Методика скрининг обследования больных с афазией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 18.01.2016

Статья просмотрена: 8787 раз

Библиографическое описание:

Щербакова, М. М. Методика скрининг обследования больных с афазией / М. М. Щербакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 411-414. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25208/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Изобретение относится к области медицины и педагогики, а именно к неврологии и логопедии. Может найти применение в неврологических и нейрохирургических клиниках, в отделениях реабилитации больных с органическим поражением головного мозга. Отличительной особенностью предлагаемого способа диагностики является то, что обследование больного состоит из нескольких независимых модулей, которые сгруппированы в соответствии с диагностируемыми формами афазии. В каждом модуле тестируется определенная форма и определяется степень ее выраженности.

Ключевые слова: методика скрининг обследования, афазия, формы афазии

 

В настоящее время в медицине достигнут существенный прогресс [5–22], в том числе и лечении афазии. Патогенез афазии характеризуется системным нарушением функционирования речевого мышления вследствие органического поражения головного мозга.

Афазия клинически проявляется:

1)                 в грубом нарушении понимания и собственной речи (грубая сенсомоторная афазия);

2)                 в нарушении понимания обращенной речи (акустико-гностическая афазия);

3)                 в нарушении объема слухоречевой памяти (акустико-мнестическая афазия);

4)                 в нарушении семантики речи (семантическая афазия);

5)                 в нарушении моторной кинестетической программы (афферентно-моторная афазия);

6)                 в нарушении моторной кинетической программы (эфферентно-моторная афазия);

7)                 в нарушении планирования и программирования речевого высказывания (динамическая афазия).

От синдрома афазии следует дифференцировать мутизм, то есть произвольный отказ от речевого общения, не обусловленный органическими изменениями в коре головного мозга. Суть данной работы заключалась в последовательной компоновке и интегрировании материала по диагностике лиц с афазией вплоть до получения окончательной методики обследования. При компоновке информации определялись структурные составляющие диагноза (предпосылки и проявления) путем сличения разных проявлений к конкретным симптомам или синдромам. В данном случае применялся качественный анализ дефекта, выделение первично пострадавших звеньев (факторов). Это позволило различить сходные картины нарушения и способствовало постановке точного логопедического диагноза. В целом, процесс создания компьютерной экспресс методики обследования состоял из нескольких этапов:

  1.                группировка имеющихся симптомов в синдром;
  2.                выделение в синдроме ведущего симптома;
  3.                распознавание полученного синдрома путем сличения с эталонными представлениями о формах афазии.

При обследовании больного первоначально регистрируются анкетные данные, клинический диагноз, особенности эмоционально-волевой сферы больного, результаты объективных исследований (КТ/МРТ). На следующем этапе начинается собственно исследование речевого мышления больного, которое состоит из двух этапов. Цель первого этапа исключить грубую степень тяжести речевого расстройства, а также дифференцировать афазию и мутизм. Цель второго этапа — определение формы афазии и степени ее выраженности.

Результат обследования — балльная оценка, которая соотносится с формой речевого нарушения и степенью его выраженности. Методика скрининг обследования больных с афазией составлена на основе зарекомендовавших себя апробированных методик, использующихся в клиниках для определения выявления речевых нарушений у больных с локальным нарушением мозгового кровообращения [1,2,3,4,5,6].

Создание компьютерной скрининг методики диагностики проводилось в 2013–2015 гг. в несколько этапов: На первом этапе разработчиком (логопедом Щербаковой М. М.) на основе проанализированной литературы и собственных внедренных программ реабилитации была составлена экспресс методика диагностики афазии, отвечающая всем требованиям, предъявляемым к данным работам. Контролировал процесс, анализировал содержание экспресс методики и ее адекватность применения в клинике руководитель отделения неврологии, главный внештатный специалист Московской Области, заведующий кафедрой неврологии ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. В. Владимирского д. м. н., профессор Котов С. В. На втором этапе создавался компьютерный вариант экспресс диагностики (программисты отделения компьютерных технологий ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского МОНИКИ.). На третьем этапе компьютерная скрининг диагностика афазии прошла апробацию в клинике (отделение неврологии ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского) и доказала свою достоверность.

Алгоритм обследования прост и доступен для специалистов, так как: 1) не требует дополнительных материалов; 2) доступен для обследования больных как логопедам-афазиологам, так и врачам-неврологам. Продолжительность обследования одного больного составляет от 7 до 30 минут и не требует большой психической нагрузки от больного.

Способ осуществляется следующим образом. Первоначально фиксируются общие сведения о больном, неврологический диагноз, группа инвалидности, образование больного, особенности эмоционально-волевой сферы больного, уточняется наличие или отсутствие очагового поражения головного мозга по данным объективных исследований (КТ/МРТ). Затем начинается собственно процесс обследования речевого мышления больного, который состоит из нескольких независимых модулей. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора последнего элемента в предлагаемом задании, либо по истечении отведенного на выполнение задания времени.

Модуль 1. Обследование грубой сенсомоторной афазии. Включает 4 задания. Задания: ситуативная беседа (3 балла); автоматизированная речь (2 балла); договаривание стойких речевых конструкций (3 балла); понимание простейших речевых инструкций (4 балла).

Результат обследования:

1)                 0–6 баллов — тотальная афазия. Рекомендуется Модуль 2. Исключение мутизма.

2)                 7–9 баллов — грубая сенсомоторная афазия.

3)                 10–12 баллов — грубой сенсомоторной афазии нет. Рекомендовано дальнейшее обследование больного.

Модуль 2. Исключение мутизма. Включает 3 задания и одно дополнительное. Задания: дописывание пропущенных слов в текст (1 балл); показ предметных картинок по инструкции (1 балл); дописывание предложений (4 балла).

Результат обследования:

1)                 0–2 балла — мутизма нет. Ставится диагноз: тотальная афазия

2)                 3 балла — проводится дополнительное обследование с целью исключения мутизма. В результате обследования: а) 0 баллов — мутизм исключается, ставится грубая сенсомоторная афазия; б) 1 балл — мутизм подтверждается.

3)                 4–6 баллов — мутизм.

Модуль 3. Акустико-гностическая афазия. Включает 6 заданий. Задания: показ сюжетных картинок (4 балла); показ предметных картинок (4 балла); раскладывание подписей к предметным картинкам (4 балла); фонематическое восприятие (6 баллов); составление слов из букв (4 балла).

Результат обследования:

1)                 20–22 балла — акустико-гностической афазии нет.

2)                 16–19 баллов — акустико-гностическая афазия легкой степени тяжести

3)                 13–15 баллов — акустико-гностическая афазия средней степени тяжести.

4)                 0–12 баллов — акустико-гностическая афазия грубой степени тяжести.

Модуль 4. Акустико-мнестическая афазия. Включает 5 заданий. Задания: показ недорисованных предметных картинок (4 балла); объяснение функциональных назначений предметов (5 баллов); подбор аналогии (2 балла); слухоречевая память на серию слов (2 балла), слухоречевая память на текст (4 балла).

Результат обследования:

1)                 16–17 балла — акустико-мнестической афазии нет.

2)                 13–15 баллов — акустико-мнестическая афазия легкой степени тяжести

3)                 7- 12 баллов — акустико-мнестическая афазия средней степени тяжести.

4)                 0–6 баллов — акустико-мнестическая афазия грубой степени тяжести.

Модуль 5. Семантическая афазия. Включает 7 заданий. Задания: зрительное восприятие пропорций (1 балл); восприятие наложенных изображений (3 балла); схема тела (4 балла); определение времени на часах (2 балла); счетные операции (1 балл); понимание переносного смысла слова (4 балла); понимание логико-грамматических оборотов (2 балла).

Результат обследования:

1)                 16–17 балла — семантической афазии нет.

2)                 14–15 баллов — семантическая афазия легкой степени тяжести

3)                 8–13 баллов — семантическая афазия средней степени тяжести.

4)                 0–7 баллов — семантическая афазия грубой степени тяжести.

Модуль 6. Динамическая афазия. Включает 5 заданий. Задания: динамический праксис (1 балл); подбор к словам-глаголам синонимов (4 балла), антонимов (4 балла); построение фразы (предложения) (3 балла); решение логических задач (3 балла).

Результат обследования:

1)                 14–15 баллов — динамической афазии нет.

2)                 12–13 баллов — динамическая афазия легкой степени тяжести

3)                 8- 11 баллов — динамическая афазия средней степени тяжести.

4)                 0–7 баллов — динамическая афазия грубой степени тяжести.

Модуль 7. Эфферентно-моторная афазия. Включает 4 задания. Задания: воспроизведение дезавтоматизированных рядов (2 балла); графический праксис (2 балла); составление слов из слогов (4 балла); составление слов из букв с известной первой буквой (4 балла).

Результат обследования:

1)                 10–11 баллов — эфферентно-моторной афазии нет.

2)                 8–9 баллов — эфферентно-моторная афазия легкой степени тяжести

3)                 5–7 баллов — эфферентно-моторная афазия средней степени тяжести.

4)                 0–4 баллов — эфферентно-моторная афазия грубой степени тяжести.

Модуль 8. Афферентно-моторная афазия. Включает 6 заданий. Задания: автоматизированное письмо (1 балл); дописывание первых слогов в слово (4 балла); дописывание последних слогов в слово (4 балла); составление слов из букв (3 балла); отгадывание кроссворда (5 баллов); дезавтоматизированное письмо (2 балла).

Результат обследования:

1)                 18–19 баллов — афферентно-моторной афазии нет.

2)                 14–17 баллов — афферентно-моторная афазия легкой степени тяжести

3)                 7–13 баллов — афферентно-моторная афазия средней степени тяжести.

4)                 0–6 баллов — афферентно-моторная афазия грубой степени тяжести.

Таким образом, диагностика речевого мышления больного по уникальной методике включает либо:

1)                 все модули обследования с определением формы афазии и степени ее выраженности у больных без предварительного диагноза. Процедура занимает около 30 минут.

2)                 определенный модуль обследования у больных с наличием предварительного диагноза с целью подтверждения наличия данной формы афазии и определения степени ее выраженности. Процедура обследования занимает 5–7 минут.

Методика прошла апробацию в неврологическом отделении ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского в 2013–2015 гг. на 137 больных. В большинстве случаев у больных наблюдались сочетанные речевые диагнозы. Всем обследуемым больным (137 человек) был поставлен предварительный логопедический диагноз, который был подтвержден в 100 % случаев при обследовании их по скрининг методике обследования. После проведенного курса реабилитации с больными проводилось повторное обследование по методике скрининг обследования, которое позволило доказать результативность комплексного лечения (сосудистой терапии и логопедического воздействия). Если при первичном обследовании речевых нарушений выявлено не было, повторное обследование не проводилось.

В целом можно отметить следующие достоинства компьютерной скрининг методики обследования больных с афазией:

1)                 в методике диагностики учтены все параметры проявления синдрома афазии (нарушение как речевых, так и неречевых высших психических функций).

2)                 алгоритм обследования прост и доступен для специалистов, так как:

а)                  не требует дополнительных материалов;

б)                 доступен для обследования больных как логопедам-афазиологам, так и врачам неврологам, работающим с данной группой больных.

3)                 продолжительность обследования одного больного составляет от 7 до 30 минут и не требует большой психической нагрузки от больного.

 

Литература:

 

  1.                Ананьева Н. И., Круглов Л. С. и др. Комплексная диагностика сосудистых деменций. Пособие для врачей, — Изд-во Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 2007
  2.                Ахутина Т. В., Цветкова Л. С., Пылаева Н. М. Методика оценки речи при афазии — М. Изд-во МГУ 1981
  3.                Васеерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики — СПб, 1997
  4.                Распространенные шкалы в неврологии — Сборник «НПК ФАРМАСОФТ» 2012
  5.                Шкловский В. М. Карта нейропсихологического исследования больных с нарушениями высших психических функций — М. Отделение патологии речи МНИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1996
  6.                Benton, Hamsher Multilingual Aphasia Examination, 1989
  7.                Молочков А. В., Кильдюшевский А. В., Карзанов О. В., Багапш Л. С. Клиническая эффективность экстракорпоральной фотохимиотерапии при красной волчанке. // Альманах клинической медицины. 2014. № 34. С. 15–19
  8.                Молочков В. А. Лечение псориаза гомеопатическими препаратами // Альманах клинической медицины. 2014. № 34. С. 20–25
  9.                Молочков А. В., Романко Ю. С., Казанцева К. В., Сухова Т. Е., Попучиев В. В., Третьякова Е. И., Матвеева О. В., Кунцевич Ж. С., Молочкова Ю. В. и др. Лазероиндуцированная термотерапия и фотодинамическая терапия в дерматологии: возможности и перспективы. // Альманах клинической медицины. 2014. № 34. С. 30–35
  10.            Молочков В. А., Кунцевич Ж. С., Бобров М. А. и др. Эруптивная кератоакантома типа гржебовски. // Альманах клинической медицины. 2014. № 34. С. 36–41
  11.            Молочков В. А., Корнева Л. В., Снарская Е. С., Щербакова Е. О., Полянская А. А., Нодельман Е. К. Ассоциация доброкачественных эпителиальных неоплазий с вирусом папилломы человека рода beta. // Альманах клинической медицины. 2014. № 34. С. 47–51
  12.            Молочков В. А., Корнева Л. В., Снарская Е. С., Щербакова Е. О., Полянская А. А., Трофимова О. Б. Сравнительный анализ ассоциации себорейного кератоза с вирусом папилломы человека у иммуносупрессивных и иммунокомпетентных пациентов. // Альманах клинической медицины. 2014. № 34. С.52–55
  13.            Молочков А. В., Хлебникова А. Н. Возможности липосомальной косметики айсида в лечении хронических дерматозов (обзор литературы). // Альманах клинической медицины. 2014. № 34. С. 85–90
  14.            Молочков В. А. и др. Индинол форто и эгаллохит в терапии остроконечных и гигантских кондилом. // Альманах клинической медицины. 2014. № 34. С. 100–105
  15.            Молочков В. А. Силденафил и хронический простатит. // Альманах клинической медицины. 2014. № 34. С. 108–111
  16.            Глазков А. А., Куликов Д. А., Древаль А. В. и др. Разработка способа диагностики нарушений микроциркуляции крови у больных сахарным диабетом методом лазерной допплеровской флоуметрии. // Альманах клинической медицины. 2014. № 31. С. 7–10
  17.            Куликова П. А., Филюшкин Ю. Н., Куликов Д. А., Федулов А. В., Машков А. Е., Куликов А. В. Экспериментальная модель первичного мужского гипогонадизма. // Альманах клинической медицины. 2014. № 31. С.21–24
  18.            Щербакова М. М. и др. Реабилитация больных с афазией по модифицированным методикам восстановления. // Альманах клинической медицины. 2014. № 31. С.56–60
  19.            Молочков А. В., Кильдюшевский А. В., Карзанов О. В., Багапш Л. С. Клиническая эффективность экстракорпоральной фотохимиотерапии при красной волчанке. // Альманах клинической медицины. 2014. № 34. С. 15–19
  20.            Дмитриева Н. Г., Яковчик О. Н., Ватазин А. В. и др. Система гистосовместимости при трансплантации почки. // Альманах клинической медицины. 2014. № 31. С.83–87
  21.            Руденко Т. Е., Кутырина И. М., Швецов М. Ю., Андросова С. О. Ригидность общих сонных и бедренных артерий на додиализной стадии хронической болезни почек. // Альманах клинической медицины. 2014. № 30. С. 25–31
  22.            Гордовская Н. Б., Коротчаева Ю. В. Бессимптомная бактериурия у беременных: диагностика и лечение. // Альманах клинической медицины. 2014. № 30. С.57–60
Основные термины (генерируются автоматически): балл, результат обследования, акустико-гностическая афазия, афазия, афферентно-моторная афазия, динамическая афазия, задание, семантическая афазия, тяжесть, эфферентно-моторная афазия.


Ключевые слова

методика скрининг обследования, афазия, формы афазии

Похожие статьи

Особенности реабилитации пациентов с травматической болезнью спинного мозга

В статье описываются особенности течения травматической болезни спинного мозга, причины возникновения, основные виды лечения и реабилитационных мероприятий. Значимость современных принципов и подходов в реабилитации пациентов с травматической болезнь...

Особенности проявления дисграфии при рукописном письме и печати на клавиатуре у взрослых людей

В статье представлен краткий обзор современных исследований о разных типах дисграфии. Рассмотрены нейропсихологические классификации видов дисграфии, а также зависимость каждого типа от способа подачи речи и от метода ее воспроизведения. Проведен сра...

Этапы развития анестезиологии (литературный обзор)

Анестезиология — область клинической медицины, изучающая вопросы обезболивания и управления жизненно важными функциями организма во время хирургических вмешательств. Развитие анестезиологии берет свое начало с конца XIX века и продолжается по настоящ...

Когнитивные дисфункции у пациентов в послеоперационный период

В статье представлен анализ влияния вида анестезии на когнитивные функции пациентов хирургического профиля до и после проведения оперативного вмешательства. Анализ был проведен на выборке из 30 пациентов. Выявлены зависимости тяжести когнитивных нару...

Совершенствование комплексного лечения глиальных новообразований головного мозга

Нейрохирургическая система, являющаяся направлением медицины, изучающей болезни, травмы, клинику, диагностику и лечение нервной системы, является одной из самых новых, а также наиболее развивающихся областей науки. Ограниченное распространение глиаль...

Виды и методы психологической помощи людям с нарушением пищевого поведения

В настоящее время нарушения пищевого поведения приобретают все большую распространенность. Это обусловливает интерес к проблематике оказания психологической помощи людям, которые страдают подобными нарушениями — как в теоретическом контексте, так и в...

Коррекция дизартрии в процессе вокального обучения

В статье рассматривается один из наиболее распространенных речевых дефектов, встречающихся при ДЦП — дизартрия. Особое внимание обращено на общую симптоматику дизартрии и пути ее коррекции, одним из которых является фонопедический метод. В связи с те...

Различные методы лечения острой сенсоневральной тугоухости

Целью данного обзора является изучение различных методов лечения острой сенсоневральной тугоухости. Материалом данного обзора является 25 научных публикаций, опубликованных в научных базах Scopus, Web of Science и E-library за последние 10 лет. Обзор...

Особенности анамнеза девочек с первичной дисменореей

Первичная дисменорея — это циклически повторяющийся болевой синдром, который обусловлен комплексом нейровегетативных, обменных и поведенческих нарушений, сопровождающих менструальное отторжение эндометрия. Цель исследования — определение факторов рис...

Раннее выявление и диагностика детей с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются клинические проявления аутизма, описываются основные симптомы, на которые необходимо обращать внимание родителям и специалистам, а также дается обобщенная характеристика методов обследования. Проблема аутизма в настоящее врем...

Похожие статьи

Особенности реабилитации пациентов с травматической болезнью спинного мозга

В статье описываются особенности течения травматической болезни спинного мозга, причины возникновения, основные виды лечения и реабилитационных мероприятий. Значимость современных принципов и подходов в реабилитации пациентов с травматической болезнь...

Особенности проявления дисграфии при рукописном письме и печати на клавиатуре у взрослых людей

В статье представлен краткий обзор современных исследований о разных типах дисграфии. Рассмотрены нейропсихологические классификации видов дисграфии, а также зависимость каждого типа от способа подачи речи и от метода ее воспроизведения. Проведен сра...

Этапы развития анестезиологии (литературный обзор)

Анестезиология — область клинической медицины, изучающая вопросы обезболивания и управления жизненно важными функциями организма во время хирургических вмешательств. Развитие анестезиологии берет свое начало с конца XIX века и продолжается по настоящ...

Когнитивные дисфункции у пациентов в послеоперационный период

В статье представлен анализ влияния вида анестезии на когнитивные функции пациентов хирургического профиля до и после проведения оперативного вмешательства. Анализ был проведен на выборке из 30 пациентов. Выявлены зависимости тяжести когнитивных нару...

Совершенствование комплексного лечения глиальных новообразований головного мозга

Нейрохирургическая система, являющаяся направлением медицины, изучающей болезни, травмы, клинику, диагностику и лечение нервной системы, является одной из самых новых, а также наиболее развивающихся областей науки. Ограниченное распространение глиаль...

Виды и методы психологической помощи людям с нарушением пищевого поведения

В настоящее время нарушения пищевого поведения приобретают все большую распространенность. Это обусловливает интерес к проблематике оказания психологической помощи людям, которые страдают подобными нарушениями — как в теоретическом контексте, так и в...

Коррекция дизартрии в процессе вокального обучения

В статье рассматривается один из наиболее распространенных речевых дефектов, встречающихся при ДЦП — дизартрия. Особое внимание обращено на общую симптоматику дизартрии и пути ее коррекции, одним из которых является фонопедический метод. В связи с те...

Различные методы лечения острой сенсоневральной тугоухости

Целью данного обзора является изучение различных методов лечения острой сенсоневральной тугоухости. Материалом данного обзора является 25 научных публикаций, опубликованных в научных базах Scopus, Web of Science и E-library за последние 10 лет. Обзор...

Особенности анамнеза девочек с первичной дисменореей

Первичная дисменорея — это циклически повторяющийся болевой синдром, который обусловлен комплексом нейровегетативных, обменных и поведенческих нарушений, сопровождающих менструальное отторжение эндометрия. Цель исследования — определение факторов рис...

Раннее выявление и диагностика детей с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются клинические проявления аутизма, описываются основные симптомы, на которые необходимо обращать внимание родителям и специалистам, а также дается обобщенная характеристика методов обследования. Проблема аутизма в настоящее врем...

Задать вопрос