Автор: Сутковая Надежда Валерьевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)

Дата публикации: 28.12.2016

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Сутковая Н. В. Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 49-52.



В статье рассматриваются: а) индивидуальный подход как необходимое условие подготовки ребенка к учебной деятельности; б) феномен «педагогическое сопровождение»; в) проектирование индивидуальной образовательной программы.

Ключевые слова:педагогическое сопровождение, индивидуальный подход, индивидуальная образовательная программа

Педагогическое сопровождение развития ребенка становится неотъемлемым элементом индивидуализации дошкольного образования. Индивидуализация образования — процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной образовательной деятельности. Сопровождение ребенка гарантирует помощь и поддержку любому ребенку с учетом его индивидуальных возможностей, потенциал развития, потребностей и интересов.

Феномен «педагогическое сопровождение» в педагогической науке появилось относительно недавно. Словарь русского языка С. И. Ожегова раскрывает понятие сопровождения следующим образом: сопровождать, значит, сопутствовать чему-либо, служить приложением, дополнением к чему-либо [7].

Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына рассматривают сопровождение как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого [5; 10].

Следует отметить, что значительная часть толкований дефиниции «педагогическое сопровождение» связана с характером действий педагога по отношению к ребенку. Так, например, Е. А. Александрова говорит о педагогическом сопровождении как об умении педагога находиться вместе с ребенком, сопровождать его в образовательной деятельности [2]. При этом под сопровождением понимается не просто действие, а сложный процесс взаимодействия субъектов образовательной деятельности, направленной на достижение целевых ориентиров.

По мнению Е. А. Александровой, педагогическое сопровождение характеризуется уменьшением степени вмешательства взрослого в образовательный процесс, а умением ребенка решать свои образовательные и личностные проблемы [2].

В. А. Сластенин, раскрывает в своей трактовке педагогического сопровождения методы педагогической деятельности. С его точки зрения, педагогическое сопровождение — это «…наблюдение, консультирование и участие ребенка в проблемной ситуации при минимальном участие педагога» [8, с. 129].

В. А. Айрапетов рассматривает педагогическое сопровождение «…как форму партнерского взаимодействия, в процессе которого согласуются смыслы деятельности и создаются условия для индивидуального принятия решений» [1, с. 67.].

Е. К. Исакова, Д. В. Лазаренко и С. В. Сильченкова, «рассматривают педагогическое сопровождение — как форму педагогической деятельности, направленную на создание условий для личностного развития и самореализации воспитанников, развития у ребенка самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора» [2; с. 13].

Сопровождение, по определению М. Р. Битяновой, это определенная идеология работы, объединяющей цели психологической и педагогической практики и акцентирует внимание на главном — на личности. Главная цель сопровождения — создание социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок становится субъектом своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира. Психолого-педагогическое сопровождение — профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в образовательном пространстве. Таким образом, деятельность по сопровождению направлена на создание благоприятных социально-психологических условий, способствующих успешному развитию детей.

В науке педагогическое сопровождение определяется как: взаимодействие субъектов обучения и воспитания (Г. Е. Зборовского, A. B. Меренкова, В. А. Петровского); педагогическая поддержка (О. С. Газмана, Н. Б. Крыловой, H. H. Михайловой и др.); необходимость продуктивногообщенияпредставителей социальных и профессиональных групп (И. С. Кон, М. Ю. Кондратьева др.). В психолого-педагогических исследования акцент часто делается на понятие психологическое сопровождение, означающее идти вслед за развитием (Р. В. Овчарова); опора на естественное развитие человека (Г. Н. Сериков); сопутствовать кому-либо (Ч. А. Чирков).

В. И. Слободчиков рассматривает педагогическое сопровождение как помощьребенкув его личностном росте, установку наэмпатийноепонимание, на открытоеобщение, а A. B. Мудриктрактует его как особую сферу деятельностипедагога, направленную на приобщение ребенка к социально-культурным и нравственнымценностям, необходимым для самореализации и саморазвития.

В исследовании Е. А. Соколовой, педагогическое сопровождение определяется как: непрерывная деятельность, которая направлена на предотвращения трудностей; сопровождение должны осуществлять «тьюторы-педагоги», обладающие определенным набором функций [11].

По мнению И. А. Колесникова и В. А. Сластёнина, «педагогическое сопровождение — это процесс участия ребёнка дошкольного возраста в проблемной ситуации при минимальном участии педагога» [8, с. 129].

И. А. Исаева рассматривает педагогическое сопровождение через взаимодействие между участниками образовательного процесса (педагогами, детьми, родителями), опираясь на сильные стороны ребёнка, его личностный потенциал и самостоятельность [4].

В дошкольной образовательной организации педагогическое сопровождение ребенка осуществляется в основном педагогическими средствами, через воспитателя и традиционные формы взаимодействия взрослых с детьми. Именно педагог отслеживает «динамику развития ребенка в образовательном процессе, создает социально-психологические условия для развития ее личности. Для получения и анализа информации используются методы диагностики. На основе полученных данных педагог разрабатывает индивидуальные траектории развития каждого ребенка, осуществляет выбор средств и форм организации образовательной деятельности, консультирует и просвещает родителей, создает ситуации сотрудничества с ними» [9, c. 8].

Педагогическое сопровождение развития ребенка предполагается как:

– целостная, открытая система диагностических, развивающих средств, направленных на оказание помощи в разрешении затруднений ребенка;

– развитие личности ребенка, его способностей и субъектной позиции;

– интеграция деятельности педагога, психолога и других специалистов ДОО, родителей.

«Сопровождая развитие ребенка, педагоги, прежде всего, опираются на его интересы, потребности, опыт. Эта технология требует не воздействия на детей, а взаимодействия с ними» [9, с. 3].

Педагогическое сопровождение развития ребенка в учреждении образования становится на современном этапе одной из приоритетных задач,но существуют проблемы, тормозящие практическое осуществление сопровождения ребенка:

– «в ДОО недостаточно оптимальных по форме и содержанию методических материалов по педагогическому сопровождению развития ребенка;

– у педагогов недостаточно знаний о психологических возможностях и индивидуальных особенностях детей, а также информации и методических материалов, необходимых для определения затруднений и развитии ребенка и оказания ему помощи, знаний для определения способностей, возможно, скрытых талантов и создания необходимых условий для их развития;

– в ДОО не отработан механизм взаимодействия воспитателей с другими специалистами и родителями в вопросах сопровождения развития ребенка;

– распространены нежелание и непонимание родителями значимости их участия в процессе сопровождения ребенка» [6, с. 4].

Мы рассматриваем педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста как взаимодействие между участниками образовательного процесса (ребенок, педагог, родитель) и учет индивидуальных особенностей ребенка при реализации индивидуальной образовательной программы.

В опыте зарубежной педагогики содержание образовательных программ получило название «куррикулум», что в переводе с латинского означает путь, дорога, содержание образования. В международной практике образовательные программы представлены как документы, в которых отражены знания об: а) управленческой деятельности, б) образованности, в) обучающихся и г) возможных результатах в конкретно-организованной образовательной среде [3].

В условиях реализации ФГОС ДО, его средства и методы структурируются так, что позволяют ребенку проявлять самостоятельность в выборе материала. Для этих целей разрабатываются образовательные программы (маршруты, траектории, программы обучения), которые моделируют образовательный процесс. Разработка индивидуальных образовательных программ выступает как инструмент реализации личностно ориентированной концепции развития ребенка. Образовательная программа проектируется совместно с детьми и родителями и рассматривается как план освоения стандартной образованности, а выбор способов определяется индивидуальными особенностями ребенка.

