов-ядер агломерации пожелают «продавить» свои собственные интересы и стратегии в ущерб интересам агентов других территорий в составе агломерации. Взаимодействие с внешними стейкхолдерами агломерации значительно усложняется (что вызвано характером агломерации как центра региона), и это требует внимания от органов государственной власти региона к агломерации. Все это требует построения корректной системы коммуникации при осуществлении межтерриториального взаимодействия в агломерации и формирования системы управления ею.

Особенность управления агломерацией как сложной системы заключается в двойственности ее содержания: с одной стороны, как территориальной надстройки экономической подсистемы, а с другой как территориальной подсистемы региона, что ставит перед автором сложную методическую проблему построения системы управления, а именно выбор модели управления агломерацией. В первом случае, агломерация функционирует и развивается как мезоуровень экономической системы региона, откуда поступает основной поток трудовых, инвестиционных и иных ресурсов, в которой сложившаяся система хозяйственных контактов проецируется на всю систему региональной организации экономики [5]. Во втором случае агломерация является формой внутрирегиональной локализации территориальных социально-экономических систем (субрегион), что обуславливает необходимость учета интересов как муниципальных образований (МО), так и региона при определении вектора дальнейшего развития [6].

Существующие модели управления агломерацией, как правило, учитывают только второй аспект агломерации, что сказывается на выборе форм органов управления и организации взаимодействия между ними). Проблему выбора модели системы управления необходимо решать на основе комбинации двух подходов к пониманию сущности агломерации: агломерации как квази-муниципального образования и агломерации как квази-корпорации (рис. 2).

Рис. 2. Подходы к пониманию сущности агломерации

Рассмотрим сущность агломерации с точки зрения корпоративных структур, а именно как мезоэкономический уровень в системе экономических отношений. Корпоративные отношения складываются в процессе хозяйственной деятельности и охватывают различные направления деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению. Целесообразность создания корпоративных структур в экономике заключается в двух преимуществах: привлечение капитала осуществляется под крупные инвестиции (для осуществления масштабных проектов) и диверсификация производства и рисков.

Наиболее близким по иерархии управления, организационному оформлению и взаимодействию между субъектами к агломерации будет такой вид корпоративной структуры как холдинг. Агломерация в этом плане характеризуется интенсивным протеканием процессов интеграции, а также развитие экономических отношений и социального партнерства. В отличие от других видов корпораций, холдинг является объединением самостоятельных субъектов экономических отношений, имеющих свои функции и обладающих собственными ресурсами. Головная компания обладает полномочиями управления деятельностью других участников либо в соответствии с договором, либо иным образом, посредством определения принимаемых такими обществами решений в целях выполнения общих задач и обеспечения эффективного функционирования холдинга в целом [2].

В агломерации так же, как и в корпорации, решаются вопросы привлечения капитала на реализацию крупных проектов. При этом, объективные особенности инвестиционного климата региона не гарантируют большой приток инвестиций в экономику. Для этого необходимо осуществление ряда мероприятий в рамках территориального маркетинга, использование инструментов которого в агломерации, поскольку результативность мероприятий по воспроизводству спроса на ресурсы территории может обеспечить эффект не только для самого города, но и для его прилегающих территорий [9].

Объединение ограниченных возможностей всех органов местного самоуправления, входящих в агломерацию, позволит сконцентрировать их на задаче создания системы управления, работающей на нужды всех МО, чьи администрации консолидировали свои ресурсы (трудовые, финансовые, административные и т.д.). Как и в корпоративных отношениях, интеграционные процессы в агломерации приносят синергетический эффект, возникающий благодаря экономии на масштабах деятельности, взаимодополнению ресурсов, снижению издержек, повышение эффективности управления и другим факторам.

Таким образом, с этой точки зрения, агломерация представляет собой объединение основных агентов МО в ее составе, а создание органа управления обосновывается необходимостью применения инструментов эффективного использования находящимися в распоряжении МО ресурсов, текущего и стратегического управления и планирования, эффективного распределения ресурсов и денежных потоков для реализации определенных проектов. Финансовые механизмы системы управления агломерацией, в первую очередь, должны строиться на принципах проектного финансирования.

Рассмотрим сущность функционирования агломерации как субрегионального образования. На субрегиональном уровне реализуются основные направления территориального развития муниципальных образований с учетом интересов региона, а также осуществляется межмуниципальное сотрудничество. Субрегион – это территориальная социально-экономическая подсистема региона (группа МО), обладающая свойствами относительной целостности, выделенная по каким-либо общим экономико-географическим, административным, природно-климатическим и другим взаимосвязанным между собой признакам [7]. Отличительными особенностями субрегиона являются целевая направленность (комплексное решение социально-экономических проблем), программный характер управления и деятельности, превалирование вертикальных связей (государство – МО) перед горизонтальными (МО – МО).

