Процессуальность и пролонгированность как характеристики педагогического сопровождения деятельности командира подразделений внутренних войск МВД России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 23.01.2016

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Петровских, С. А. Процессуальность и пролонгированность как характеристики педагогического сопровождения деятельности командира подразделений внутренних войск МВД России / С. А. Петровских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 890-892. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25281/ (дата обращения: 19.11.2024).



 

Содержание педагогического сопровождения отражает те знания, которыми обогащается командир в процессе своей деятельности при работе с личным составом. В качестве такого содержания выступают профессиональные компетенции. Профессиональные компетенции представляют собой способ существования знаний, умений, которые способствуют личностной самореализации. Иными словами, профессиональная компетенция является целостным социально-профессиональным качеством, которое позволяет успешно исполнять определенные производственные задачи, а также осуществлять взаимодействие с другими людьми.

Профессиональная компетенция определяется на основе теоретической базы, которая требуется для овладения профессией, подтвержденной учебно-воспитательной практикой, а также государственными образовательными стандартами.

Процессуальность и пролонгированность являются основными характеристиками педагогического сопровождения деятельности командира подразделений внутренних войск МВД России. В качестве исходных положений для осуществления формирования теории и методики педагогического сопровождения выступает системно-ориентированный подход, который подразумевает выбор и освоение субъектом развития необходимых инноваций. Вследствие наличия выбора возникает множественность вариантов, что порождает определенную проблему в организации педагогического сопровождения деятельности командира. Выбор варианта организации педагогического сопровождения должен определяться ориентационным полем развития. Педагогическое сопровождение является формой помощи субъекту в формировании ориентационного поля развития, за которое субъект несет ответственность. Главным положением системно-ориентационного подхода является приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъект, при этом ключевым положением является педагогика успеха. Субъект имеет право самостоятельного выбора, но вместе с этим несет полную ответственность за свой выбор. Но признание данного права и его реализация еще не является гарантией качественного обеспечения педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России. Для использования права свободного выбора альтернативных вариантов требуется обучить выбору, помочь разобраться в различных проблемных ситуациях при организации воспитательного процесса личного состава, сформировать план решения проблемных ситуаций при организации воспитательного процесса личного состава.

Педагогическое сопровождение является взаимодействием сопровождающего и сопровождаемого, которое направлено на разрешение различных жизненных проблем в развитии сопровождаемого. Применение термина «сопровождение» объясняется необходимостью отметить самостоятельность командира подразделения внутренних войск МВД России в принятии управленческого решения в области организации воспитательного процесса личного состава. Термин сопровождение подразумевает обеспечение необходимых условий для принятия субъектов решения, тем самым подчеркивая приоритет личности обеспечивающего. Иными словами, термин сопровождение может рассматриваться как помощь в осуществлении профессиональной деятельности человеком, который обладает более совершенными знаниями и умениями в определенной области профессиональной деятельности.

Системно-ориентационный подход предполагает осуществление сопровождения через обеспечение взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого и может рассматриваться как оказание поддержки субъекту развития в решении проблем за счет преобразования ориентационного поля развития. В качестве важного элемента ориентационного поля развития командира выступает чувство социальной ответственности, компетентности, а также опыт служебной деятельности, которые способствуют решению различных профессиональных задач в области организации воспитательного процесс личного состава подразделений внутренних войск МВД России. Базой педагогического сопровождения развития является усиление позитивных факторов и устранение негативных, что дает возможность осуществлять соотношение педагогического сопровождения с внешними преобразованиями, которые являются достаточно благоприятными для поддержки и подкрепления внутреннего потенциала командира подразделения внутренних войск МВД России.

Субъектом развития является система в образовании, а в качестве объекта педагогического сопровождения выступает как отдельный человек, так и процесс и целая система, например образовательная, педагогическая и социальная. Богословский В. И. и Бережнова Л. Н. понимают педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса как особый вид осуществления взаимодействия субъектов. Педагогическое сопровождение воспитательного процесса — это система, которая предоставляет субъекту воспитательного процесса ориентационное поле деятельности, в котором производится выбора оптимальных условий для дальнейшего профессионального становления и роста.

Технологический компонент педагогического сопровождения является объединением технологий педагогического сопровождения. Каждый командир проходит в процессе педагогического сопровождения определенные этапы диагностики, которые служат базой для осуществления постановки целей, выбора и использования методических средств, проведения анализа промежуточных и конечных результатов, а также дает возможность скорректировать процесс работы. В качестве основных технологий педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава являются: осуществление перехода от личного отчужденного к индивидуальному удовлетворению образовательных запросов, то есть реализация перехода к личностно-ориентированному обучению; предоставление командирам необходимой информации о приемах и методах ведения воспитательного процесса личного состава; ориентация на функционирование образовательно системы, ее совершенствование и решение прогностических, а также проектировочных подчиненными; обеспечение командиров подразделений внутренних войск МВД России консультативной поддержкой по информационно-воспитательным, социально-психологическим, а также прочим вопросам; обеспечение преемственности образовательных технологий и программ в плане реализации образовательного и воспитательного процесса личного состава подразделений внутренних войск МВД России.

