Самообразование: «за» и «против». Аналитическая записка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 18.01.2016

Статья просмотрена: 897 раз

Библиографическое описание:

Тимофеева, С. А. Самообразование: «за» и «против». Аналитическая записка / С. А. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 853-856. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25298/ (дата обращения: 17.12.2024).

 

Почти четверть жизни мы проводим в учебных учреждениях: вначале в детском саду, потом в школе, затем в средних специальных или высших учебных заведениях. Но до сих пор значимым остается вопрос о том, как не только сохранить знания и умения, полученные там, но и как самостоятельно их пополнять.

С. И. Ожегов дает такое определение самообразованию: этоприобретениезнаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя [2]. В каких же случаях современный человек может обратиться к самостоятельному обучению без чьей-либо помощи, по каким причинам, какие у него есть ресурсы для этого и как проверить успешность полученных знаний.

Безусловно, главную роль в образовании играет мотивация: еще с детства родители твердят нам, что надо хорошо учиться. Зачастую, повзрослев, некоторые дети уже не так уверены в этом. Ни для кого не секрет, что основной проблемой школьного обучения на сегодняшний день является недостаточная мотивация учащихся. Н. А. Цой освещает эту проблему, рассматривает феномен интернет-зависимости и одиночества [3]. Ненормированное пользование интернетом приводит современных подростков к ряду проблем: снижение внимание, уменьшение объемов оперативной памяти, увеличение чувства тревожности, не только интернет, но и другие СМИ насаждают подросткам аморальные нормы поведения, порождая безнравственность, жестокость. Д. И. Фельдштейн пишет: “В наиболее сложном положении оказались растущие люди, так как противоречия развития, свойственные детскому и юношескому возрастам, значительно усилились в нынешней ситуации, которая приводит к искусственной задержке личностного развития, интенсифицирует рост квазипотребностей, квазиинтересов, отклонения в поведении, повышенную тревожность” [1, 5 с.].Мы, современные учителя, должны смириться с тем, что современный школьник — совсем не тот школьник, которые были раньше, соответственно, и учить его надо по-другому. И всё-таки я убеждена в том, что мотивировать школьников должны прежде всего родители, а учителям следует искать новые способы подачи информации.

Но если проблема мотивации школьника решена, всё равно встаёт ряд других проблем. Уверена, школьник был бы рад научиться чему-то новому, ранее ему неизвестному, но программа загоняет и его, и учителя порой в строгие рамки, определенные всевозможными документами и законами. Учитель не может дать больше информации, если это не предусмотрено программой и поурочным планированием. Возможно, в этом кроется причина всех бед? Учителю просто не хватит времени на «лишние» знания для учеников, которые бы не ограничивались общепринятыми стандартами. По своему опыту знаю, что программу по литературе успеть пройти за год почти невозможно. Иногда по программе даются такие произведения, которые не совсем соответствуют психологическим особенностям развития школьников этого возраста. На изучение сложнейших произведений отводится 2–3 урока. И это при том, что ни один урок в год не пропадет. Но вы сами понимаете, что это невозможно. Как тогда быть? В таком случае перед детьми в современном мире открывается масса возможностей для того, чтобы изучать самостоятельно те дополнительные материалы, которые им будут интересны и необходимы.

Также множество заданий на дом предполагает, что, кроме обучения на уроках, школьник будет заниматься и дома. Для этого существует много сайтов, видеоуроков, презентаций и т. д. Приведу в пример видеоуроки по литературе: небольшие видео (как правило, не более 15 мнут) доходчиво и интересно разъяснят учащимся содержание того или иного литературного произведения, которое после прочтения могло остаться для них не совсем понятным.

 

Также существует очень много сайтов, посвященных изучению иностранного языка, на некоторых из них даже существует подраздел практики. В чем положительный аспект таких ресурсов? Они позволяют всем людям (не только школьникам) самостоятельно контролировать свое обучение. Учителя и преподаватели должны идти по программе, не задерживаясь на какой-то теме больше обозначенного времени, и это при том, что в классах или группах (интернациональных) может быть более 30 человек, среди которых люди с разной степенью владения русским языком, с разным уровнем мозговой активности, темпераментом и другими нейропсихологическими особенностями.

Пример дисграфии

 

Конечно, такие проблемы требуют особого внимания правительства. Система образования теперь должна больше подстраиваться под особенности этих новых детей.

Чем же хорошо самообучение? Оно удобно и тем, что человек сам контролирует время, которое сможет затратить для обучения, это не фиксированные 45 минут для целого класса, а то время, которое человек может уделить учёбе. Разработчики образовательных ресурсов предусмотрели и то, каким образом будет происходить контроль знаний. К сожалению, минусом является то, что проверяет работы не человек, а машина, которой пока неподвластны некоторые сложные операции. Именно поэтому, в основном, проверка сводится к выполнению тестов, повторению слов, мало упора на развитие устной монологической речи и применение правил грамматики (если брать в пример сайты изучения иностранного языка).

 

Плюс самообразования еще и в том, не предусмотренное официальной школьной программой предлагается ученикам в элективных курсах, которые не всегда оказываются бесплатными, поэтому не каждый ученик и родитель могут себе это позволить. В таких случаях ученики могут обращаться к дополнительным источникам информации. Но, по моему искреннему убеждению, образование должно привносить в жизнь ученика не только правила, теоремы или формулы, но и основы духовно-нравственного воспитания, в первую очередь, через предметы гуманитарного цикла.

Школьных часов в полной мере не хватает на то, чтоб приобщать детей, например, к искусству. Острый цейтнот времени ощущается в том, что родители не выделяют своим детям должного времени и внимания. В таких случаях ребенок может сам обратиться к изучению той или иной интересующей его отрасли.

Современные возможности самообразования также чрезвычайно важны и для студентов. Большая часть получения знаний по дисциплине состоит в том, что студент должен сам добывать необходимую ему информацию. Возможности для этого огромны: помимо уже названных образовательных ресурсов, все еще очень актуальными являются библиотеки, а умение работать с картотекой ресурсов — едва ли не важнейшее в институтском образовании.

Но, к сожалению, главная недостаточность знаний, полученных в институте, состоит в том, что теория оторвана от практики, поэтому многие знания, полученные в институте, бывают бесполезны на деле. Неслучайно мудрость гласит: “Опыт — лучший учитель”. Также серьезна проблема неразработанности рынка труда в России, иначе говоря, люди с высшим образованием не могут найти работу по профессии. В таком случае самообразование, а также многие курсы, тренинги могут помочь человеку переквалифицироваться, хотя, конечно, это проблема более, чем серьёзная и требует вмешательства со стороны Министерства Образования, Труда и Занятости РФ.

 

Также хочется отметить огромную значимость самообразования каждого человека на протяжении всей жизни. Конечно, наиболее актуально это для учителей, которым необходимо пополнять свои знания, постоянно развиваться, чтобы быть разносторонне развитым, интересным человеком и педагогом, который сможет привить эту любовь к знаниям детям. Но в профессии каждого человека есть вершины, которые хочется покорить, куда хочется дорасти, самообразование — это путь развития личности, таких её качеств как: целеустремленность, ответственность и др.

“Самосовершенствование развивает уверенность в себе. Человеку необходимо стремиться к получению новых знаний и никогда не останавливаться на достигнутом. Это залог успешного будущего”.

 

Литература:

 

  1.                Волков Б. С. Психология подростка. 5-е изд. — СПб., 2010.
  2.                Ожегов С.И, Шведова О. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2006.
  3.                Цой Н. А. Феномен интернет-зависимости и одиночество// “Социологические исследования” № 12, 2011. с. 98–108.
  4.                http://lingualeo.com/
  5.                Яндекс видео.
Основные термины (генерируются автоматически): том, знание, иностранный язык, программа, ребенок, учитель, школьник.


Задать вопрос