Роль и место субрегиона заключается в решении задач развития территорий субъекта федерации в рамках единой региональной экономической политики с учетом местной специфики, а также тех задач, которые муниципальные образования не могут решить в отдельности в силу ограниченности полномочий и ресурсов. Таким образом, с этой точки зрения, агломерация является местом приложения интересов региональных властей. При формировании системы управления, с этой точки зрения, на первый план выходит социальный фактор (решение вопросов текущей жизнедеятельности населения), что вызывает необходимость снижения отрицательных последствий агломерации.

В городской агломерации маятниковая миграция приводит к тому, что население устраивается на работу и платит налоги в бюджет города-ядра, при этом, проживая на периферии, где больше возможностей для индивидуального жилищного строительства и лучше экологические условия, требует от местных органов власти периферии решения удовлетворения своих потребностей (жилищно-коммунальных, образовательных, медицинских и др.). Такая несправедливая система распределения ресурсов и интересов приводит к диспропорциям в социально-экономическом развитии МО в агломерации и снижению финансовой самостоятельности МО периферии. Этим и определяется необходимость административных методов управления агломерацией, особенно в части регулирования системы предоставления государственных и муниципальных услуг [4].

Таким образом, комбинирование двух подходов позволит выделить в субъекте управления их функции: представительская с позиции субрегиональной сущности агломерации и защиты интересов ее составных элементов (муниципалитетов) и исполнительская с позиции мезоэкономической сущности агломерации и решения отраслевых и межотраслевых проблем развития.

Объединение МО в агломерацию превращает территорию в точку устойчивого и динамического роста со значительным социальными и экономическими эффектами: повышение конкурентоспособности агломерации; регулирование внутренней миграции (маятниковой) ближайших к крупному городу; предотвращение миграционной перенасыщенности и избыточного давления на инфраструктуры города-ядра; смена акцента развития города-ядра на периферию агломерации; прогноз потребности и сбалансирование развитие производственных площадок; возможности реализации крупных инфраструктурных проектов и др. Все это выражается в активизации экономического потенциала входящих в состав агломерации МО. Роль агломерации как новой модели пространственного развития экономики региона объясняется усилением ее места в регионе не только как центра расселения, но и как локомотива роста экономики со специализацией на наиболее прогрессивных видах экономической деятельности.

Литература:

  1. The 2014 Revision, Highlights // The United Nations. URL: http://esa.un.org/Unpd/Wup/Highlights/WUP2014-Highlights.pdf (дата обращения: 2.03.2016).
  2. Белых В.С., Берсункаев Г.Э. Холдинги и холдинговое законодательство в России // Бизнес, менеджмент и право. — 2007. — № 1 (13). — С. 86–88.
  3. Гайнанов Д.А., Мигранова Л.И., Сайфуллина Л.Д. Агент-ориентированное моделирование системы территориального развития // Управление экономикой: методы, модели, технологии: материалы XV международной научной конференции В 2т. Т.2. — Уфа: УГАТУ, 2015. — С. 141-145.
  4. Зиннурова Г.Р., Атаева А.Г. Отдельные аспекты предоставления и финансирования муниципальных услуг для удовлетворения базовых потребностей экономических агентов муниципального образования // Аудит и финансовый анализ. — 2012. — №2. — С. 274-278.
  5. Кобзева А.Ю., Атаева А.Г. Базисные факторы формирования трудового потенциала региона в условиях усиления межмуниципальных связей городских агломераций // Фундаментальные исследования. — 2015. — №11-6. — С. 1184-1189.
  6. Орешников В.В., Низамутдинов М.М. Модельный инструментарий обоснования стратегий развития субрегиональных экономических систем // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. — 2013. — Т. 6. — № 6 (32). — С. 66-75.
  7. Тажитдинов И.А., Атаева А.Г. Методологические основы изучения сущности и способов организации внутрирегиональных территориальных социально-экономических систем // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6. — С. 450.
  8. Чернуха Д.С. Инновации и региональный туризм на примере Республики Башкортостан // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем: Материалы IX Всероссийской научно-практической internet-конференции. — Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2015. — С. 255–258.
Основные термины (генерируются автоматически): системы управления, сущности агломерации, управления агломерацией, пониманию сущности агломерации, точки зрения, системы управления городской, состав агломерации МО, управления городской агломерацией, территориальных социально-экономических систем, агломерационных процессов, особенности агломерации, городские агломерации, сущность функционирования агломерации, власти городов-ядер агломерации, субрегиональной сущности агломерации, мезоэкономической сущности агломерации, внешними стейкхолдерами агломерации, модели управления агломерацией, городских агломераций, составе агломерации.

Ключевые слова

система управления, городская агломерация, корпоративные структуры, административное управление, субрегион, мезоэкономика

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос