Рассматриваются особенности педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава. Обосновывается актуальность развития технологий педагогического сопровождения и их влияния на показатели учебной деятельности подчиненных. Предложен технологический компонент осуществления педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава, представленный объединением методов, средств, этапов, а также уровней педагогического сопровождения.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, управленческая компетентность, командир подразделения внутренних войск МВД России, вуз внутренних войск МВД России.
Задачи осуществления реформирования внутренних войск МВД России, а также системы образования МВД России определяют увеличение требований к качеству подготовки личного состава. Главная задача воспитания личного состава заключается в формировании высоких профессиональных, а также личностных качеств личного состава, недопущение снижения уровня подготовки личного состава внутренних войск МВД России в условиях сокращения численности. Основной резерв для поддержки достаточно высокого уровня подготовки личного состава заключается в повышении качества высокого уровня профессиональной подготовки [3].
Анализ опыта реформирования системы образования МВД России говорит о том, что главный дефицит — это профессионально подготовленные командиры подразделений внутренних войск МВД России, компетентность которых соответствовала бы требованиям реформы. Служебная деятельность требует от командиров подразделений внутренних войск МВД России умения самостоятельного принятия управленческих решений, а также умения действовать в достаточно сложных и быстроменяющихся условиях. Специфика профессиональной деятельности личного состава внутренних войск МВД России заключается в том, что большая часть служебных задач осуществляется в мирное время. Помимо высокого профессионализма, на первый план выходят личностные качества, а также социально — психологические особенности. Помимо данных характеристик, достаточно важными являются командирская воля, решительность, организаторские способности, достаточно высокий личный авторитет, умение командира подчинять, а также формировать и поддерживать здоровый моральный климат в коллективе. Кроме того, в качестве существенного требования к командиру подразделений внутренних войск МВД России предъявляется исполнительность, дисциплинированность, инициативность и творческий подход. Это далеко не полный список требований, которые выдвигаются государством перед командирами подразделений внутренних войск МВД России [6].
Это является достаточно справедливым в отношении командиров подразделений внутренних войск МВД России. Качество деятельности командиров в большей степени определятся уровнем управленческой компетентности, в связи с чем представляется достаточно важным осуществление педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава. Повышение уровня управленческой компетентности позволяет обеспечить эффективность служебной деятельности командира, а также увеличить качество обучения и воспитания личного состава, настроения и дисциплину подчиненных. Вследствие увеличения уровня управленческой компетентности командира становится возможным улучшить учебный процесс, а также боевую готовность подразделения и морально-психологическое состояние коллектива [4].
Иными словами, осуществление развития управленческой компетентности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава является достаточно существенной и актуальной социально-экономической проблемой. Социальные ожидания предполагают появление нового типа командира, который обладал бы способностью решать новые виды образовательных проблем, формировать условия для осуществления педагогического творчества, а также реализации вариативности образовательных программ, стимулируя тем самым образовательные инициативы личного состава подразделений внутренних войск МВД России.
Для соответствия новым требованиям, командиру подразделения внутренних войск требуется постоянное развитие, знания о современном управлении как особого направления его профессиональной деятельности. Процесс подготовки и воспитания личного состава подразделений внутренних войск МВД России является важнейшим этапом социализации, этап оказания целенаправленной поддержки и сопровождения развития управленческой компетентности командиров в области подготовки личного состава.
Достаточно близкими к понятию сопровождение являются содействие, поддержка. Сопровождение означает прохождение с кем-либо части пути. Сопровождение подразумевает собой обеспечение поддержки естественно развивающихся реакций, а также процессов и состояния личности.
Педагогическое сопровождение — деятельность, которые позволяет обеспечить формирование необходимых условий для принятия субъектов развития оптимального решения в различного рода ситуациях жизненного выбора. Каждая программа педагогического сопровождения является технологией разрешения проблем развития. В этой связи, можно отметить некоторое смысловое совпадение «сопровождения» и «педагогического сопровождения», что позволяет говорить о технологии педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава [7, c.102].
Педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава — это теоретическая и практическая поддержка командиров, которая направлена на комплексное профессиональное содействие созданию образовательного пространства, базирующиеся на преемственности образовательных этапов, которые были получены личным составом содержанием обучения, интеграции инновационных образовательных технологий и процессов. В качестве объекта педагогического сопровождения выступает процесс обеспечения развития деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава [6].
Содержание педагогического сопровождения отражает те знания, которыми обогащается командир в процессе своей деятельности при работе с личным составом. В качестве такого содержания выступают профессиональные компетенции. Профессиональные компетенции представляют собой способ существования знаний, умений, которые способствуют личностной самореализации. Иными словами, профессиональная компетенция является целостным социально-профессиональным качеством, которое позволяет успешно исполнять определенные производственные задачи, а также осуществлять взаимодействие с другими людьми [3, c. 141].
Профессиональная компетенция определяется на основе теоретической базы, которая требуется для овладения профессией, подтвержденной учебно-воспитательной практикой, а также государственными образовательными стандартами.
Процессуальность и пролонгированность являются основными характеристиками педагогического сопровождения деятельности командира подразделений внутренних войск МВД России. В качестве исходных положений для осуществления формирования теории и методики педагогического сопровождения выступает системно-ориентированный подход, который подразумевает выбор и освоение субъектом развития необходимых инноваций. Вследствие наличия выбора возникает множественность вариантов, что порождает определенную проблему в организации педагогического сопровождения деятельности командира. Выбор варианта организации педагогического сопровождения должен определяться ориентационным полем развития. Педагогическое сопровождение является формой помощи субъекту в формировании ориентационного поля развития, за которое субъект несет ответственность. Главным положением системно-ориентационного подхода является приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъект, при этом ключевым положением является педагогика успеха. Субъект имеет право самостоятельного выбора, но вместе с этим несет полную ответственность за свой выбор. Но признание данного права и его реализация еще не является гарантией качественного обеспечения педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России. Для использования права свободного выбора альтернативных вариантов требуется обучить выбору, помочь разобраться в различных проблемных ситуациях при организации воспитательного процесса личного состава, сформировать план решения проблемных ситуаций при организации воспитательного процесса личного состава [1].
Педагогическое сопровождение является взаимодействием сопровождающего и сопровождаемого, которое направлено на разрешение различных жизненных проблем в развитии сопровождаемого. Применение термина «сопровождение» объясняется необходимостью отметить самостоятельность командира подразделения внутренних войск МВД России в принятии управленческого решения в области организации воспитательного процесса личного состава. Термин сопровождение подразумевает обеспечение необходимых условий для принятия субъектов решения, тем самым подчеркивая приоритет личности обеспечивающего. Иными словами, термин сопровождение может рассматриваться как помощь [5].
Системно-ориентационный подход предполагает осуществление сопровождения через обеспечение взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого и может рассматриваться как оказание поддержки субъекту развития в решении проблем за счет преобразования ориентационного поля развития. В качестве важного элемента ориентационного поля развития командира выступает чувство социальной ответственности, компетентности, а также опыт служебной деятельности, которые способствуют решению различных профессиональных задач в области организации воспитательного процесс личного состава подразделений внутренних войск МВД России. Базой педагогического сопровождения развития является усиление позитивных факторов и устранение негативных, что дает возможность осуществлять соотношение педагогического сопровождения с внешними преобразованиями, которые являются достаточно благоприятными для поддержки и подкрепления внутреннего потенциала командира подразделения внутренних войск МВД России.
Субъектом развития является система в образовании, а в качестве объекта педагогического сопровождения выступает как отдельный человек, так и процесс и целая система, например образовательная, педагогическая и социальная. Богословский В. И. и Бережнова Л. Н. понимают педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса как особый вид осуществления взаимодействия субъектов [7, c. 58]. Педагогическое сопровождение воспитательного процесса — это система, которая предоставляет субъекту воспитательного процесса ориентационное поле деятельности, в котором производится выбора оптимальных условий для дальнейшего профессионального становления и роста.
Технологический компонент педагогического сопровождения является объединением технологий педагогического сопровождения. Каждый командир проходит в процессе педагогического сопровождения определенные этапы диагностики, которые служат базой для осуществления постановки целей, выбора и использования методических средств, проведения анализа промежуточных и конечных результатов, а также дает возможность скорректировать процесс работы. В качестве основных технологий педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава являются: осуществление перехода от личного отчужденного к индивидуальному удовлетворению образовательных запросов, то есть реализация перехода к личностно-ориентированному обучению; предоставление командирам необходимой информации о приемах и методах ведения воспитательного процесса личного состава; ориентация на функционирование образовательно системы, ее совершенствование и решение прогностических, а также проектировочных подчиненными; обеспечение командиров подразделений внутренних войск МВД России консультативной поддержкой по информационно-воспитательным, социально-психологическим, а также прочим вопросам; обеспечение преемственности образовательных технологий и программ в плане реализации образовательного и воспитательного процесса личного состава подразделений внутренних войск МВД России.
Разнообразие, адекватность содержания, превалирование диалогических методов взаимодействия с личным составом является достаточно существенным критерием педагогического сопровождения деятельности командиров. Реализация педагогического сопровождения может осуществлять на методологической междисциплинарной основе с учетом специфики взаимодействия с командованием.
Для улучшения реализации педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России требуется осуществление стимулирования самостоятельной работы командиров, их творческой деятельности. В целях координации деятельности требуется организация мониторингового сопровождения для обеспечения качества в управлении системой развития управленческой компетентности командиров в области организации воспитательного процесса в отношении личного состава [3].
В качестве результатов педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России является формирование единого образовательного пространства, управленческая компетентность командиров, увеличение качества воспитательного и образовательного процесса в отношении личного состава. В ходе педагогического сопровождения осуществляется целенаправленное увеличение управленческой компетентности командиров в плане организации воспитательного процесса, происходит развитие управленческого мышления, которое основано на научных представлениях о системе управления, происходит развитие потребности в достаточно эффективной деятельности в воспитании личного состава и стимулирование к применению инновационных технологий и программ подготовки. Педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России позволяет сформировать активную позицию к службе, осуществить развитие опыта в области взаимодействия с различными категориями подчиненных, а также определить направление на самообразование [5].
Таким образом, педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России является многоаспектных взаимодействием, которое направлено на осуществление преобразования неблагоприятных условий развития, как внутренних, так и внешних, реализация поддержки командиру в организации воспитательного процесса в отношении личного состава, что особенно актуально в кризисные или переходные периоды служебной деятельности, особенно в условиях реформирования системы. Развитие управленческой компетентности является следствием педагогического сопровождения деятельности командиров и призвано устранить несоответствие между социальными требованиями к личности командира и его профессиональной деятельности в вопросе обучения и воспитания личного состава.
Педагогическое сопровождение и воспитательная работа является важным элементом осуществления подготовки сотрудников, которая способна обеспечить реализацию такого принципа как защита и обеспечение прав и свобод граждан. Педагогическое сопровождение деятельности командиров в воспитании личного состава ориентировано на комплексное применение фор и методов воспитания.
 
Литература:
- Блинников В. П. Особенности правового воспитания военнослужащих во внутренних войсках МВД России//Молодой ученый. 2014. № 1. С. 490–492.
- Богданов А. В. Морально-нравственное воспитание сотрудников полиции: основные проблемы, особенности и пути их решения//Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 11. С. 183–186.
- Бялт В. С. Воспитательная работа по укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел: актуальные проблемы и пути решения//Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 1 (61). С. 139–144.
- Кузьмин А. В. К вопросу о роли руководителя органа внутренних дел в деле воспитания личного состава полиции//Полицейская деятельность. 2014. № 4. С. 358–362.
- Мартусенко С. Н. Системный подход в организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел//Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. № 17. С. 26–32.
- Торопов В. А. Профессиональная компетентность и личностные качества преподавателя физической подготовки образовательного учреждения МВД России//Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 17. С. 335–337.
- Федак Е. И. Педагогическая методика обеспечения безопасности службы во внутренних войсках МВД России. М.: Лаборатория «ОП», 2015. — 250с.
- Щеглов А. В. Профессионально-нравственное воспитание как основа кадровой политики в МВД//Государственная служба и кадры. 2014. № 1. С. 12–17.