Проектирование и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ в дошкольном возрасте | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Проектирование и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ в дошкольном возрасте / Л. В. Лебедева, В. Ю. Филькова, И. Н. Чернышова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 1-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2576/ (дата обращения: 19.04.2024).



Индивидуальная образовательная программа (ИОП) является учебным планом коррекционно-образовательной деятельности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом его реальных возможностей, специфики развития и особых индивидуальных потребностей. Эта программа разрабатывается специалистами психолого-педагогического сопровождения (педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем и другими специалистами).

В ИОП раскрываются специальные образовательные условия для реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на дошкольной ступени образования. Индивидуальная образовательная программа разрабатывается и реализуется для конкретного нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), при обязательном ознакомлении их с содержанием программы

На основе результатов диагностического обследования в ИОП описываются имеющиеся дефициты и ресурсы ребенка, планирование коррекционно-образовательной деятельности, его образовательный маршрут, ожидаемые результаты. Структура индивидуальной образовательной программы проектируется и реализуется по образовательным областям программы дошкольного воспитания.

В течение года содержание программы может видоизменяться и корректироваться в зависимости от динамики коррекционно-образовательного процесса.

Мы представляем вашему вниманию вариант ИОП, разработанный творческой группой педагогов, с примером заполнения.

1 лист

2 лист

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общие сведения о ребенке
  2. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) (копия)
  3. Заключение ЦПМПК (копия)
  4. Индивидуальный режим дня
  5. Индивидуальный образовательный маршрут
  6. Индивидуальный образовательный план
  7. Реализация индивидуальной программы развития
  8. Приложение (особенности заболевания, если ребенок-инвалид)

3 лист

Общие сведения оребенке.

  1. Ф. И. О ребенка __________________________________________________
  2. Дата рождения __________________________________________________
  3. Дата поступления в дошкольную группу____________________________
  4. Адрес:

По прописке_______________________________________________________

По месту пребывания _______________________________________________

  1. Сведения о родителях (законных представителях):

Мать

Ф. И. О.,год рождения________________________________________________

Образование, специальность__________________________________________

Место работы, должность, телефон____________________________________

Отец

Ф. И. О.,год рождения________________________________________________

Образование, специальность__________________________________________

Место работы, должность, телефон____________________________________

  1. Пребывание в других детских учреждениях_________________________
  2. Статус:

«ребенок с ограниченными возможностями здоровья»,

ребенок — инвалид: От_________________г. основной диагноз____________

__________________________________________________________________

№ удостоверения по инвалидности_____________МСЭК№ ___________

срок назначения________________продление________________ИПР№ ____

  1. Соматическое здоровье

Группа здоровья_______________________________________________________________

Часто ли ребенок болеет, какие заболевания, травмы перенес_______________________________________________________________________

Сон__________________________________________________________________________

Аппетит______________________________________________________________________

Энурез и (или) энкопрезом _____________________________________________________

Данные о текущих заболеваниях и лечении___________________________

  1. Пищевое поведение: темп (скорость) приема пищи, избирательность употребления отдельных видов продуктов, субъективное отношение к процессу питания, аккуратность при приеме пищи, умение пользоваться ложкой._______________________________________________________________________
  2. Состав семьи_____________________________________________________

Кто занимается воспитанием ребенка_______________________________________

  1. Заключение ЦПМПК_______________________________________________

4 лист

Индивидуальный режим дня

(старшая группа № … для детей с ТНР)

(в холодный период года)

Режимные моменты

Распорядок дня за неделю

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Приход ребенка, самостоятельная

деятельность, игры

7.00–8.10

7.00–8.10

7.00–8.10

7.00–8.10

7.00–8.10

Утренняя гимнастика

8.10–8.20

8.10–8.20

8.10–8.20

8.10–8.20

8.10–8.20

Игры, самостоятельная деятельность

8.20–8.30

8.45–9.00

10.00–10.50

8.20–8.30

8.45–9.00

10.00–10.35

8.20–8.30

8.45–9.00

10.00–10.50

8.20–8.30

8.45–9.00

10.00–10.50

8.20–8.30

8.45–9.00

9.25–10.35

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30–8.45

8.30–8.45

8.30–8.45

8.30–8.45

8.30–8.45

Непрерывная образовательная деятельность

9.00–9.25 ФЦКМ

9.35–10.00 Лепка/

аппликация

15.10–15.35

Физ-ра (зал)

9.00–9.25 ФЭМП

9.35–10.00

Реч. разв.

10.35–11.00

Муз.деят.

15.10–16.10 Физ-ра

(плавание)

9.00–9.25

Рисование

9.35–10.00

Реч.разв.

15.10–15.35

Физ.(зал)

9.00–9.25

Экология

9.35–10.00 Реч.разв.

15.10–16.10

Физ-ра (плавание)

9.00–9.25

Констр.-е

10.35–11.00

Муз.деят.

Подготовка к прогулке, прогулка

(1-я п/дня)

10.50–12.30

11.00–12.30

10.5012.30

10.50–12.30

11.00–12.30

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

12.30–12.40

12.30–12.40

12.30–12.40

12.30–12.40

12.30–12.40

Подготовка к обеду, обед

12.40–13.10

12.40–13.10

12.40–13.10

12.40–13.10

12.40–13.10

Подготовка ко сну, дневной сон

13.10–15.00

13.10–15.00

13.10–15.00

13.10–15.00

13.10–15.00

Подъем, гимнастика пробуждения, гигиенические процедуры

15.00–15.10

15.00–15.10

15.00–15.10

15.00–15.10

15.00–15.10

Полдник

15.35–15.50

15.25–15.40

15.35–15.50

15.25–15.40

15.25–15.40

Самостоятельная деятельность

15.50–16.40

15.40–16.40

15.50–16.40

15.40–16.40

15.40–16.40

Подготовка к прогулке, прогулка,(2-ая п/д)

16.40–18.00

16.40–18.00

16.40–18.00

16.40–18.00

16.40–18.00

Индивидуальные

Коррекционно-

речевые занятия

(учитель-логопед)

11.00–11.25

9.25–9.50

5 лист

Индивидуальный образовательный маршрут

Иванова Ивана Ивановича

на 2016–2017 учебный год

(подготовительная к школе группа № … для детей с ТНР)

Образовательные области

Дефициты ребенка

Ресурсы ребенка

Целевой раздел

Ожидаемые результаты

Социально-коммуникативное

развитие

- Испытывает затруднения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми из-за речевого недоразвития;

— не может достаточно длительное время работать сосредоточенно; — стесняется публичных выступлений;

— избегает деятельности требующей волевых усилий.

- Активно и устойчиво взаимодействует с детьми; может сотрудничать на занятиях;

— доброжелательна; трудолюбива, соблюдает и выполняет правила игры.

- Формирование положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;

— развитие навыков активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

— развитие способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, разрешать конфликты, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

- Взаимодействует со сверстниками и взрослыми, не испытывая затруднений;

— принимает участие в коллективных играх;

— выполняет задания в мини группе;

— сотрудничает с детьми и педагогами;

— длительное время работает сосредоточенно.

Познавательное Развитие ФЦКМ

- Не достаточно чётко устанавливает связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием;

— испытывает трудности при объяснении экологических зависимостей, не всегда правильно устанавливает связи взаимодействия человека с природой;

— не достаточно хорошо устанавливает причинно-следственные связи между состоянием окружающей средыижизнью живых организмов;

— затрудняется анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

— не всегда называет виды транспорта;

— не знает домашний адрес.

-Узнаёт и называет материалы, из которых, сделаны предметы (стекло, металл, кожа и т. д.)

— имеет обобщённые представления о знакомых природных явлениях, которые образуются на основе комплекса существенных характерных признаков, доступных наблюдению.

— знает название родного города.

— знает и называет некоторые виды транспорта, знает правила поведения в общественном транспорте- знает название страны, её главный город.

-Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения, о природном многообразии планеты Земля

- Хорошо знакома с предметным миром окружающим его.

— умеет сравнивать, группировать, классифицировать предметы, понимает значение обобщающих слов;

— устанавливает связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием;

— объясняет экологические зависимости; устанавливает связи взаимодействия человека с природой;

— имеет представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.

— устанавливает причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов (осенью насекомые прячутся в земле или под корой деревьев и спя, улетают в тёплые края многие птицы и т. д.);

— различает и называет виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);

— имеет представление о родном крае, знает герб, флаг России.

— имеет представление о труде взрослых, профессиях,

— знает домашний адрес.

ФЭМП

- Затрудняется в порядковом счёте в пределах 20;

— затрудняется в называние фигур: многоугольник, шар, куб, цилиндр, не проводит их сравнения;

— не составляет, на основе наглядности, и не решает задачи в одно действие на сложение и вычитание;

— неуверенно ориентируется на ограниченной территории: листе бумаги, поверхности стола, странице тетради, книги;

— не всегда точно обозначает взаимное положение предметов;

— не использует в речи понятия до, после, раньше, позже, в одно и тоже время.

— затрудняется в определении последовательности месяцев.

— не определяет время по часам с точностью до 1 часа.

— не достаточно хорошо конструирует фигуры: по словесному признаку, перечислению их характерных свойств;

— не уверенно называет направление движения объекта.

— затрудняется в определении временных отношений (день, неделя, месяц).

- Считает до 10

— соотносит цифру (0–9) и количество предметов;

— понимает отношения между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1);

— раскладывает число на два меньших, (в пределах 10, на основе наглядности);

— различает и называет: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;

— измеряет длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной мерки (бумаги в клетку).

— измеряет объём жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.

— сравнивает предметы по форме.

— узнаёт знакомые фигуры в пределах реального мира.

—знает названия и последовательность дней недели.

- Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Считает в пределах 20;

— называет фигуры: многоугольник, шар, куб, цилиндр, проводит их сравнения;

— составляет, на основе наглядности, и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание;

— ориентируется на ограниченной территории: листе бумаги, поверхности стола, странице тетради, книги;

— обозначает взаимное положение предметов;

— использует в речи понятия до, после, раньше, позже, в одно и тоже время;

— определяет последовательность месяцев;

— определяет время по часам с точностью до 1 часа;

— хорошо конструирует фигуры: по словесному признаку, перечислению их характерных свойств;

— уверенно называет направление движения объекта;

— определяет временные отношения (день, неделя, месяц).

Речевое развитие

*ПБР * ЛГК *ФФК *СР

- Не достаточно сформирована психологическая база речи (внимание, память, мышление);

— нарушение словесно-логического мышления;

— дефицит номинативного, предикативного, атрибутивного словаря;

— нарушение фонематического слуха и восприятия;

— несформиро-ванность языкового анализа и синтеза;

— нарушение грамматического и синтаксического оформления речи;

— нарушение ритмико-интонационной стороны речи;

— нарушение объема и переключаемости артикуляционного аппарата.

-Интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме;

— ребенок может построить собственное высказывание на основе визуально полученной информации;

— использует помощь взрослого, наводящие вопросы;

— изолированно поставлены все звуки, автоматизированы в слогах, словах со слоговой структурой 1–4 типов;

— не нарушено просодическое оформление речи;

— артикуляционный аппарат без патологии в строении;

— сохранная мотивационная сторона речи.

- Совершенствование психологической базы речи (слухового внимания, слухового восприятия, слухоречевой памяти и мышления);

— обогащение словарного запаса;

— совершенствование грамматического строя речи;

— развитие разных видов связной речи;

— развитие фонематического слуха, восприятия, представлений;

— формирование навыков звуко- буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза;

— автоматизация и дифференциация основных групп звуков в словах с различным типом слоговой структуры, соответствующем темпу разговорной речи и в раз-личных грамматических конструкциях;

— развитие ритмико-интонационной стороны речи;

— обучение элементам грамоты, развитие графомоторных навыков.

- Хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения;

— знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи;

— составляет рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке;

— владеет навыками словоизменения и словообразования;

— звуки родного языка автоматизированы и дифференцированы;

—правильно произносит сложные слова со стечением согласных звуков;

—владеет навыками анализа предложений с простыми предлогами и составлением их графических схем;

— сформированы элементарные навыки звуко-буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности;

—знает и печатает буквы родного языка;

—владеет навыком послогового чтения.

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность

Лепка, ИЗО, аппликация

- До начала работы определяет не замысел, а лишь тему работы в общем виде;

— не всегда получает результат, соответствующий замыслу;

—проявляет неустойчивый интерес к произведениям народного искусства;

— не различает виды народных промыслов;

— использует только фризовую перспективу (рисует на одной линии все);

— технические навыки недостаточно сформированы.

- Называет некоторые виды народных промыслов;

— ориентируется в пространстве листа бумаги с помощью взрослого;

— передает общую структуру и пропорции объектов;

— общая моторика не нарушена;

— участвует в партнёрской деятельности со взрослым.

РИСОВАНИЕ

Развитие чувства формы, цвета, пропорций, декоративного творчества детей

— совершенствование умения передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок;

— передача движения фигур;

— закрепление способов и приемов рисования различными материалами;

— обучение созданию сюжетных композиций на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений.

- Создает замысел до начала выполнения работы и реализует его;

— используя разные способы создания изображения;

— проявляет устойчивый интерес к произведениям народного искусства;

— различает основные виды народных промыслов;

— технические навыки достаточно сформированы.

- Не создает предметные и сюжетные изображения с натуры;

— затрудняется в составлении узора из геометрических и растительных элементов;

— слабо владеет приемом вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой;

— не владеет знакомыми приёмами аппликации.

- Развито чувство цвета, композиции;

—проявляет творчество.

— знаком с некоторыми техниками.

АППЛИКАЦИЯ

— Совершенство-вание умений использовать разные приемы вырезывания и наклеивания, умение составлять узоры и композиции из растительных элементов и геометрических фигур;

— обучение технике обрывания в сюжетной аппликации;

— создание аппликации по мотивам народного искусства;

— развитие композиционных навыков, чувства цвета, чувства ритма;

— формирование умений создавать мозаичные

изображения.

- Создает предметные и сюжетные изображения с натуры;

— способна составить узор из геометрических и растительных элементов;

— владеет приемом вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой;

— владеет знакомыми приёмами аппликации.

Музыкальная деятельность

— Не сформировано умение передавать характерные движения человека и животных;

— не умеет создавать скульптурные группы из двух трех фигур;

— не передает пропорции, выразительность поз и детали;

— не использует декоративные «налепы» для придания эмоциональности готовой работе;

— не использует разнообразие материалов.

-Умеет использовать различные техники и комбинировать материалы.

— пользуется стекой для украшения поделки.

—знаком с некоторыми приёмами лепки (скатывание, раскатывание, вдавливание

Лепка

Развитие навыков создания объемных и рельефных изображений, используя освоенные ранее разнообразные материалы и разные приемы лепки;

— развитие пластичности в лепке;

— совершенствование умений передавать в лепке движения изображаемых объектов;

— формирование умение создавать композиции и скульптурные группы из нескольких фигурок.

- Сформировано умение передавать характерные движения человека и животных;

— умеет создавать скульптурные группы из двух трех фигур;

— передает пропорции, выразительность поз и детали;

— использует декоративные «налепы» для придания эмоциональности готовой работе;

— использует разнообразие материалов.

