Я работаю медсестрой в отделение заболеваний нервной, мышечной систем Диагностического центра Алтайского края. В нашем отделении наблюдаются дети с патологией центральной и периферической нервной системы. Все чаще в последнее время приходится сталкиваться с таким диагнозом как задержка речевого развития у детей. И, к сожалению, всё чаще и чаще наблюдаю как родители, сами того не осознавая, лишают своего малыша потребности говорить.
Начнем сначала, с терминологии: Задержка речевого развития — это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4-х лет. Принято считать, что речь является одним из показателей умственного и психического развития ребёнка. Существуют определённые нормы развития речи у детей. К 1-ому году жизни ребёнок должен знать уже около 10 облегчённых слов, понимать более 20 слов (оборачиваться, когда к нему обращаются; узнавать предметы на слух: «где мишка?» и т. д.). К 2-ум годам ребёнок должен соотносить знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает мяч, автобус и т. д.). В возрасте 18–24 месяцев ребёнок выполняет простейшие команды: «Возьми мяч и дай его мне» и др. От 2-х до 3-х лет дети произносят отдельные слова и формируют фразы: «Пойдем гулять» и т. д. К 3-ему году жизни ребёнка его речь приобретает связный характер, появляются предложения, ребёнок задаёт вопросы, меняет интонацию. Словарный запас быстро увеличивается (800–1000 слов!), ребёнок часто подражает. Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, внимание, воображение. Таким образом, задержка речевого развития после 3-х лет может пагубно влиять не только на речевые способности, но и на способность читать, писать и даже думать. Если развитие ребёнка отличается от возрастной нормы, то родителям не стоит ждать, когда он заговорит сам, а необходимо обратиться к специалисту. Диагноз задержка речевого развития у ребёнка ставится на основании комплексного заключения врачей специалистов: психолога, невролога, логопеда. Чем раньше выявлена проблема, тем легче с ней справится и избежать дальнейших осложнений. Лечение зависит от причины, по которой произошла задержка развития речи.
Существуют несколько причин задержки речевого развития у детей:
заболевания и поражения головного мозга;
нарушение слуха;
генетически обусловленное замедленное созревания нервных клеток, отвечающих за речь;
невостребованность речи.
Отдельно можно выявить ещё 2 категории: — пол ребёнка. Существует мнение, что мальчики начинают говорить позже девочек.
— Левшество — это не синоним термина «леворукость». Некоторые авторы связывают задержку речевого развития с левшеством — функциональная асимметрия мозга. Выделяют левшество моторное (рук, ног) и сенсорное (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса).
Я хотела бы остановиться на причине, к сожалению, часто мной наблюдаемой, на причине, которую в силах родителей предотвратить и устранить, а именно причине невостребованности речи. Современные родители, к сожалению, часто бросают процесс формирования речи ребёнка на самотёк. Они очень мало времени проводят со своими детьми, несмотря на то, что находятся рядом. Современные дети редко слышат сказки, рассказываемые мамой и папой, играют в кубики, я уже не говорю о чтении потешек и пении колыбельных на ночь.
А ведь именно потешки, колыбельные обогащают словарный запас детей за счёт содержания сведений об окружающем мире и предметах, они учат детей создавать однокоренные слова («котя», «котенька», «коток»), а благодаря позитивной эмоциональной окраске хорошо осваиваются. В сказках точно и лаконично выявлены не только мысли и идеи, но и их эмоциональная окраска (радость, злость, поощрение и т. д.). Эмоциональная окраска и интонация речи имеют важное значение, так мы узнаём о настроении говорящего и значении того, что он нам доносит.
Всё чаще и чаще игрушками и друзьями наших детей становится телевизор, компьютер, а книгами — мультики. Чтобы успеть переделать всю домашнюю работу или немного отдохнуть, родители часто включают мультики своим малышам. Не правда ли, удобное изобретение — вручил малышу планшет с мультяшками и пусть себе «развивается», а нас ждут «великие» дела! Но в выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребёнка гораздо сильнее! Ребёнок почти всю информацию получает из образов, из которых потом строится его модель мира, но это уже другая тема. А с точки зрения медицины, нас интересует, что же происходит в нервных клетках в то время, когда наш ребёнок с увлечение смотрит очередной мультфильм. Говоря непонятным для родителей языком, в нервных клетках мозга нашего ребёнка в это время образуется энзим, который разрушает все недостаточно миелинизированные нервные связи («миелин» — жироподобное изолирующее вещество, повышающее скорость распространения нервного импульса). Проще говоря, при просмотре любых мультфильмов, даже самых «развивающих», ребёнок не может устанавливать новые связи потому что не работают основные виды восприятия; информация не требует переработки, а сразу же усваивается; мозг не успевает установить связи между объектами, «выхватывает» их обрывочно; при повторном просмотре одного и того же изображения не поступает новой информации. Для сравнения, рассматривая повторно реальный объект (кубик, книжку и пр.) ребёнок находит всё новые и новые его свойства, мозг каждый раз устанавливает новую необходимую связь, процесс восприятия активен и влияет на мыслительную деятельность. Таким образом, при просмотре мультфильмов, нейроны «простаивают», мыслительные операции не развиваются. За короткий промежуток времени мозг воспринимает нереальное для обычного рассматривания количества зрительной информации. Мозг посылает сигналы о перегрузке в нервную систему. Как вы думаете, как нервная система будет заботиться о перегруженном мозге? Эта забота будет проявляться тиками, гиперактивностью, задержкой речевого развития, энурезом. Не ожидали? А усваивая ненастоящие, нарисованные образы, ребёнок теряет возможность построить представление о действительности. Согласитесь, из карикатурных персонажей не может складываться мировоззрение. Поверхностное восприятие (много объектов) и снижение ценности отдельных впечатлений влияют на речь и на мышление. Психологи советуют родителям тщательно отбирать для своих малышей мультфильмы и по возможности смотреть их вместе с детьми, наблюдая за их реакцией.
Я ни в коем случае не призываю выбросить компьютеры и телевизоры! Но смотреть нужно выборочно и в строго определенное время. Вспомните наше детство! Мультики в вечерней программе «Спокойной ночи, малыши», субботние «А Б В Г Дейки», воскресные «В гостях у сказки» и «Будильник». А «Сорока, сорока кашу варила…», «раз, два, три, четыре, пять вышел зайчик погулять…» вспомнили?! Наши родители были тоже очень заняты, но они находили время почитать нам на ночь сказку. Я до сих пор помню красочные картинки к «сказкам Пушкина». А что будут вспоминать наши дети, когда вырастут? Покемонов или Лунтика — бесполых существ с ограниченным словарным запасом? Наши родители находили время быть не просто рядом с нами, а что важнее, ВМЕСТЕ с нами, со своими детьми! Ни один, даже самый поучительный, мультфильм не может заменить ребёнку общение с родителями. Детям нужны наша родительская забота, внимание, присутствие, участие. На ребёнка нужно находить время, пусть его будет не так много. Тогда, я уверена, диагноз задержка речевого развития будет реже звучать, ведь в последнее время «невостребованность речи» является одной из основных причин этого диагноза. Помогите своему малышу заговорить!
Литература:
- Бёдер Е. Комплексное изучение детей с временными задержками речи и вопросы их обучения. Дефектология.-1975
- Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. Психолог. исследования. wwwqumer.info/bibliotek
- Влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста /wwwrevolucion. allbest.ru/psychology…/
- Задержка речевого развития /www.rusmedserver.ru/
- Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет. М.: Теревинф,2007