Разнообразие, адекватность содержания, превалирование диалогических методов взаимодействия с личным составом является достаточно существенным критерием педагогического сопровождения деятельности командиров. Реализация педагогического сопровождения может осуществлять на методологической междисциплинарной основе с учетом специфики взаимодействия с командованием.

Для улучшения реализации педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России требуется осуществление стимулирования самостоятельной работы командиров, их творческой деятельности. В целях координации деятельности требуется организация мониторингового сопровождения для обеспечения качества в управлении системой развития управленческой компетентности командиров в области организации воспитательного процесса в отношении личного состава.

В качестве результатов педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России является формирование единого образовательного пространства, управленческая компетентность командиров, увеличение качества воспитательного и образовательного процесса в отношении личного состава. В ходе педагогического сопровождения осуществляется целенаправленное увеличение управленческой компетентности командиров в плане организации воспитательного процесса, происходит развитие управленческого мышления, которое основано на научных представлениях о системе управления, происходит развитие потребности в достаточно эффективной деятельности в воспитании личного состава и стимулирование к применению инновационных технологий и программ подготовки. Педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России позволяет сформировать активную позицию к службе, осуществить развитие опыта в области взаимодействия с различными категориями подчиненных, а также определить направление на самообразование.

Таким образом, педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России является многоаспектных взаимодействием, которое направлено на осуществление преобразования неблагоприятных условий развития, как внутренних, так и внешних, реализация поддержки командиру в организации воспитательного процесса в отношении личного состава, что особенно актуально в кризисные или переходные периоды служебной деятельности, особенно в условиях реформирования системы. Развитие управленческой компетентности является следствием педагогического сопровождения деятельности командиров и призвано устранить несоответствие между социальными требованиями к личности командира и его профессиональной деятельности в вопросе обучения и воспитания личного состава.

 

Литература:

 

  1.              Карпов В.В., Зайцев Н.Н. Развитие управленческой компетентности командиров подразделений посредством педагогического сопровождения. Вестник СПб Университета МВД России. № 3, 2014г.
  2.              Бялт В.С. Воспитательная работа по укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел: актуальные проблемы и пути решения//Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 1 (61). С. 141
  3.              Федак Е.И. Педагогическая методика обеспечения безопасности службы во внутренних войсках МВД России. М.: Лаборатория «ОП», 2015. С.102
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое сопровождение, воспитательный процесс, личной состав, внутреннее войско МВД России, педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений, область организации, профессиональная деятельность, управленческая компетентность командиров, профессиональная компетенция, системно-ориентационный подход.


Похожие статьи

Роль огневой подготовки в процессе обучения курсантов вузов ФСИН России

Требования, предъявляемые к кабинету психологической разгрузки, и его роль в психологической реабилитации личного состава МЧС России

Жизненная перспектива как фактор профессиональной адаптации обучающихся образовательных организаций МВД России

Феномен ответственности в социально-перцептивной оценке служебно-боевых ситуаций командирами специальных подразделений МВД России

Роль физического воспитания в процессе обучения курсантов высших учебных заведений ФСИН России

Авторитет командира как основа воинского обучения и воспитания военнослужащих на этапе получения профессионального образования

Процессуальный порядок действий органов и должностных лиц, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства (на примере МВД России)

Воспитательная работа как вид профессиональной деятельности сотрудников учебных центров ФСИН России

Огневая подготовка как важный элемент специальной подготовки курсантов ФСИН России

Роль этнической идентичности в формировании этнокультуральной компетентности курсантов ВУЗов МВД России

Похожие статьи

Роль огневой подготовки в процессе обучения курсантов вузов ФСИН России

Требования, предъявляемые к кабинету психологической разгрузки, и его роль в психологической реабилитации личного состава МЧС России

Жизненная перспектива как фактор профессиональной адаптации обучающихся образовательных организаций МВД России

Феномен ответственности в социально-перцептивной оценке служебно-боевых ситуаций командирами специальных подразделений МВД России

Роль физического воспитания в процессе обучения курсантов высших учебных заведений ФСИН России

Авторитет командира как основа воинского обучения и воспитания военнослужащих на этапе получения профессионального образования

Процессуальный порядок действий органов и должностных лиц, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства (на примере МВД России)

Воспитательная работа как вид профессиональной деятельности сотрудников учебных центров ФСИН России

Огневая подготовка как важный элемент специальной подготовки курсантов ФСИН России

Роль этнической идентичности в формировании этнокультуральной компетентности курсантов ВУЗов МВД России

Задать вопрос