-Испытывает поверхностный интерес ко всем видам музыкальной деятельности, не выделяя из них ни одного;

затрудняется самостоятельно менять движения в соответствии с музыкальными фразами;

— испытывает затруднения в исполнении песен легким звуком, сложность в произношении слов в пении.

- С желанием выполняет ответственные поручения «покажи, как надо», «продирижируй песню»

— с большим удовольствием выполняет движения по показу взрослого;

— эмоционально передает образ песни, поет умеренно громко.

-Формирование у детей музыкального вкуса, знакомство их с классической, народной и современной музыкой;

— воспитание любви и интереса к музыке;

— развитие музыкальной восприимчивости, музыкального слуха.

— формирование певческого голоса и выразительности движений.

- Проявляет интерес ко всем видам музыкальной деятельности;

— ориентируется в пространстве, выполняет простейшие перестроения;

— умеет петь легким звуком, брать дыхание между фразами, своевременно начинает и заканчивает песню.

Физическое развитие ММР

Общая моторика

- Быстро утомляется

— испытывает затруднения в прыжках на двух ногах с зажатым между ног предметами;

— слабо развита техника прыжков через скакалку;

— затрудняется в отбивании мяча одной рукой на месте, в ходьбе по прямой, между предметами, вокруг большого обруча; забрасывание мяча в баскетбольную корзину двумя руками от груди и одной от плеча;

— испытывает затруднения в сохранение долгое время статической позы.

— испытывает затруднения при беге на выносливость — 300м.

- Достаточный навык обычной ходьбы, достаточно четкая координация движений;

— бег естественный, легкий;

— выполняет прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед

— развиты навыки катание, бросание и ловли мяча.

-Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

— обеспечение гармоничного физического развития;

— совершенствование умений и навыков в основных видах движений;

— воспитание красоты, грациозности, выразительности движений;

— формирование правильной осанки.

- Повысил выносливость;

— имеетхороший навык ходьбы, достаточно четкая координация движений, осваивает ходьбу с крестным шагом, выпадами, в приседе;

— освоил технику прыжков на двух ногах с продвижением вперед — по доске или по скамейке; с зажатым между ног предметами; боком через линию, продвигаясь вперед; вверх и вниз по доске, положенной наклонно;

— освоил прыжки через короткую скакалку;

— освоил технику отбивании мяча одной рукой на месте, в ходьбе по прямой, между предметами, вокруг большого обруча;

— освоил технику забрасывания мяча в баскетбольную корзину двумя руками от груди и одной от плеча;

— удерживает равновесие при ходьбе по высокой и узкой опоре, делает «ласточку»;

— повысилвыносливость в беге — 300м.

Физическое развитие

Плавание

Слабо владеет спортивными способами плавания (кроль на груди и на спине, брасс, дельфин) в полной координации;

— недостаточно развита техника рук и ног;

— затрудняется плавать на одних руках.

- Выполняет 15 выдохов в воду;

— скользит на груди 3–5м.;

— выполняет упражнение «звёздочка» на груди и на спине;

— проплывает облегченным способом плавания 10 м.

- Плавание любым способом 20–25 м.;

- Повысил выносливость, развила скорость;

— овладел техникой спортивного плавания в полной координации;

— проплывает 20 м. любым способом;

— освоил элементы прикладного плавания.

Условные обозначения. ФЦКМ- формирование целостной картины мира. ФЭМП- формирование элементарных математических представлений. ММР- мелкая моторика рук. ПБР- психологическая база речи. ЛГК- лексико-грамматические компетенции. ФФК- фонетико-фонологические компетенции. СР- связная речь.

Примечание. Создание специальных условий обучения и воспитания отражено в индивидуальном плане.

6 лист

Индивидуальный образовательный план

Иванова Ивана Ивановича

на 2016–2017 уч. год

Создание специальных условий

Используемые программы итехнологии

ФИО

специалиста

Направления работы

Количество занятий внеделю

Форма проведения деятельности

Психологи-ческое

Сопровождение

по зпросу

индивидуальные

АООП «Школа «Спектр»;

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

под ред. Н. Е. Веркасы;

Панфилова М. А. «Игротерапия общения» Чистякова М. Н. «Психогимнастика»; Ганичева И. В. «Телесно-ориентированные подходы в пс-кор. работе с детьми».

