Библиографическое описание:

Сарбаа Л. Н. Тьюторское сопровождение учебного процесса — индивидуализация обучения // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 824-825.



Приоритет современного образования — это индивидуализация к обучающимся. Осуществление индивидуализации возможно при эффективной и продуктивной организации образовательного процесса, который будет не только включать передачу знаний, умений и навыков, но и иметь психолого-педагогическую составляющую в форме сопровождения обучающегося при его продвижении по индивидуальной образовательной траектории.

Существует два принципа при тьюторском сопровождении учебного процесса: индивидуальный подход и индивидуализация.

При индивидуальном подходе педагог передает знания не массовым способом, а напротив, каждому с учетом индивидуальных способностей. При индивидуализации педагог учитывает способности каждого и оказывает сопровождение обучающегося в процессе обучения, которое позволяет реализовывать цели обучающихся.

При тьюторском сопровождении используют второй принцип — индивидуализации.

В школе появляется новая педагогическая позиция — не педагог-предметник, который ориентирован только на свой предмет, а педагог, который владеет технологией совместного с ребенком поиска индивидуального личностного плана образования.

С 2008 года профессия тьютор официально введена в список должностей педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального образования Российской Федерации.

Тьютор — новая профессия для российского образования. Тем не менее, в настоящий момент услуги тьютора достаточно востребованы. Реформируемая образовательная среда нуждается в новом специалисте, который не будет как педагог, передавать знания, а поможет обучаемому выстраивать свою индивидуальную образовательную программу (ИОП). [1]

Сопровождение тьютора предполагает выявление и «продвижение» интереса тьюторанта (сопровождаемого) по трём векторам: социальному, культурно-предметному и антропологическому, — раскрывающим дополнительные ресурсы для реализации образовательной программы конкретного обучающегося. Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). Тьютор создаёт избыточную образовательную среду, насыщенную множеством предложений, которые потенциально могут быть интересны обучаемому, затем он сопровождает так называемую «навигацию» его движения в этом пространстве предложений, обсуждая при этом различные стратегии.

Деятельность тьютора включает три этапа:

  1. Создание избыточной среды (ситуация: чтобы был выбор, разные программы, разные педагоги).
  2. Навигация (проложить и обсудить маршрут).
  3. Масштабирование (не навязывая, переводить интересы ребенка на другой масштаб).

Тьютор (с англ. tutor) — это «домашний учитель, (школьный) наставник, опекун». [4]

Тьюторская деятельность, работает с принципом индивидуализации, т. е. это личная образовательная траектория обучающегося, составленная по уровню его образовательных запросов, способностей, умений, навыков и мотивации.

Реализуя индивидуализацию обучения, тьютор в рамках нетрадиционной педагогической практики работает с неклассическими педагогическими принципами открытости, вариативности, индивидуализации.

Принцип индивидуального подхода предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося (Я. Коменский). Работает педагог фронтально, а усвоение идет индивидуально. Основное содержание этого принципа — найти адекватные способы передачи содержания разным людям [2].

В практике тьюторства при реализации принципа индивидуализации возникает вопрос: «Если все люди разные, то зачем мы всем даем одинаковое содержание?». В рамках принципа индивидуализации тьютор работает с индивидуальной образовательной программой (ИОП) ученика и осуществляет тьюторское сопровождение [1, с. 230–234].

Варианты (форматы) тьюторского сопровождения взависимости от масштаба ИОП [1]

Масштаб индивидуализации иварианты (модели) тьюторского сопровождения

Масштаб индивидуализации

Формат ИОП

Модели/вариант тьюторского сопровождения

В рамках одной дисциплины профессионального модуля направления.

Индивидуальный план освоения дисциплины.

Учитель педагог, психолог с тьютерской компетентностью. Образовательные события.

В рамках образовательной программы

Индивидуальная учебная программа.

Тьютор, наставник с тьютерской компетентностью. Уклад жизни в ОУ. Образовательные события.

В рамках профессионализации.

Индивидуальная программа профессионального развития.

Тьютор.

Возможные этапы тьюторской деятельности:

1-й этап — диагностика преподавателем уровня развития и степени выраженности личностных качеств обучающихся;

2-й этап — фиксирование каждым обучающимся, а затем и преподавателем фундаментальных образовательных объектов в образовательной области или ее теме с целью обозначения предмета дальнейшего познания;

3-й этап — выстраивание системы личного отношения обучающегося к предстоящей к усвоению образовательной области или теме;

4-й этап — программирование каждым обучающимся индивидуальной образовательной деятельности;

5-й этап — деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся;

6-й этап — демонстрация личных образовательных продуктов обучающихся и коллективное их обсуждение;

7-й этап — рефлексивно-оценочный. [3]

Профессия «тьютор» является своеобразным «ответом» на «вызов» современного общества, способный удовлетворить потребность человека в расширении образовательного пространства, в самоопределении, самоактуализации, в возможности осуществить выбор своего жизненного пути.

Литература:

  1. Азарова Е. А. К вопросу о тьюторской практике в современном образовательном пространстве // Преподаватель высшей школы в 21-м веке: тр. 8-й Междунар. науч.-практ. интернет-конф. Сб. 8. Ростов н/Д., 2010. Ч. 2. С. 230–234.
  2. Долгова Л. М. Нормативно-правовое оформление деятельности тьютора в образовательном учреждении // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара. — М.: АПКиППРО, 2009.
  3. Ковалева Т. М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения // Теоретические исследования 2005 года: материалы науч. конф. М.: ИТИП РАО, 2006.
  4. Колосова Е. Б. Тьютор как новая педагогическая позиция. — М.: 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): принципа индивидуализации, новая педагогическая позиция, индивидуализации педагог, реализации принципа индивидуализации, принципа индивидуализации тьютор, Осуществление индивидуализации, Тьюторское сопровождение, принципом индивидуализации, тьюторском сопровождении, образовательном учреждении, индивидуальной образовательной, тьюторского сопровождения, учебного процесса, организации образовательного, индивидуальном подходе педагог, индивидуальной образовательной траектории, тьюторском сопровождении учебного, деятельности тьютора, тьюторского сопровождения взависимости, современном образовательном пространстве.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос