Особенности формирования зубной системы у детей и подростков г. Сергача Нижегородской области как один из показателей их биологического созревания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Биология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 03.02.2016

Статья просмотрена: 1101 раз

Библиографическое описание:

Волкова, С. И. Особенности формирования зубной системы у детей и подростков г. Сергача Нижегородской области как один из показателей их биологического созревания / С. И. Волкова, Я. В. Гретченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 359-361. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25719/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

В работе изучены региональные особенности прорезывания молочных и постоянных зубов и влияние на этот процесс некоторых факторов внешней среды.

Все возрастные периоды детей и подростков характеризуются определенными морфофункциональными особенностями развития и строения. Но не всегда индивидуальные расхождения в физическом и психическом развитии могут сильно варьироваться в пределах одного календарного возраста. Поэтому намного важнее является знание признаков биологического возраста. Одним из критериев индивидуального развития является зубная зрелость. Зубная зрелость как критерий биологического возраста определяется по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов. Однако биологический возраст по зубной зрелости можно определить лишь у детей и подростков до 14 лет.

Целью данного исследования было определение особенностей формирования зубной системы у детей и подростков г. Сергача Нижегородской области.

В связи с поставленной целью нами решались следующие задачи:

  1.    Определить морфологические и клинические показатели прорезывания молочных и постоянных зубов у детей г. Сергача.
  2.    Установить характерные для детей г. Сергача параметры прорезывания постоянных зубов.
  3.    Определить взаимосвязь особенностей вскармливания детей на первом году жизни с формированием их зубочелюстной системы.

Методы исследования:

          обследование зубочелюстной системы детей;

          составление зубных формул;

          сравнение полученных данных с данными, соответствующих норме;

          выкопировка данных из историй развития ребенка о показателях физического развития;

          анкетирование родителей школьников для выявления социальных факторов на развитие детей.

Было проведено обследование детей возраста от 1 месяца до 3 лет в ГБУЗ НО «СЦРБ» и школьников от 7 до 15 лет на базе МБОУ СОШ № 6, МБОУ СОШ № 3 г. Сергача Нижегородской области. Всего обследовано 190 человек, из них 112 мальчиков и 78 девочек.

Выделяют три степени прорезывания зуба:

  1.              Прорезался режущий край или жевательные бугры (один или все) коронки зуба.
  2.              Прорезалась коронка зуба до экватора.
  3.              Зуб прорезался полностью, до контакта с антагонистами.

Весь полученный материал был разделен по половому признаку и на возрастные периоды с годовалым интервалом.

Изучение влияния социальных условий на развитие и заболеваний проводили на основании анкетирования родителей учащихся 3-х классов.

Информация о характере питания и социальных факторах, влияющих на развитие обследованного ребенка, была получена из разработанной анкеты-опросника, при выкопировке данных из истории развития ребенка (ф. № 112/у) и медицинской карты (ф. № 26/у).

Полученные данные по срокам прорезывания постоянных зубов представлены нами в Таблице 1.

У детей 7–8 лет происходит завершение прорезывания центральных резцов и первых моляров. И начинается прорезывание вторых верхних и нижних резцов. В возрасте 7 лет снижается темп прорезывания зубов у девочек, и, наоборот, повышается у мальчиков.

 

Таблица 1

Сроки прорезывания постоянных зубов у детей г. Сергача

Пол

Нумерация зубов*

Начало прорезывания (лет, мес.)

Средний срок прорезывания (лет, мес.)

Конец прорезывания (лет, мес).

верхние

нижние

верхние

нижние

верхние

нижние

мальчики

1

6,8

6,9

6,9

6,7

8,9

7,2

2

7,0

7,0

8,0

7,1

9,9

8,8

3

9,0

8,7

11,4

10,10

13,6

12,11

4

7,6

8,5

10,0

10,10

13,3

14,0

5

8,0

9,2

11,1

11,6

14,5

13,5

6

6,0

6,0

6,5

6,3

7,11

7,11

7

10,3

9,11

12,6

11,11

14,9

13,6

девочки

1

6,6

6,4

6,7

6,4

8,7

7,9

2

6,2

6,8

7,10

7,2

8,9

8,7

3

9,2

8,0

10,8

9,6

12,9

12,3

4

7,7

7,7

9,8

10,1

12,5

12,8

5

8,4

8,10

10,1

10,8

12,8

12,7

6

6,2

6,2

6,3

6,3

7,6

7,7

7

10,1

9,5

11,1

11,4

14,1

13,6

Нумерация зубов*: 1 — центральные резцы; 2 — латеральные резцы; 3 — клыки; 4 — первые премоляры; 5 — вторые премоляры; 6 — первые моляры; 7 — вторые моляры.

 

По нашим данным, период прорезывания постоянных зубов составлял 9 лет и включал две фазы активного прорезывания (с 7 до 8 лет и с 10 до 13 лет) и два периода относительного покоя: первый — после прорезывания первых моляров и резцов (в 8 лет — у девочек и в 8–9 лет — у мальчиков), второй — после прорезывания всех постоянных зубов (кроме третьих моляров). У девочек он начинался с 13 лет, у мальчиков — с 14 лет.

В 6,5–7 лет и у мальчиков, и у девочек прорезываются верхние и нижние центральные резцы и первые моляры.

В группе детей 7 лет у девочек в основном прорезались резцы, а у мальчиков — моляры. Следовательно, девочек характеризует резцовый тип прорезывания, а мальчиков — молярный.

В возрасте 8–9 лет у детей завершается прорезывание боковых резцов. У мальчиков начинают прорезываться первые и вторые премоляры, а также верхние клыки. У девочек — первые и вторые премоляры и нижние клыки.

Кроме того, обнаружены и другие половые различия в прорезывания постоянных зубов. Так, у мальчиков клыки начинают прорезываться после первых премоляров и верхних вторых премоляров, а у девочек нижние клыки прорезываются после первых премоляров, а верхние клыки — после вторых премоляров. У мальчиков отмечаются наибольшие различия в сроках прорезывания зубов-антимеров: верхние премоляры у них опережают в развитии свои зубы-антагонисты. У девочек незначительные различия наблюдаются в начальных сроках прорезывания только у нижних клыков. У девочек отмечается более короткий срок прорезывания постоянных зубов, чем у мальчиков. Наименьший срок прорезывания наблюдается у резцов и первых моляров (особенно у девочек), наибольший у премоляров. Следовательно, темпы прорезывания резцов и первых моляров самые высокие, а премоляров — самые низкие из всех групп зубов. Наибольшая разница в сроках прорезывания зубов-антимеров отмечается у верхних боковых резцов и верхних вторых премоляров у мальчиков, а также нижних боковых резцов и верхних вторых премоляров у девочек.

У мальчиков асимметрия прорезывания выражена больше, чем у девочек. Чаще всего она встречается у премоляров и вторых моляров.

Проведенное обследование позволило установить возрастные и половые различия в количестве постоянных зубов у детей г. Сергача.

Для определения уровня биологической зрелости по изучаемому параметру в возрасте от 1 месяца до 3 лет нами выписывались данные из истории развития ребёнка (ф. № 112/у; ф. № 26/у) о показателях физического развития обследованных детей на момент рождения и по характеру вскармливания на первом году жизни.

По результатам исследования было выявлено, что срок прорезывания первых временных зубов у обследованных детей в среднем отставал на 3,23±0,3 (p<0,05) месяца от сроков прорезывания первых молочных зубов, приведенных в исследовании В. М. Елизаровой с соавторами [1].

По данным нашего исследования не обнаружена зависимость между гармоничностью и уровнем зрелости обследованных детей. Однако существовала определенная зависимость между уровнем биологической зрелости, морфологическим строением тела и характером питания на первом году жизни.

Высокий показатель соответствия биологической зрелости календарному возрасту был определен у детей, находившихся на грудном вскармливании (53,7 %), тогда как такой же показатель у детей, которые находились на искусственном вскармливании, был значительно ниже (28 %; p<0,01). Дети, находившиеся на искусственном вскармливании на первом году жизни, характеризовались большим отставанием биологической зрелости (62 %), чем дети, находившиеся на грудном вскармливании (40,7 %; p<0,02). Большое количество детей, чья биологическая зрелость соответствовала календарному возрасту, было выявлено в группе смешанного вскармливания (71,4 %), отставание биологической зрелости от паспортного возраста определено у 28,6 % детей этой группы, а детей с опережением биологической зрелости вообще обнаружено не было.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1.              Средними сроками прорезывания постоянных центральных резцов являются — 6 лет 8 месяцев, боковых резцов — 8 лет 1 месяц, клыков — 11 лет 8 месяцев, первых премоляров — 10 лет 10 месяцев, вторых премоляров — 11 лет, первых моляров — 6 лет 5 месяцев, вторых молямов — 12 лет 4 месяца.
  2.              Для мальчиков характерен молярный тип прорезывания постоянных зубов, для девочек — резцовый. Нижние зубы прорезываются раньше верхних, за исключением верхних премоляров у мальчиков, которые опережают свои зубы-антагонисты, и первых премоляров у девочек, которые прорезаются одновременно. Асимметрия прорезывания чаще наблюдается у премоляров и вторых моляров. Частота асимметрии больше у мальчиков, чем у девочек.
  3.              Из группы испытуемых в 190 мальчиков и девочек 7–15 лет, соответствующих типичному, т. е. близкому к среднему развитию (медианты), было отнесено 95 человек (50 %). Оставшихся 95 человек, относятся к детям с отклонением в биологическом развитии в сторону замедления в пределах 1–2 лет (ретарданты). Акселерантов в исследуемой группе обнаружено не было.
  4.              Значимым фактором, оказывающим влияние на формирование зубочелюстной системы и физическое развитие детей, является характер вскармливания ребенка на первом году жизни.

 

Литература:

 

  1. Елизарова, В. М. Тенденция изменения сроков прорезывания молочных зубов у современного поколения детей / В. М. Елизарова, В. Г. Бутова, Т. Е. Зуева // Медицинская помощь, 2002. — N 6. — С. 40–42.
  2. Леонтьев, В. К. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство / Под ред. В. К. Леонтьева, Л. П. Кисельниковой. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — С. 183–203.
  3. Эльконин, Д. Б. Биологическое развитие в детском возрасте / Д.Б Эльконин. — М. Воронеж: МПСИ, 2006. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): биологическая зрелость, девочка, мальчик, первое, ребенок, второе, моляр, резец, биологический возраст, зубная зрелость.


Похожие статьи

Формирование двигательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами здоровьесберегающих технологий физической культуры

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Проблемы и перспективы внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность ДШИ № 7 г. Ижевска

Геохимические особенности состава волос детского населения в административных районах Томской области

Формы и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в Оренбургском ПКУ

Педагогические условия формирования полоролевой идентичности у детей пятого года жизни

Развитие детского объединения правоохранительной направленности как условие формирования правовой культуры обучающихся санаторной школы-интерната (из опыта работы)

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Условия успешности нравственно-полового воспитания подростков при взаимодействии школы и семьи

Похожие статьи

Формирование двигательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами здоровьесберегающих технологий физической культуры

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Проблемы и перспективы внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность ДШИ № 7 г. Ижевска

Геохимические особенности состава волос детского населения в административных районах Томской области

Формы и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в Оренбургском ПКУ

Педагогические условия формирования полоролевой идентичности у детей пятого года жизни

Развитие детского объединения правоохранительной направленности как условие формирования правовой культуры обучающихся санаторной школы-интерната (из опыта работы)

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Условия успешности нравственно-полового воспитания подростков при взаимодействии школы и семьи

Задать вопрос