педагог-психолог

Логопедическое

сопровождение

3

Фронтально-подгрупповые

«Коррекция нарушения речи» под. ред. Т. Б. Филичевой и др.; Гомзяк О. С. «Организация логопедической работы с детьми 5–7лет с ОНР III ур»; Нищева Н. В. «Система коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР»; Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. «Логопед. занятия в детском саду».

учитель-логопед

2

Индивидуальные/

Индивидуально-подгрупповые

Дефектологическое сопровождение

2

Фронтально-подгрупповые

Шевченко С. Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»;

Новикова В. П. «Математика в детском саду»;

Дыбина О. Б. «Ребенок и окружающий мир».

учитель-дефектолог

2

Индивидуальные/

Индивидуально-подгрупповые

Педагогическое

сопровождение

6

Фронтальные

Новикова В. П. «Математика в детском саду»;

Дыбина О. Б. «Ребенок и окружающий мир».

Воспитатели

3

Фронтально-подгрупповые

2

индивидуальные

Музыкальное развитие

2

Фронтальные

Буренина А. И. «Программа «Ладушки»; Кустова Л. А. «Танцкласс»; Картушина М. Ю. 2Музыкальные игры для детей младшего дошкольного возраста».

Музыкальный руководитель

по необходимости

индивидуальные

Физическое развитие (плавание)

2

Фронтально — подгрупповые

Т. А. Протченко, Ю. А. Семенов «Обучение плаванию дошк-в и мл. школ-в»; Б. Б. Егоров и др «Оздоровительный комплекс в д/с»; Р. Гузман «Плавание. Упражнения для обучения и совершенствования техники всех стилей».

Инструктор по физической культуре

по необходимости

индивидуальные

Физическое развитие

2

Фронтально — подгрупповые

Л. И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду».

Воспитатели

по необходимости

индивидуальные

7 лист

Реализация индивидуальной программы развития

Иванова Ивана Ивановича

(2016–2017 учебный год)

(подготовительная к школе группа № … для детей с ТНР)

Образовательные области

Ожидаемые результаты

Достижения

+ (сформ-но)

+- (на стадии формирования

— (не сформ-но)

Выводы

Социально-коммуникативное развитие

- Взаимодействует со сверстниками и взрослыми, не испытывая затруднений;

+

Требуется дальнейшее развитие произвольного внимания.

- принимает участие в коллективных играх;

+

- выполняет задания в мини группе;

+

- сотрудничает с детьми и педагогами;

+

- длительное время работает сосредоточено.

+-

Познавательное развитие

  • ФЦКМ
  • ФЭМП

- Хорошо знакома с предметным миром окружающим его;

+

Недостаточно сформированы мыслительные процессы, мышление носит наглядно-практический характер.

- умеет сравнивать, группировать, классифицировать предметы, понимает значение обобщающих слов;

+-

- устанавливает связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием;

+-

- объясняет экологические зависимости; устанавливает связи взаимодействия человека с природой;

+-

- имеет представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края;

+

- устанавливает причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов (осенью насекомые прячутся в земле или под корой деревьев и спя, улетают в тёплые края многие птицы и т. д.);

+-

- различает и называет виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);

+

- имеет представление о родном крае, знает герб, флаг России.

+

- имеет представление о труде взрослых, профессиях,

+

— знает домашний адрес.

+

- Считает в пределах 20;

+-

- называет фигуры:

многоугольник, шар, куб, цилиндр, проводит их сравнения;

+

- составляет, на основе наглядности, и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание;

+-

- ориентируется на ограниченной территории: листе бумаги, поверхности стола, странице тетради, книги;

+-

- обозначает взаимное положение предметов;

+-

- использует в речи понятия до, после, раньше, позже, в одно и тоже время;

+-

-определяет последовательность месяцев;

+-

- определяет время по часам с точностью до 1 часа;

+-

- конструирует фигуры: по словесному признаку, перечислению их характерных свойств;

+-

- уверенно называет направление движения объекта;

+-

- определяет временные отношения (день, неделя, месяц).

+

Речевое развитие

  • ПБР
  • ЛГК
  • ФФК
  • СР

- Хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения;

+

В речевом развитие наблюдается положительная динамика в ходе коррекционно-развивающей работы.

Психологическая база речи (внимание, память, мышление) в стадии формирования.

Звуки родного языка автоматизированы и дифференцированы.

Требуется дальнейшее формирование слоговой структуры слова в многосложных, труднопроизносимых словах.

Рекомендовано обучение в общеобразовательной школе по основной образовательной программе и сопровождение учителя-логопеда на логопункте.

Направлена на комиссию ЦПМПК для уточнения дальнейшего образовательного маршрута.

- знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи;

+

- составляет рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке;

+-

— владеет навыками словоизменения и словообразования;

+-

- звуки родного языка автоматизированы и дифференцированы;

+

-правильно произносит сложные слова со стечением согласных звуков;

+-

-владеет навыками анализа предложений с предлогами и составлением графических схем предложений;

+-

-сформированы элементарные навыки звуко-буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности;

+

-знает и печатает буквы родного языка;

+

-владеет навыком послогового чтения.

+

Художественно-эстетическое развитие

  • Продуктивная деятельность

Рисование

Создает замысел до начала выполнения работы и реализует его;

+-

Продуктивная деятельность находится на достаточном уровне.

- использует разные способы создания изображения;

+

- проявляет устойчивый интерес к произведениям народного искусства;

+

- различает основные виды народных промыслов;

+-

- владеет техническими навыками.

+-

Аппликация

Создает предметные и сюжетные изображения с натуры;

+-

- составляет узор из геометрических и растительных элементов;

+

- владеет приемом вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой;

+-

- владеет знакомыми приёмами аппликации.

Лепка

+-

- Передает характерные движения человека и животных;

+

- создаёт скульптурные группы из двух трех фигур;

+

- передает пропорции, выразительность поз и детали;

+

- использует декоративные «налепы» для придания эмоциональности готовой работе;

+-

- использует разнообразие материалов.

+

Музыкальная деятельность

- Проявляет интерес ко всем видам музыкальной деятельности;

+

Проявляет творческую активность на музыкальных занятиях. Рекомендованы занятия в театральных, музыкальных, хореографических секциях дополнительного образования.

- ориентируется в пространстве, выполняет простейшие перестроения;

+

- поёт легким звуком, берёт дыхание между фразами, своевременно начинает и заканчивает песню.

+

Физическое развитие

  • ММР
  • Общая моторика

- Достаточно вынослива;

+-

Рекомендовано оздоровительное плавание в бассейне.

- владеет техникой прыжков на двух ногах с продвижением вперед — по доске или по скамейке; с зажатым между ног предметами; боком через линию, продвигаясь вперед; вверх и вниз по доске, положенной наклонно;

+-

- прыгает через короткую скакалку;

+-

- отбивает мяч одной рукой на месте, в ходьбе по прямой, между предметами, вокруг большого обруча;

+-

- владеет техникой

забрасывания мяча в баскетбольную корзину двумя руками от груди и одной от плеча;

+-

- удерживает равновесие

при ходьбе по высокой и узкой опоре, делает «ласточку»;

+-

— достаточно вынослив в беге — 300м.

+-

Плавание

Достаточно вынослива, развивает скорость;

+-

- владеет техникой

спортивного плавания в полной координации;

+-

- проплывает 20 м. любым способом;

+-

- владеет элементами

прикладного плавания.

