Предупреждение преступности выступает важнейшей задачей государства и общества, которые стремятся как можно более эффективно нивелировать детерминанты преступности в общесоциальном масштабе, а также всемерно содействовать проведению мероприятий на специально криминологическом уровне. Поэтому общесоциальное предупреждение женской преступности в Северо-Кавказском федеральном округе должно быть направлено прежде всего на достижение качественно иного состояния общества, в котором женщина получит принципиально другой жизненный статус.
Для предупреждения женской преступности в Северо-Кавказском федеральном округе важное значение имеют и профилактические меры, функция которых последовательно осуществляется всем прогрессивным развитием общества. Она связана с наиболее продолжительными и масштабными видами деятельности, требует реализации значительных мер по развитию экономики, обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан, повышению культуры, морали и законности, социальной защищенности населения.
Среди превентивных мероприятий общесоциального направления в Северо-Кавказском федеральном округе можно выделить такие как всесторонняя поддержка государством и обществом материнства, исключение случаев применения к женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, необоснованно жестких санкций, связанных с изъятием у них их несовершеннолетних детей и помещением их в государственные учреждения (приюты, детские дома, и т. д.); реализация мер социальной защиты наиболее уязвимых групп, оказание адресной помощи в ней нуждающимся; осуществление программ борьбы с бедностью и нищетой с установкой на скорейшее преодоление опасной тенденции ее феминизации, содействие женскому и семейному предпринимательству на федеральном, окружном и региональном уровнях с организацией бизнес-школ, улучшение условий труда женщин с учетом гендерной специфики, создание равных условий мужчинам и женщинам для профессиональной самореализации; стабилизация отечественной экономики, устранение последствий введения против России экономических санкций; обеспечение экономической безопасности предпринимательской деятельности, снижение финансовой нагрузки на предпринимателей малого и среднего бизнеса, внедрение страхования предпринимательской деятельности, стимуляция женщин к развитию собственного дела; гарантия предоставления государственных пособий малообеспеченным женщинам, воспитывающим несовершеннолетних детей, продление программы выплаты «материнского капитала» при рождении второго или последующего ребенка; развитие программ по переобучению женщин, потерявших работу, новым, востребованным на рынке труда профессиям, борьба с женской безработицей; реализация государственных программ, направленных на поддержку семьи как сдерживающего антикриминального фактора при выборе женщиной вариантов поведения; предоставление женщине возможности реализации своей социальной роли жены и матери, что будет способствовать снижению уровня напряженности во внутрисемейных отношениях, уровня феминизации; обеспечение фактически равных возможностей мужчин и женщин для участия в политической жизни общества; координация всей превентивной работы в округе; формирование с помощью средств массовой информации у женщин осознанного отказа от решения собственных проблем путем совершения преступления; стимулирование женщин к активной жизненной позиции, направленной на отрицательное отношение к совершению преступлений; побуждение к сотрудничеству с правоохранительными органами в работе по информированию о готовящихся и совершаемых преступлениях, к оказанию помощи в раскрытии и расследовании противоправных поступков; формирование гармонично развитой личность женщины через учреждения дополнительного образования, которые должны направить интересы женщин в созидательную сторону; широкое применение устройств, затрудняющих совершение преступлений (средства инженерно-технической укрепленности, оборудование объектов системами охранной и тревожной сигнализации, и др.), что сделает невозможным незаметное совершение преступлений и позволит пресекать все спонтанные попытки подобных посягательств, своевременно выявляя и привлекая виновных к ответственности, реализуя уголовно-правовой принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление.
К специально-криминологическим мерам предупреждения женской преступности в Северо-Кавказском федеральном округе стоит отнести следующие. Учитывая, что преступления против собственности занимают первое место среди других видов окружной женской преступности (43,5 % или 5 522 преступления), их предупреждение должно проводиться особо продуманно и взвешенно. Наиболее эффективным средством для этого является широкое внедрение охранных новинок электроники — оборудование общественных мест новейшими техническими системами охраны имущества, в том числе тревожными кнопками и камерами видеонаблюдения за поведением посетителей; нанесение различных маркировочных знаков, таких как электронные штрих-коды, на имущество, которые позволяют пресечь попытки незаконного изъятия имущества и дают возможность идентификации его собственника. Информирование посетителей общественных мест об использовании технических средств слежения за их действиями и маркировки имущества будет психологически сдерживать женщин от необдуманного выбора криминальной формы поведения. [1,с.53] Второе место по распространенности среди женщин Северо-Кавказского федерального округа занимают преступления против жизни и здоровья (11,1 % или 1 411преступление), что требует особого внимания в части их предупреждения, а именно, введения практики разрешения семейно-бытовых конфликтов на профессиональном уровне; при установлении психологических и психиатрических проблем у агрессивно настроенного члена семьи, позволяющего себе применять насилие к своим близким, решения вопроса об оказании ему медицинской помощи, в том числе принудительной и в условиях стационара; в отсутствие серьезных медицинских проблем и при невозможности устранения причины конфликта другим способом, принятия мер к изъятию из семьи женщины — жертвы насилия и ее детей, оказания им всесторонней помощи в трудоустройстве и получении жилья для предотвращения ответной «защищающейся» реакции женщины на насилие в семье. [2,с.285]
В качестве экономических мер общесоциального предупреждения женской преступности можно предложить такие: стабилизация отечественной экономики, устранение последствий введения против России экономических санкций; обеспечение экономической безопасности предпринимательской деятельности, снижение финансовой нагрузки на предпринимателей малого и среднего бизнеса, внедрение страхования предпринимательской деятельности, стимуляция женщин к развитию собственного дела; гарантия предоставления государственных пособий малообеспеченным женщинам, воспитывающим несовершеннолетних детей, продление программы выплаты «материнского капитала» при рождении второго или последующего ребенка; развитие программ по переобучению женщин, потерявших работу, новым, востребованным на рынке труда профессиям, борьба с женской безработицей.
Под профилактикой женской преступности в Северо-Кавказском федеральном округе понимается деятельность государственных органов и общественности по реализации воспитательных и просветительских функций, направленных на повышение уровня правосознания и ответственности за свое поведение среди женщин, а также по выявлению женщин, обнаруживших своим поведением склонность к совершению преступлений, и оказанию на них воздействия путем помощи и контроля, осуществляемых в целях нейтрализация или минимизации влияния конкретных причин и условий, способствующих совершению ими преступлений, посредством мер, не носящих характер наказания.
Органы внутренних дел являются участниками широкого круга правоотношений, возникающих в сфере профилактики преступности. Их деятельность, так или иначе, направлена на нейтрализацию и минимизацию любых причин и условий преступности. Работа по профилактике женской преступности требует от сотрудника органа внутренних дел, ее проводящего, высокой степени квалификации, большого объема знаний, умения применять различные методики к определенному типу потенциальных преступниц, терпения и стойкости.
В рамках осуществления профилактики преступлений, совершаемых женщинами в Северо-Кавказском федеральном округе, важная роль принадлежит следственным подразделениям и подразделениям уголовного розыска, которые, каждое по своей линии, выполняют эту работу в процессе следственной и оперативно-розыскной деятельности. Сотрудники следствия и уголовного розыска широко применяют специфические средства и методы, используемые для выявления женщин, склонных к совершению преступлений, и групп с их участием, разобщения этих групп, а также для склонения их к отказу от преступной деятельности.
Наряду с работниками следствия и уголовного розыска профилактические функции выполняют участковые уполномоченные. В их непосредственные обязанности входит владение обстановкой на вверенной территории, контроль за поведением женщин из неблагополучных семей, ведущих маргинальный образ жизни, отбывших наказание за совершенное преступление. Исходя из собираемых сведений, участковый уполномоченный принимает решение о постановке женщины на соответствующий учет, а также намечает комплекс профилактических мероприятий. В рамках профилактической работы участковые уполномоченные обязаны осуществлять пропаганду правовых знаний среди потенциальных преступниц с целью формирования у них навыков правомерного и социально активного поведения, нетерпимости к любым антиобщественным поступкам.
На качестве выполняемой всеми сотрудниками органов внутренних дел работы, безусловно, положительно скажется повышение их общих знаний о гендерных различиях преступности, об особенностях ее профилактики.
Кроме того, для кардинального изменения ситуации с женской преступностью в Северо-Кавказском федеральном округе считаем целесообразным предложить выделение в системе органов внутренних дел специальной службы по профилактике семейно-бытовых конфликтов, на основе которой функционировали бы подразделения, непосредственно занимающиеся профилактикой женской преступности. Для работы с неблагополучными семьями нужно было бы ввести в органах внутренних дел должности семейных инспекторов, в задачи которых входила бы профилактика домашнего насилия, семейного пьянства, алкоголизма и других форм девиантного поведения, защита детей от насилия со стороны родителей, от вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. Изменению ситуации с женской преступностью в округе способствовала бы активизация сотрудников органов внутренних дел по проведению мероприятий профилактической и виктимологической направленности среди женщин из «групп риска» и их ближайшего окружения, повышение контроля руководителей органов внутренних дел над сотрудниками, ответственными за проведение такой работы, реализация конкретных правил криминологической и виктимологической безопасности, учитывающих личностные особенности профилактируемых женщин и их окружения. Законодательно урегулировать вопросы виктимологической профилактики позволило бы принятие федерального закона «О виктимологической профилактики преступлений в Российской Федерации», который помог бы ликвидировать разнородность в реализации этой важной функции государства на всех уровнях системы виктимологической профилактики преступлений.
Литература:
1. Бидова Б. Б. Обеспечение криминологической безопасности России //Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014.№ 2 (45). С. 51–55.
2. Моргун О. В. Меры финансовой безопасности как основа экономической безопасности государства // Проблемы современной юридической науки и практики: сборник статей студентов, аспирантов и молодых ученых: в 2 т. Т. 2. Красноярск: ИПК СФУ, 2011. С. 283–290.