Христианская традиция в поэтической цветописи А. Блока. Функционирование лексемы «красный» в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 25.02.2016

Статья просмотрена: 748 раз

Библиографическое описание:

Шевелёва, Е. О. Христианская традиция в поэтической цветописи А. Блока. Функционирование лексемы «красный» в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» / Е. О. Шевелёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4.1 (108.1). — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26392/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена анализу символических значений красного цвета в поэзии А.А. Блока. Автор демонстрирует, что цветопись в творчестве поэта имеет выраженную связь с христианской традицией.

Ключевые слова: цветопись, красный, А.А. Блок, христианская традиция.

Символика цвета всегда была актуальной и интересной темой для исследования. Ещё с незапамятных времён люди придавали различные значения цветам и по-разному описывали их символику. Всё это находило своё отражение в древних мифах, народных преданиях, религиозных и мистических учениях, в том числе и христианстве.

Одним из наиболее характерных и часто встречающихся цветов в христианской символике является красный цвет. Красный цвет огня представлен на архетипическом уровне серафимами (пламенными ангелами). В христианской традиции серафимы ‒ это особо приближенные к Богу ангелы. В красном цвете предстает также София, олицетворяющая в женской символике Божественную Мудрость. В иконографии ее лик и руки ‒ огненного цвета. Ей поклонялись последователи мистической философии под знаком женской мудрости. В красном цвете София представляет творческое начало, любовь, космическое единство [4].

На содержание русского символизма (особенно во младшем поколении) заметно повлияла философия Вл. Соловьёва. Как выразился Вяч. Иванов в письме к А. Блоку: «Соловьёвым мы таинственно крещены». Источником вдохновения для русских символистов часто служил образ Святой Софии. Святая София Соловьёва ‒ одновременно ветхозаветная премудрость и платоновская идея мудрости, Вечная Женственность и Мировая Душа, «Дева Радужных Ворот» и Непорочная Жена; она воплощает тонкое незримое духовное начало, пронизывающее мироздание. Культ Софии трепетно восприняли А. Блок, А. Белый и другие поэты. А. Блок называл Софию Прекрасной Дамой, М. Волошин видел её воплощение в легендарной царице Таиах [1].

Именно такое функционирование красного является наиболее характерным для раннего творчества А.А. Блока, в том числе и для его сборника «Стихи о Прекрасной Даме».

Данный поэт навсегда вошёл в русскую литературу как «ключевая фигура символизма». «Символизм ‒ направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов. Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений» [5]. Говоря о значении термина «символ» стоит упомянуть П.А. Флоренского. «Бытие, которое больше самого себя, ‒ таково основное определение символа, ‒ отмечает П. А. Флоренский. ‒ Символ ‒ это нечто, являющее собою то, что не есть он сам, больше его, однако существенно чрез него объявляющееся» [6].

В данной статье рассматривается символика красного цвета в сборнике А.А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме», анализируется и обосновывается влияние христианской традиции цветового колорита на ранее творчество поэта.

В колористике Блока процент употребления красного цвета сравнительно невысок и составляет всего 13% (в сравнении, например, с лексемой «белый» ‒ 28,5%) Тем не менее, в цикле «Стихи о Прекрасной Даме» эта лексема встречается очень часто[3].

Стихотворение «Вступление» 1903 г. открывает цикл. Каждая строфа здесь – целое собрание символов. Так, например, высокий терем, окружённый воротами ‒ символ чего-то сказочного, но пока недосягаемого для лирического героя:

Терем высок, и заря замерла.

Красная тайна у входа легла.

В данной строке красный цвет имеет значение «волнующий». Лирический герой не знает, что его ожидает: всё происходящее может обернутся для него или трагедией, или спасением. Однако, он чувствует, что скоро случится что-то очень важное, судьбоносное для него. «Красный цвет становится чисто условным обозначени­ем очень сложной гаммы ассоциативно возникающих образов («красная тайна», «красный смех» и т.д.» [2].

Каждый конёк на узорной резьбе

Красное пламя бросает к тебе

Колоратив красный является одним из составляющих доминанты стихотворения ‒ огня. С образом огня также связаны такие образы как «заря терема», «красное пламя». Огонь и пламя – типичные символы сердца. Оба амбивалентны, вместе с тем, они божественные и творческие. Огонь и пламя в христианской традиции олицетворяют истину и знание, поглощающие ложь, невежество, иллюзии и смерть и выжигающие нечистоту. Красный цвет усиливает эмоциональное воздействие образов огня и пламени.

В стихотворении «Ночью вьюга снежная» 1901 г.описывается картина бурного пейзажа зимы:

Ночью вьюга снежная

Заметала след

Пейзаж описывается А. Блоком не в статичной форме ‒ он олицетворяет явления природы, чтобы добавить динамичности в сюжет, а также для необыкновенной и сказочной атмосферы:

Встали зори красные,

Озаряя снег.

Яркое и страстное

Всколыхнуло брег.

Лексема «красный» является частью описания пейзажной картины зимнего рассвета. Этот цвет является переходным состоянием между «розовым, нежным утром» и приходом возлюбленной лирического героя, которую уже характеризует «синяя льдина, иней». Колоратив красный сочетается с лексемой «заря», которая в христианской символике означается воскрешение и приход Христа, несущего свет в мир. Таким образом можно провести параллель с тем, что возлюбленная лирического героя также пришла из иного мира, являясь для него символом образцом светлости и божества.

Однако, несмотря на то, что красный напрямую не является элементом описания образа девушки, он означает начало чего-то нового в жизни лирического героя, его любовь, космическое единство их чувств. Таким образом, играя второстепенную роль, колоратив красный всё же является в данном стихотворении сакральным. Как и в большинстве стихотворений он символизирует и ожидание, и свершение чего-то тревожного, значительного.

В стихотворении «Вхожу я в тёмные храмы» 1902 г. название не дает прямой отсылки к раскрытию концепта произведения, однако сразу создает определенную атмосферу таинственности и сакральности (с помощью образа темного храма ‒ священного пространства, полного тайн, непостижимых человеческому разуму), которая является важным базовым компонентом стихотворения. Сюжет имеет лишь первая половина стихотворения. Вторая часть посвящена изображению чувств.

В начале стихотворения даны некоторые приметы реальности: «темные храмы», «бедный обряд». Все эти образы предваряют свидание героя с Прекрасной Дамой. Свидание происходит в храме, который является своеобразным миром, в котором всегда царят любовь и гармония, доброта, тепло и совершенство. Таким образом, героиня, в сознании лирического героя, приравнена к Божественному началу, созданию из мира иного. Поэт использует возвышенную, литературную и архаичную лексику. В тексте присутствует множество слов, относящихся к церковной и возвышенной лексике (храм, лампада, риза, отрадно), всё это подчеркивает исключительную торжественность и значимость событий для поэта.

Лирический герой ещё не венчался со своей возлюбленной, но уже обращается к ней «Святая», «Величавая Вечная Жена». Все обращения написаны поэтом с большой буквы, чтобы показать всё величие, святость и возвышенность своей возлюбленной.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

Блок упоминает красный цвет в его прямом значении, его упоминание вполне конкретно, но это не лишает колоратив символичности. Красный цвет предвещает появление той самой Софии, которая упоминается в христианской традиции и олицетворяет в женской символике Божественную Мудрость. Горение лампад также неслучайно: лик и руки Софии огненного цвета.

Таким образом, можно говорить о том, что значение христианской традиции в лирике А. Блока достаточно велико. Мы рассмотрели это на примере символики красного цвета в сборнике поэта «Стихи о Прекрасной Даме». Было проанализировано три стихотворения «Вступление», «Ночью вьюга снежная», «Вхожу я в тёмные храмы». В результате индивидуальных анализов можно сделать следующие выводы: христианская традиция функционирования лексемы «красный» очень схожа во всех примерах. В большей степени красный цвет не является характерной чертой Прекрасной Дамы, но тем не менее, играет важную сакральную роль в создании образа лирической героинии.

Для использования колоратива красный характерно также сочетание со словами, относящиеся к сакральной, возвышенной лексике «огонь», «пламя», «лампады».

Для красного цвета у Блока наиболее характерно значение «волнующий, ожидающий чего-то важного». Он символизирует начало чего-то нового в жизни лирического героя, его любовь, космическое единство чувств влюблённых. Красный цвет очень часто предвещает появление Прекрасной Дамы, то есть, Софии, которая упоминается в христианской традиции и олицетворяющая Божественную Мудрость. Образ Святой Софии был культом и источником вдохновения не только для А. Блока, но и других символистов.

Литература:

1. Русский символизм [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная Энциклопедия. - http://ru.wikipedia.org/wiki/Русский_символизм (дата обращения: 28.10.2015).

2. Евсюкова, Т.В. Лингвокультурология [Текст]: учебник / Т.В. Евсюкова, Е.Ю. Бутенко. - Ростов н/Д: Изд-во Юж. федер. ун-та, 2009. - 175 с.

3. Краснова, Л.В. Поэтика Александра Блока [Текст]: очерки / Л.В. Краснова. - Львов, 1973. - 229 с.

4. Обухов, Я.Л. Красный цвет [Текст] // Журнал практического психолога. – 1996. - № 5. – С. 39-47.

5. Соловьев, В.С. Литературная критика [Текст] / В.С. Соловьев; сост. и коммент. Н.И. Цимбаева, вступ. ст. В.И. Фатющенко. - М.: Современник, 1990. - 422 с.

6. Флоренский, П.А. Небесные знамения: Размышление о символике цветов [Текст] // Иконостас. Избранные труды по искусству / П.А. Флоренский. - СПб.: Мифрил-Русская книга, 1993. – С.309-316.

Основные термины (генерируются автоматически): красный цвет, Прекрасная Дама, лирический герой, христианская традиция, Блок, София, Божественная Мудрость, образ, Святая София, женская символика.


Ключевые слова

цветопись, красный, А.А. Блок, христианская традиция

Похожие статьи

Анималистические образы в лирике С. А. Есенина: образ коня

Статья посвящена обзору имеющихся в отечественном литературоведении трактовок анималистических образов поэзии С. А. Есенина. Образы животных несут особую философскую, символическую и экспрессивную нагрузку. Образы животных в лирике С. А. Есенина иссл...

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Образ лермонтовского Демона в творчестве М. А. Врубеля и А. А. Блока

В статье автор объясняет взаимосвязь явления демонизма в русской культуре. Конкретными примерами являются труды М. Ю. Лермонтова, М. А. Врубеля, А. А. Блока.

Семантические особенности образа женщины в поэзии Т. Корбьера

Данная статья посвящена изучению лексико-семантических особенностей создания образа женщины в контексте лирики французского поэта Тристана Корбьера с помощью лингвистического анализа, ориентированного на метод семантического поля.

Лингвостилистические средства выражения трагического мироощущения в лирике Георгия Иванова на примере стихотворений из цикла «Дневник»

Данная статья посвящена исследованию языковой организации текста стихотворений Г. Иванова «Зима идет своим порядком…», «Накипевшая за годы…», «Все туман. Бреду в тумане я…», «Иду — и думаю о разном…», «Туман. Передо мной дорога…», входящих в цикл «Дн...

Образ бурного пейзажа в лирике И. Ф. Сахновского

Статья посвящена рассмотрению специфики создания бурного пейзажа в лирическом тексте.

Функции колоративной лексики в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник»

В статье рассматривается колоративная лексика в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник». Главное внимание обращено на семантику черного, красного и белого цветов. Доказывается, что колоративная лексика является важным изобразительно-выразительным ...

Семантическое поле «бред» в ранней лирике А. А. Ахматовой

В статье рассматриваются состав и структура семантического поля «Бред» в ранней лирике А. А. Ахматовой, определяются особенности функционирования его единиц, часть лексем классифицируется по темам.

Пушкин и восточные мотивы в романе «Евгений Онегин»

В эпоху золотого века русской поэзии восток и восточная литература были важными темами для русских читателей. Ученые, изучающие восточную тему в творчестве А. С. Пушкина, отметили, что он был глубоко ознакомлен с культурой и литературой Востока. Рома...

Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена»

В статье используются новые подходы в контекстном анализе стихотворения А. Ахматовой, делается попытка более детально проследить мировоззренческую позицию поэта в один из самых сложных периодов ее жизни, что позволяет более широко трактовать поэтичес...

Похожие статьи

Анималистические образы в лирике С. А. Есенина: образ коня

Статья посвящена обзору имеющихся в отечественном литературоведении трактовок анималистических образов поэзии С. А. Есенина. Образы животных несут особую философскую, символическую и экспрессивную нагрузку. Образы животных в лирике С. А. Есенина иссл...

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Образ лермонтовского Демона в творчестве М. А. Врубеля и А. А. Блока

В статье автор объясняет взаимосвязь явления демонизма в русской культуре. Конкретными примерами являются труды М. Ю. Лермонтова, М. А. Врубеля, А. А. Блока.

Семантические особенности образа женщины в поэзии Т. Корбьера

Данная статья посвящена изучению лексико-семантических особенностей создания образа женщины в контексте лирики французского поэта Тристана Корбьера с помощью лингвистического анализа, ориентированного на метод семантического поля.

Лингвостилистические средства выражения трагического мироощущения в лирике Георгия Иванова на примере стихотворений из цикла «Дневник»

Данная статья посвящена исследованию языковой организации текста стихотворений Г. Иванова «Зима идет своим порядком…», «Накипевшая за годы…», «Все туман. Бреду в тумане я…», «Иду — и думаю о разном…», «Туман. Передо мной дорога…», входящих в цикл «Дн...

Образ бурного пейзажа в лирике И. Ф. Сахновского

Статья посвящена рассмотрению специфики создания бурного пейзажа в лирическом тексте.

Функции колоративной лексики в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник»

В статье рассматривается колоративная лексика в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник». Главное внимание обращено на семантику черного, красного и белого цветов. Доказывается, что колоративная лексика является важным изобразительно-выразительным ...

Семантическое поле «бред» в ранней лирике А. А. Ахматовой

В статье рассматриваются состав и структура семантического поля «Бред» в ранней лирике А. А. Ахматовой, определяются особенности функционирования его единиц, часть лексем классифицируется по темам.

Пушкин и восточные мотивы в романе «Евгений Онегин»

В эпоху золотого века русской поэзии восток и восточная литература были важными темами для русских читателей. Ученые, изучающие восточную тему в творчестве А. С. Пушкина, отметили, что он был глубоко ознакомлен с культурой и литературой Востока. Рома...

Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена»

В статье используются новые подходы в контекстном анализе стихотворения А. Ахматовой, делается попытка более детально проследить мировоззренческую позицию поэта в один из самых сложных периодов ее жизни, что позволяет более широко трактовать поэтичес...

Задать вопрос