+

Индивидуальная образовательная программа является неотъемлемой частью обеспечения образовательно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, определяет возможности ребенка и способы компенсации дефицитарных функций, помогает решать задачи обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ с учетом специфики их развития и особых образовательных потребностей.

Литература:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.Васильевой; Издательство «Мозаика-Синтез»: Москва, 2014;
  2. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное соответствии с ФГОС ДО. / Н. В. Нищева;
  3. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л. В. Лопатиной;
  4. «Первоцветы»: основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Коллектив авторов под руководством Н. В. Микляевой.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыкальная деятельность, родной язык, физическое развитие, вид транспорта, детский сад, индивидуальная образовательная программа, навык, народное искусство, основа наглядности, предмет, представление, психологическая база речи, родной край.

Похожие статьи

Создание условий для развития речи детей на примере...

Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: в регламентированной, совместной и самостоятельной. Однако главными являются специальные занятия по обучению родному языку и развитию речи.

Патриотическое воспитание в современном дошкольном...

детский сад, дошкольный возраст, ребенок, народная музыка, патриотическое воспитание, родная природа, патриотическая тематика, музыкальное искусство, музыкальная деятельность, родной дом.

Укрепление физического и психического здоровья детей...

Через игры реализуется самодеятельность детей: детские тайные языки, считалки, жеребьёвки, декламации, хороводы и т. д. Устное народное

С этой целью мы обыгрывали малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

развитие музыкально-ритмического чувства;  формирование навыков коллективной деятельности. Например: русские народные песенки, потешки, детские песенки, небольшие пьесы, марши и т. д.

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви...

дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний адрес, Севастополь, задание, детский сад, патриотическое воспитание, патриотическое воспитание дошкольников.

Организация предметно-пространственной среды в рамках...

детский сад, народная игрушка, ребенок, родитель, декоративно-прикладное искусство, русское народное творчество, народное

Формирование ценностного отношения к родному краю у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным симбирским творчеством.

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

Детский сад – первое звено в системе народного образования. Одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Интеграция образовательных областей в образовательной...

‒ сохранение здоровья ребёнка; ‒ развитие базовых качеств личности; ‒ построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 85 г.Томска (pdf).

И уже постепенно можно будет овладевать навыком рассказывания без наглядности. Использование рифмующихся слов: игра: БУ-РИ-МЕ.

Похожие статьи

Создание условий для развития речи детей на примере...

Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: в регламентированной, совместной и самостоятельной. Однако главными являются специальные занятия по обучению родному языку и развитию речи.

Патриотическое воспитание в современном дошкольном...

детский сад, дошкольный возраст, ребенок, народная музыка, патриотическое воспитание, родная природа, патриотическая тематика, музыкальное искусство, музыкальная деятельность, родной дом.

Укрепление физического и психического здоровья детей...

Через игры реализуется самодеятельность детей: детские тайные языки, считалки, жеребьёвки, декламации, хороводы и т. д. Устное народное

С этой целью мы обыгрывали малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

развитие музыкально-ритмического чувства;  формирование навыков коллективной деятельности. Например: русские народные песенки, потешки, детские песенки, небольшие пьесы, марши и т. д.

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви...

дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний адрес, Севастополь, задание, детский сад, патриотическое воспитание, патриотическое воспитание дошкольников.

Организация предметно-пространственной среды в рамках...

детский сад, народная игрушка, ребенок, родитель, декоративно-прикладное искусство, русское народное творчество, народное

Формирование ценностного отношения к родному краю у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным симбирским творчеством.

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

Детский сад – первое звено в системе народного образования. Одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Интеграция образовательных областей в образовательной...

‒ сохранение здоровья ребёнка; ‒ развитие базовых качеств личности; ‒ построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 85 г.Томска (pdf).

И уже постепенно можно будет овладевать навыком рассказывания без наглядности. Использование рифмующихся слов: игра: БУ-РИ-МЕ.

Задать вопрос