При проектировании индивидуальной образовательной программы (далее — ИОП) рекомендуется соблюдать следующую последовательность действий:

  1. Анализ требований ФГОС ДО, содержания основных общеобразовательных программ.
  2. Изучение психолого-педагогического статуса ребенка.
  3. Определение временных границ реализации ИОП. При ее проектировании указывается время, необходимое и достаточное для освоения ее содержания. Корректировка ИОП осуществляется на основе результатов.
  4. Четкое формулирование цели ИОП.
  5. Целеполагание при проектировании ИОП направлено на указание перспективы развития ребенка во временном интервале.
  6. Определение задач, конкретизирующих реализацию ИОП.
  7. Определение содержания ИОП; описание способов и приемов, посредством которых ребенок будет осваивать содержание образования.
  8. Отбор форм ИОП: индивидуальные, индивидуально-групповые.
  9. Определение форм участия в реализации ИОП педагогических работников (психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.), а также родителей (законных представителей) ребенка.
  10. Определение форм и критериев для эффективности мероприятий ИОП при достижении целевых ориентиров.

Воспитателями совместно с узкими специалистами разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент), затем в календарном плане фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса).

При проектировании ИОП педагог выстраивает свою образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребенка, учитывая социальную ситуацию его развития, используя формы и методы работы с детьми, не допуская искусственного ускорения и искусственного замедления развития.

Педагог подбирает средства обучения и воспитания; современные формы, способы, методы и приемы работы (в соответствии с выбранной технологией); предметно-пространственная развивающая образовательная среда, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Выбор форм и методов работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольной организации, её специфики, культурных и региональных особенностей, а также от опыта и творческого подхода педагога.

Таким образом, ИОП, может рассматриваться как итог согласования образовательных стандартов с потребностями ребенка, получающим образование в конкретных условиях при содействии педагогических работников, обладающих определенной профессионально-педагогической компетентностью, которая определяется как некое право принадлежности к определенной профессиональной группе работников, признаваемое со стороны социальной системы в целом, и представителями как этой профессиональной группы, так и других социальных и профессиональных групп.

Литература:

  1. Айрапетов В. А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре: дисс. канд пед. наук. СПб, 2005. — 241 с.
  2. Александрова Е. А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования // Институт системных исследований и координации социальных процессов [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html.
  3. Воробьева, С. В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ. Дис. … докт. педагог, наук. — СПб, 1999.
  4. Исаева, И. А. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребёнка в период дошкольного детства: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Иваева Ирина Юрьевна. — Ростов-н/Д., 2011. — 27 с.
  5. Казакова Е. И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно — ориентационный подход): Автореф. дисс….пед.наук. — СПб., 1995. — 32 с.
  6. Кокуева Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в детском саду: Методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2015. — 112 с. — (Растем здоровыми).
  7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  8. Педагогическая поддержка ребёнка в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 288 с
  9. Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) / Т. П. Авдулова, Е. И. Изотова, Г. Н. Толкачева и др. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2016. — 316 с.
  10. Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Исследование проблем высшего педагогического образования как путь совершенствования многоуровневой подготовки специалиста в сфере образования // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки: Коллективная монография. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — Вып. VII. — С. 7–17.
  11. Соколова, Е. А. Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка: взаимосвязь и различия. // [Электронный ресурс] / Режим доступа:conference.osu.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое сопровождение, развития ребенка, Педагогическое сопровождение, сопровождение развития ребенка, Педагогическое сопровождение развития, Психолого-педагогическое сопровождение, педагогическое сопровождение ребенка, индивидуальной образовательной программы, образовательной деятельности, «педагогическое сопровождение», науке педагогическое сопровождение, проектировании ИОП, педагогическое сопровождение детей, реализации ИОП, сопровождения развития ребенка, Феномен «педагогическое сопровождение», Психолого-педагогическое сопровождение развития, сопровождение развития социального, сопровождению развития ребенка, «динамику развития ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос